На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 278 подписчиков

Патриотическая соната

Патриотическая соната



Сегодняшних детей воспитывают совершенно по-другому, и есть в этом процессе глубокие ошибки и яркие примеры. Поколение войны воспитывала действительность и личный пример взрослых. Обвиняя нынешних детей, мы должны в первую очередь обвинять себя, свои ошибки и свои недостатки. Но это сделать сложно и зачастую невозможно. Но есть в России люди, которые придают правильный вектор воспитанию подрастающего поколения, которое составляет основу нашей будущей жизни, нашей нации.

Как воспитать патриотов? Воспитание любви к родному краю, к Отечеству – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как это сделать? В своё время в стране возникла проблема патриотического воспитания школьников. В предыдущие десятилетия это направление было немного упущено: реорганизованы детские организации, взамен художественным книгам появились сотовые телефоны, компьютеры, планшеты. Как результат этого мы видим выросшее поколение, для которого чужды понятия «патриотизм», «Отечество». 

Именно поэтому в Донецке (Ростовская область) решили провести соревнования по дзюдо, посвященные героям Великой Отечественной войны. Идея проведения таких соревнований пришла двум полковникам – Юрию Оселедкину и Александру Василенко и генералу Александру Огинскому. 

Генерал ФСБ Александр Владимирович Огинский – фигура интересная. И да простит читатель небольшое отступление от общей канвы, не рассказать о некоторых фактах его биографии нельзя. 

Александр Владимирович родился в 1952 году, тогда еще в свидетельстве о рождении указывали не Донецк, а станицу Гундоровскую. Детство его было таким же, как у многих донецких мальчишек, родители которых пережили войну. Отец прошел суровую фронтовую школу и не любил рассказывать о трудностях и потерях Великой Отечественной. А мама, пережившая голод и оккупацию в Белоруссии, всегда говорила: «Все переживём, лишь бы не было войны». Эту фразу она любит повторять и по сей день. 

После окончания училища Александр Владимирович получил направление в войска стратегического назначения, затем прошёл переподготовку и стал служить в КГБ. Он прошел сложный путь, дослужившись до генерала Федеральной службы безопасности, и говорит, что никогда не сомневался в правильности выбранной профессии. Приезжая в родной город, чтобы навестить маму (отца, к сожалению, уже нет), Александр Владимирович всегда радуется, если в Донецке происходит что-то позитивное, интересное. Он и сам не прочь поддержать хорошую идею, любое положительное начинание. 

Год назад стартовало это спортивное мероприятие под руководством знаменитого тренера Сергея Беляева, и вот пришёл черёд второго турнира. 

- Полное название – турнир по дзюдо памяти Петра Даниловича Оселедкина и всех героев Великой Отечественной, - рассказал сын героя Юрий Оселедкин. Именно он является главным вдохновителем соревнований, медали ручной работы выполнены по его эскизам на его предприятии. Петр Данилович Оселедкин – фронтовой разведчик, награжденный медалью «За боевые заслуги» и орденом Отечественной войны 2-й степени. Ведь здесь ты не просто победил, а выиграл медаль памяти настоящего героя. Дзюдо ведь тоже выбрано не случайно, это спорт военных разведчиков, поэтому ребятам легче объяснить, что качества, присущие настоящим спортсменам, необходимы и воинам. Сила и ловкость, мужество и дисциплина в процессе занятий помогут в будущем на службе Отечеству.

Патриотическая соната


«Вот и кончилась наша юность»
- Дорогие наши дети! Аттестат о среднем образовании открывает вам дорогу в неведомое будущее. Завтра вас ждут заводы и фабрики, колхозы и совхозы, училища и институты – нелёгкий рабочий и студенческий труд. У нашего Отечества великое прошлое, героическое настоящее, светлое будущее. И здесь сегодня уместно сказать о чувстве гордости советских людей перед Родиной. Известно, что о своих способностях человек может узнать, только попробовав себя в конкретных делах. И ничто так не возвышает, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, патриотизм. Сегодня в капиталистическом мире идёт война, возможно, она коснется и нас. И я жду от вас мужественности, смелости, самоотверженности, храбрости, высокого патриотизма и истинного гуманизма. Счастливого вам пути! – такими словами закончила свое выступление на выпускном вечере 21 июня 1941 года учительница немецкого языка, наш классный руководитель Аделина Августовна Шнисс.

