На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • Леонид
    Та и пёс с ними! Вы про наших напишите. Как у наших исчезли миллионы. Или неудобно?В Пентагоне исчез...
  • Evgenija Palette
    Да ты никакая не КОРОЛЕВА... ( дух она украинский поддерживает)...  ТЫ - ПОРЫВАЙ, ПИДОПРИГОРА, БРЕХЕНЬКА, да коротень...Этот цирк пора за...
  • Evgenija Palette
    ПРАВИЛЬНО, ЯНА. И поставить, наконец, закономерный вопрос этим хохмачам (Королевой и Глушко) - ДО КАКИХ ПОР ЭТА КИКИМ...Этот цирк пора за...

Михаил Поляков. Где родина нашего страха – в сталинизме или в ельцинизме?

Опубликовал Михаил Поляков 

Либеральный журналист Юрий Дудь выпустил ролик на подзабытую ныне тему сталинских репрессий, назвав его "Колыма – родина нашего страха". Дудь пытается исследовать феномен сталинизма, отправившись в северный край, известный поселениями ГУЛАГа и морозами. Среди его собеседников – юморист Ефим Шифрин, чей отец пострадал от репрессий, дочь ракетчика Сергея Королёва, сидевшего в лагере с 1941 по 1944 годы, сотрудники колымских музеев и местные жители.

Цель ролика – доказать, что нынешний российский всеобщий страх есть порождение сталинизма, что голос разума в нас по сей день заглушает шум маховика репрессий, смазанного кровью невинных, что раскрутился почти столетие назад. Но убедительности фильму явно не достаёт.

Дело не только в том, что подкачала фактическая часть: жертвы сталинизма (та же дочь Королёва) и даже исследователи парадоксально оправдывают "палача". И не убеждают страшные цифры репрессий: ведь 20 миллионов сосланных при Сталине – это примерно столько же, сколько прошло через российские зоны за демократическое лихолетье (от 900 тысяч до 1,5 млн. человек в год).

Главное – не верится в сам посыл, что страх перед репрессиями передался через поколения: от него несёт чем-то ломброзовско-ницшеанским, какими-то бреднями о генетической памяти и проч.

Не отрицая того, что русские сегодня – весьма запуганная нация, я полагаю, что причину этого стоит искать не в событиях вековой давности, а в совсем недавних отечественных бедах.

Тотальный страх, в котором живёт современная Россия, мог родиться только от другого страха, столь же всеобъемлющего. Страх перед репрессиями вряд ли был таковым. И сидело не многим больше сегодняшнего, да и скрывалось происходящее в ГУЛАГе, на волю просачивались совсем единичные голоса, которые не могли поднять большой информационной волны. Большинство советских людей узнало о репрессиях только из материалов двадцатого съезда и прочих разоблачений при Хрущеве.

Однако совсем недавно Россия пережила другой, куда более мощный, чем при Сталине, страх – перед голодной смертью или гибелью от бандитской руки. Боялись все – рабочие, не получавшие зарплату месяцами, учёные, бедовавшие в закрывавшихся КБ, пенсионеры, чьих пенсий стало едва хватать на хлеб…

 

Именно беспощадный Царь-голод, описанный ещё Некрасовым в "Железной дороге", схватив ослабшую Россию за косы, поставил её на колени перед либералами-реформаторами. Именно он лишил её воли к сопротивлению, он заставил её раздать свои богатства, создаваемые веками, в обмен на жалкие подачки. Он втянул в две страшные войны (Абхазия и Приднестровье), обеспечил бегство за рубеж лучших людей – учёных и специалистов, спасавших себя и детей от нищеты на грани смерти.

И именно этот страх за будущее позволяет комфортно существовать нынешней власти, изобразившей себя спасительницей страны (видимо, от самой себя, поскольку с 90-х персоналии в правительстве мало поменялись). Идя голосовать за Путина, люди отнюдь не шугаются каких-то сталинских расстрелов, отгремевших век назад, они боятся повторения совсем недавнего.

Вот где родина нашего страха – не на далёкой Колыме, не под северными небесами, с которых на заброшенные гулаговские строения тихо падает снег. Она повсюду вокруг нас – в белозубых улыбках олигархов, в быковатых речах чиновников, придумавших новый побор, в их лимузинах, заморских виллах и любовницах, увешанных бриллиантами, купленными ценой нашей крови. Мы можем на секунду спастись от этого страха, погрузившись в потребление или разврат, но он снова напоминает о себе – угрожающим голосом коллектора, когда мы просрочим выплату по кредиту, или равнодушным тенором судебного исполнителя, требующего освободить квартиру. Он будет с нами повсюду, пока с нами капитализм.

Так давайте поступим так, как советуют психологи: обсудим, проговорим этот страх! Довольно нам музеев ГУЛАГа и рассказов об ужасах советского строя, при котором у вас были нулевые шансы оказаться на улице или помереть с голоду. Давайте строить стелы, ставить памятники жертвам девяностых! Сколько безымянных мучеников скрывают от нас всего двадцать лет, прошедших с тех пор! Сколько умерших с голоду, замёрзших, изнасилованных и убитых в "братских" республиках надо ещё помянуть!

А вспомнив о них, найдя родину нашего страха, мы, может быть, найдём способ избавиться от него. Надо лишь узреть спасительную цель – как узрели ее в 1917-м, в последующую Гражданскую и в Великую Отечественную рабочие и крестьяне, бесстрашно бившие понятного врага…

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх