В феврале 1984 года во время полета Шаттла (STS 41B) было впервые осуществлено отделение человека от космического корабля с удалением на 91 м при помощи установки для перемещения MMU.
В феврале 1990 года уже наши космонавты А.А. Серебров и А.С. Викторенко осуществили «полеты», удалившись от станции «Мир» на расстояние 33 м и 45 м соответственно, при помощи установки для перемещения «21КС».
Однако в середине 60-х гг. велись успешные работы по созданию изделия УМПК – установки для перемещения и маневрирования в космосе.
Изначально УМПК разрабатывалась для перспективного скафандра СКВ и предусматривалась техническим заданием аж с 1961 года. Основным назначением УПМК являлось обеспечение возможности космонавту в скафандре выполнять работы с отделением от поверхности корабля/орбитальной станции (например, для ремонта полезной нагрузки, летящей рядом с КК) и облет космического корабля для его осмотра и инспекции, а также транспортировать грузы и проводить спасательные операции и т.д.
Для этого установка должна была удовлетворять ряду специфических требований. Так, УПМК должна была хорошо сочетаться со скафандром. Ее конструктивная схема должна была учитывать особенности и ограничения, накладываемые скафандром, особенно в части работы с органами управления и обзора. Считалось целесообразным, чтобы органы управления установки были аналогичны органам управления космического корабля, к которым привыкли космонавты. Габариты не должны были препятствовать выносу ее через люки КК.
С приходом на «Звезду» Г.И. Северина работы по созданию УПМК были форсированы уже применительно к разрабатываемым в 1964–1966 гг. «мягким» скафандрам (см. сылку) для выхода в открытый космос.
Сначала эта работа проводилась для эксплуатации на кораблях типа «Восход» с использованием для выхода в открытый космос шлюзов «Волга», на которых планировалось применение скафандра «Ястреб».
После прекращения работ по этим кораблям создание УПМК продолжилось в рамках программы «Алмаз», где так же планировалось применять СК «Ястреб» и ранец РВР-1.
Создание первого опытного образца установки УПМК было завершено в 1968 году. И она могла быть использована при выходе в открытый космос.
Установка была выполнена в виде «подковы», охватывающей космонавта в скафандре спереди, и включала в себя комбинацию двух систем исполнительных органов.
Первая состояла из маршевого и тормозного блоков пороховых ракетных микродвигателей (по 42 в каждом блоке) для линейных перемещений вперед-назад.
А вторая из 14 воздушных реактивных двигателей, обеспечивающих линейные и угловые перемещения космонавта по шести степеням свободы.
Блоки с одиночными пороховыми двигателями были скомпонованы таким образом, чтобы линия действия тяги каждого из двигателей проходила через центр масс системы человек в скафандре/УПМК. Включение одиночных пороховых двигателей осуществлялось с пульта управления.
При замене СК «Ястреб» на «Орлан» для осуществления внекарабельной деятельности (ВКД) на ОС «Алмаз» планировалось разработка УПМК для СК «Орлан».
К сожалению, дальнейшие работы были прекращены из-за отсутствия в то время конкретных задач, решаемых с использованием установки и соответствующего оснащения пилотируемых объектов.
В феврале 1990 года уже наши космонавты А.А. Серебров и А.С. Викторенко осуществили «полеты», удалившись от станции «Мир» на расстояние 33 м и 45 м соответственно, при помощи установки для перемещения «21КС».
Однако в середине 60-х гг. велись успешные работы по созданию изделия УМПК – установки для перемещения и маневрирования в космосе.
Изначально УМПК разрабатывалась для перспективного скафандра СКВ и предусматривалась техническим заданием аж с 1961 года. Основным назначением УПМК являлось обеспечение возможности космонавту в скафандре выполнять работы с отделением от поверхности корабля/орбитальной станции (например, для ремонта полезной нагрузки, летящей рядом с КК) и облет космического корабля для его осмотра и инспекции, а также транспортировать грузы и проводить спасательные операции и т.д.
Для этого установка должна была удовлетворять ряду специфических требований. Так, УПМК должна была хорошо сочетаться со скафандром. Ее конструктивная схема должна была учитывать особенности и ограничения, накладываемые скафандром, особенно в части работы с органами управления и обзора. Считалось целесообразным, чтобы органы управления установки были аналогичны органам управления космического корабля, к которым привыкли космонавты. Габариты не должны были препятствовать выносу ее через люки КК.
С приходом на «Звезду» Г.И. Северина работы по созданию УПМК были форсированы уже применительно к разрабатываемым в 1964–1966 гг. «мягким» скафандрам (см. сылку) для выхода в открытый космос.
Сначала эта работа проводилась для эксплуатации на кораблях типа «Восход» с использованием для выхода в открытый космос шлюзов «Волга», на которых планировалось применение скафандра «Ястреб».
После прекращения работ по этим кораблям создание УПМК продолжилось в рамках программы «Алмаз», где так же планировалось применять СК «Ястреб» и ранец РВР-1.
Создание первого опытного образца установки УПМК было завершено в 1968 году. И она могла быть использована при выходе в открытый космос.
Установка была выполнена в виде «подковы», охватывающей космонавта в скафандре спереди, и включала в себя комбинацию двух систем исполнительных органов.
Первая состояла из маршевого и тормозного блоков пороховых ракетных микродвигателей (по 42 в каждом блоке) для линейных перемещений вперед-назад.
А вторая из 14 воздушных реактивных двигателей, обеспечивающих линейные и угловые перемещения космонавта по шести степеням свободы.
Блоки с одиночными пороховыми двигателями были скомпонованы таким образом, чтобы линия действия тяги каждого из двигателей проходила через центр масс системы человек в скафандре/УПМК. Включение одиночных пороховых двигателей осуществлялось с пульта управления.
При замене СК «Ястреб» на «Орлан» для осуществления внекарабельной деятельности (ВКД) на ОС «Алмаз» планировалось разработка УПМК для СК «Орлан».
К сожалению, дальнейшие работы были прекращены из-за отсутствия в то время конкретных задач, решаемых с использованием установки и соответствующего оснащения пилотируемых объектов.
Свежие комментарии