Гремит музыка. На сцене появляются нарядные красивые девушки-выпускницы. Они полукругом охватывают сцену, а в центре выстраиваются наши физкультурники, борцы и атлеты демонстрируют свою силу и ловкость. Как всегда, великолепны Леонид Голубев, Тимофей Морозов, Женя Григорьев, Виктор Паршин и Сергей Зимин. До глубины души трогает учителей музыкальное слово выпускников. С юмором, теплом и грустью они обращаются к каждому учителю. И опять на высоте был наш самородок – поэт и музыкант Семен Шиффин. 

Наступает торжественный ритуал передачи школьного звонка новому поколению. Звучит последний прощальный звонок. Его дают ученица первого класса Оля Латышева и выпускник Саша Терехов.

Патриотическая соната


- До свидания, друзья, - раздаётся со всех сторон. Под звуки школьного вальса на паркете кружатся пары, мелькают нарядные платья и костюмы, стучат каблучки туфелек. Неумолимо отдаляется от вчерашних школьников милый берег детства.

Пройдя на прощание мимо школы, усталые, но счастливые медленно расходимся по домам. Когда я держал в руке школьный аттестат, я уже представлял себя студентом-дипломником пятого курса Ростовского государственного института железнодорожного транспорта, - рассказывал участник Великой Отечественной войны Алексей Иванович Требухин. - Моя работа обязательно будет называться «Строительство железнодорожного моста через реку Дон в районе станицы Аксайской». Так я мечтал, в это верил. 

Разбудили меня около одиннадцати часов мама и друг-сосед Сергей Додонов громкими разговорами и плачем. Я вскочил и, не понимая, в чем дело, протянул руку Сергею. Он поздравил меня с окончанием школы, а затем почему-то шепотом сказал: 

- Ну, вот и кончилась наша юность. Одевайся и включай приемник.

Узнав о нападении Германии на нашу страну и первых бомбёжках наших городов, переполненные тревогой, мы молчали. Вторая мировая война неожиданно обрушилась и на нас.

Патриотическая соната


На следующий день, в понедельник 23 июня, я обошел своих одноклассников, и мы направились в горвоенкомат. С трудом пробились на прием к комиссару. Нас встретил пожилой командир, это был, несомненно, ветеран гражданской войны, дослужившийся до высокого звания: на воротнике его опрятного кителя алели ромбики.

Пока ребята докладывали причину нашего появления, я с интересом оглядывал кабинет. Стол военкомата украшал красивый письменный прибор: между двух медных чернильниц, выточенных в виде артиллерийских снарядов, скакал на коне казак с обнаженной шашкой. На стенах висели карты, портреты Сталина, Ворошилова, Будённого.

Позвякивая шпорами, комиссар вышел из-за стола и остановился. Он похвалил нас за то, что пришли, пояснил обстановку, связанную с неожиданным началом войны, и посоветовал временно подождать. 

Патриотическая соната


Ждать пришлось недолго, в июле всех выпускников города вызвали в военкомат повестками. После медкомиссии часть ребят зачислили в авиацию, другие были распределены по разным родам войск и отправлены в военные училища и школы.

Подошла пора покидать привычный до незаметности домашний уют. В день отправки мы еще раз зашли каждый в свой класс, где прошло, нет, пролетело, столько счастливых дней и лет. Сели за парты. Помолчали. А уходя, Николай Букин красиво вывел на доске: «Прощай, школа! Мы не забудем тебя».

Патриотическая соната


И вот я, Николай Букин, Юрий Авилов, Олег Табунщиков, Борис Оводов, Михаил Куприянов, Сергей Зимин, Анатолий Шумаков, Семен Шиффин, Кирилл Окоемов прибыли в 25-ю авиашколу, которая находилась в городе Невинномысске, на Кубани. 

Обстановка на фронте в это время была сложной. Враг занял почти всю Украину и приближался к Дону. Неожиданное массированное нападение немцев и их быстрое продвижение на восток привело к тому, что наши войска были разбиты, окружены и захвачены в плен, а на пограничных и тыловых аэродромах были уничтожены 3 500 боевых самолетов. 

Сапожник остался без сапог, и продолжить учебу в авиашколе нам не удалось. Её расформировали, а курсантов направили на ускоренную подготовку для службы в общевойсковых подразделениях. Мы стали курсантами Житомирского пехотного училища, которое после эвакуации с Украины находилось в городе Ставрополе на Северном Кавказе. Здесь всё было рассчитано по минутам, занятия шли по ускоренной программе. 

16 июня 1942 года состоялся выпуск. За это время мы с ребятами как-то подтянулись, возмужали. Думали, вернёмся домой, не нарадуются отцы и матери. Мы ведь тогда и не знали, что эта встреча состоится лишь через четыре года, а многим матерям так и не суждено будет увидеть своих сыновей. 

После окончания училища молодые лейтенанты получили назначение в разные части, а я вместе с большинством своих товарищей попал в Приморскую армию, которая вела бои в Крыму, в осаждённом Севастополе. 

Но наша фронтовая жизнь началась немного раньше, и мы ехали в места назначения уже понюхавшими пороху. А было это так. Дней через десять после принятия присяги, когда мы поклялись защищать Отчизну, не щадя своей крови, стало известно, что некоторых добровольцев из старшекурсников отправляют под флагом училища на защиту города Ростов-на-Дону. Недолго думая, мы подали рапорты на имя начальника училища с просьбой взять и нас. Комиссия, выслушав каждого и узнав, что мы из-под Ростова, согласилась на нашу просьбу. 

А положение на Южном фронте действительно было тяжелым. В планах гитлеровского командования ростовское направление было одним из главных участков наступления. Поздно вечером 18 ноября эшелон, составленный из товарных вагонов, повёз нас в Ростов. А дорогой мы узнали, что город уже захвачен немцами. Германские трубадуры победно вещали: «Путь на Кавказ открыт!».

Ростов горел. Дымом затянуло пустые, словно вымершие улицы. Здания зияли черными глазницами окон и дверей. В городе свирепствовала эсесовская дивизия «Адольф Гитлер». В отместку за убитых солдат и офицеров оккупанты расстреливали сотни ни в чем не повинных людей.

Мы прибыли в Батайск, расположенный в 25 километрах южнее Ростова. Командование поставило задачу: держаться на левом берегу Дона и не давать фашистам восстанавливать разрушенную переправу. Возглавить нашу стрелковую группу поручили лейтенанту Нечаеву. 

Никогда не забуду первое наступление. Рано утром 26 ноября наша артиллерия нанесла мощные удары по засевшим немцам в станице Аксайская. И вот мы пошли на штурм. Лейтенант Нечаев вскинул вверх руку с автоматом и громко крикнул: 

- Взво-о-од, вперёд! За Ростов!

Бойцы бросились за командиром, нас поддержали огнем артиллеристы. Они ударили прямой наводкой по вражеским огневым точкам, облегчая наше наступление. Под прикрытием этого огня мы быстро побежали по льду Дона, а затем постарались укрепиться на занятых позициях. Мы с Олегом Табунщиковым залегли на насыпи, другие бойцы - ниже. 

Вдруг в трех десятках шагов я увидел немцев во главе с унтер-офицером. Они кучкой приблизились к мосту, затем открыли железный ящик и стали вытаскивать канистры с бензином. В этот миг я встретился взглядом с Олегом, который лежал ближе к фашистам. Я не сразу понял, что он задумал, как вдруг увидел в его руках гранаты. Табунщиков что-то крикнул мне, но я не расслышал, так как в этот момент немцы, увидев русского солдата, бросились на него. Раздался взрыв, фашистов разбросало в стороны. Дым окутал дергающихся и падающих людей. На меня посыпались камни и снег. Вместе с другими бойцами я подбежал к Олегу, который уже не дышал. Так подвиг Олега Табунщикова не дал немцам поджечь и взорвать мост.
Автор: Полина Ефимова
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх