На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Иосиф Калинин
    Ну, так зачем же Вы пишите, если "писать в интернете - последнее дело"!Рынки, московские...
  • Сергей Андросов
    Ты дебил? Во первых букварь выучи, а то непонятна твоя блевотина. А во вторых, с дивана слезь, стратех недоделанный! ...Угроза блокады Ка...
  • Eduard
    Есть толк!Если крадут деньги уже миллиардами на Государственном уррвне,то и говорить не о сем.Где гарантия,что вложен...Бойкот доллара. Б...

На пути к войне 1812 года: Россия и Пруссия

Прусский король Фридрих Вильгельм III (16 ноября 1797 — 7 июня 1840) был слабым и нерешительным монархом. В наполеоновских войнах король долгое время колебался, не мог определиться, на чьей он стороне. Выторговывал у Парижа, Петербурга и Лондона выгодные для Пруссии условия. Фридрих Вильгельм III пообещал содействие Австрии и России во время создания III антифранцузской коалиции, одновременно торгуясь с Наполеоном, но ничего не предпринял после вторжения в эту страну французских войск в 1805 году. Он надеялся приобрести от Парижа взамен на нейтралитет Пруссии Ганновер и другие земли на севере Германии. В результате Пруссия оказалась у разбитого корыта.

На пути к войне 1812 года: Россия и Пруссия

Фридрих Вильгельм III

Прусские вооружённые силы были наголову разгромлены войсками Наполеона в 1806 году, и Пруссия продолжала существовать как государство только благодаря настойчивым просьбам российского императора Александра. Одним из условий Тильзитского мира между Россией и Францией было сохранение суверенитета Пруссии. Но, несмотря на это, Тильзитский договор стал тяжёлым ударом для Пруссии. Государство потеряло польские земли, полученные во время разделов Речи Посполитой. России отошел Белостокский округ. Прусские провинции на левом берегу реки Эльба стали частью Вестфальского королевства. Поражение в войне 1806-1807 гг. унизило гордое прусское дворянство, пруссаки считали, что у них одна из лучших армий Европы.

В 1807 году французский император поставил ещё одно унизительное условие – заставил выплатить контрибуцию в 140 млн. франков и согласиться на ограничение вооружённых сил до 42 тыс. человек. До выплаты контрибуции французские войска заняли все крупные крепости Пруссии по реке Одер – Глогау, Кюстрин и Штеттин. Осенью 1808 года на Эрфуртском конгрессе российский император добился снижения суммы контрибуции до 120 млн. франков, увеличения сроков выплат и смягчения категорических требований Наполеона Бонапарта об участии Берлина в возможной войне с Австрией (франко-австрийская война начнется в 1809 году).

Тяжёлые поражения и угроза существованию Пруссии выдвинули на первый план ряд деятелей, которые провели серию политических, экономических и военных реформ, направленных на укрепление страны. Барон Генрих Штейн сделал попытку реформировать экономику Пруссии, согласно английскому образцу, ещё в 1804 — 1807 годах, когда стал министром торговли, промышленности и финансов. Но его планы не нашли понимания у короля, и его отправили в отставку. В условиях тяжёлого поражения Пруссии опыт и идеи Штейна были востребованы. Штейн опубликовал воззвание по проведению реформ, был возвращён королём в столицу и в октябре 1807 года возглавил правительство Пруссии. К ноябрю 1808 года, несмотря на сопротивление консервативного дворянства, Штейн провёл целый пакет важных политических и экономических реформ. Закон 1807 года провозглашал отмену личной зависимости крестьян, также появилась возможность отчуждения земли по желанию собственника, это позволяло приобретать землю крестьянам и бюргерам. В ноябре 1808 года была проведена муниципальная реформа, она ввела городское самоуправление. Одновременно была проведена и административная реформа, которая устранила абсолютистский порядок управления в государственных учреждениях и позволила учредить ряд новых министерств (военное, внутренних и иностранных дел, юстиции и финансов). Правда, уже в конце ноября 1808 года в результате противодействия немецкого дворянства (юнкерства) и придворных интриг Штейна отправили в отставку. Но его опыт был востребован в России – в 1812 году по приглашению российского императора он поступил на русскую службу, стал одним из организаторов русско-немецкого легиона, помогал готовить восстание в Германии против французов, участвуя в организации партизанского движения. На Венском конгрессе 1815 года Штейн представлял Российскую империю.


Прусский государственный и политический деятель Генрих Фридрих Карл фом унд цум Штейн.


Дело Штейна в Пруссии продолжил князь Карл Август фон Гарденберг. Он также происходил из знатной семьи, в 1807 году он составил докладную записку, в которой настаивал на проведении срочных реформ. В 1810 году Гарденберг назначается государственным канцлером Пруссии, и на этой должности оставался до самой смерти в 1822 году. Его правительство продолжило и углубило реформы фон Штейна: в 1811 году была введена свобода промышленной и ремесленной деятельности, упразднены цехи, крестьянам разрешён выкуп феодальных повинностей.

Реформы в военной сфере проводились под руководством Герхарда фон Шарнхорста. Он в 1807 году возглавил Генеральный штаб и стал председателем комиссии по реорганизации армии, а в 1808 году возглавил военное министерство. Его ближайшими помощниками в деле военных реформ стали Лепольд фон Бойен, Август фон Гнейзенау, Карл фон Грольман и Карл Клаузевиц. Шарнхорсту надо было создать новую прусскую армию, способную противостоять французской военной машине. Шарнхорст был сторонником всеобщей воинской повинности, которая давала возможность иметь значительные обученные резервы. Но из-за противодействия консерваторов и давления Наполеона (он ограничил прусскую армию 42 тыс.), эту мысль пришлось отложить. Генерал положил основу для общей обязательной военной службы, требовал, чтобы и молодые люди знатных и богатых семейств и с хорошим образованием служили сначала простыми солдатами. Планировал учредить ландвер (второочередные войсковые формирования и категория военнообязанных запаса 2-й очереди) и ландштурм (ополчение во время войны). Французский император выступил против создания ландвера, поэтому пришлось для формирования достаточного запаса обученных солдат отпускать взятых в военную службу, как только они получали минимум военных навыков. Закон о ландвере смогли ввести только в 1813 году. Кроме того, были изменены основания производства в офицеры, на первое место было выдвинуто специальное образование человека, а не знатное происхождение. Обращение с рядовым составом, где теперь служили дворяне и богатые бюргеры, стало более гуманным, телесные наказания отменили. Под давлением Парижа Шарнхорста отправили в отставку, но он остался негласным руководителем прусской армии.


Герхард Иоганн Давид фон Шарнхорст.

В 1811 году Берлин опять оказался в ситуации выбора – надвигалась война Франции с Россией. Шарнхорст ездил в Петербург и Вену для прощупывания ситуации для создания новой антифранцузской коалиции. Одновременно Берлин узнал о новой угрозе существования государства. До сведения прусского посланника во Франции Круземарка был доведён меморандум министра иностранных дел Жана Батиста Шампаньи (герцога Кадорского). В документе говорилось о разделе Пруссии, если она выступит в войне на стороне Российской империи. Шантаж вполне удался. Прусский король стал делать шаги для сближения с Францией. Фридрих Вильгельм III направил в Париж графа Гацфельда, который получил задание заключить союз с Французской империей. В инструкции, которую Гацфельду выдал канцлер Гарденберг, было указано: «Пусть Наполеон забудет наши прегрешения и соблаговолит привязать к себе Пруссию тем способом, который достоин его величия…». Французский император проигнорировал первую попытку заключить союз.

14 мая 1811 года французский посол Круземарк повторил предложение о союзе Франции и Пруссии. Берлин выдвинул несколько условий для создания благоприятной обстановки: снизить размер контрибуции, вывести французские войска из крепости Глогау и дать «гарантии независимости и целостности ныне существующих границ и владений короля». О вознаграждении за участие в войне против России прусский король ничего не сообщил. Но он рассчитывал на «дружбу и щедрость» французского императора, надеясь получить взамен утраченных польских земель российскую Прибалтику. Наполеон, в свою очередь, не торопился с ответом, так как не хотел раскрывать своих планов в отношении Российской империи, пытаясь дезинформировать европейские дворы. Ещё в апреле 1811 года французский посол в Пруссии Сен-Марсан сообщил канцлеру Гарденбергу, что никакой войны между Россией и Францией не предвидится. В июне 1811 года новый министр иностранных дел Французской империи Маре, герцог Бассано, сообщил прусскому канцлеру, что военные приготовления прусских вооружённых сил могут вызвать подозрения Петербурга, поэтому их надо приостановить.

Неопределённость ситуации пугала прусского короля, поэтому он решил одновременно попросить помощи у Александра. В Петербург в сентябре 1811 года был отправлен генерал Шарнхорст – он возглавлял в Пруссии круги, которые желали союза с Россией. Шарнхорст выразил мнение, что только Россия может остановить дальнейшие захваты Франции. Союз Пруссии с Францией он считал опасным для будущего своей Родины. В Петербурге догадывались о двойной игре Фридриха Вильгельма III, но в тоже время понимали всю важность вовлечения Пруссии в союз с Россией. Активное участие крепкой армии Пруссии в войне против России было крайне нежелательным. Были начаты переговоры. Их результатом стало подписание конвенции 17 октября 1811 года, её подписали Шарнхорст, Барклай де Толли и Румянцев. Обе стороны обязались ставить друг друга в известность о военных приготовлениях Наполеона Бонапарта. В случае нападения Франции на Пруссию, Россия обязалась оказать военную помощь Берлину. В Берлин был направлен проект союзного договора России и Пруссии.

Видимо, в Париже узнали о миссии Шарнхорста, поэтому глава французского МИДа Маре получил указание Наполеона начать переговоры с прусским послом Круземарком. Пруссии был поставлен ультиматум в 3-дневный срок прекратить военные приготовления. Прусский король был вынужден остановить укрепление крепостей Шпандау и Кольберга, отправить в отставку военного министра Блюхера. Французы провели инспекцию в Пруссии, чтобы убедиться в выполнении их требований. После этого французский император направил в Берлин предложение вступить в Рейнский союз (объединение большей части германских государств под покровительством французского императора), или заключить бессрочный оборонительно-наступательный союз с Францией. При этом Наполеон не давал никаких гарантий и обязательств по поводу будущего Пруссии. Таким образом, 25 октября 1811 года прусский король узнал о заключённой Шарнхорстом конвенции с Россией, а 29-го получил условия Наполеона. Фридрих Вильгельм III оказался перед сложным выбором, от которого зависело будущее страны. Прусский король отказался утвердить союз с Россией и приказал продолжать переговоры с французами.

В ходе переговоров с Парижем Берлин уклонился от вступления в Рейнский союз, но согласился выставить вспомогательный корпус под командованием прусского генерала. При этом Берлин опять попросил уменьшить размер контрибуции. Наполеон опять не дал никаких обязательств по отношении к суверенитету Пруссии, и её права иметь сильную армию. Берлин согласился на союз и на таких условиях. 21 февраля 1812 года Пруссия обязалась включить в состав «Великой армии» Наполеона 20-тыс. вспомогательный корпус. Кроме того, прусская сторона согласилась снабжать армию вторжения, когда она будет проходить через территорию Пруссии (за счёт контрибуции). Прусский король ещё и умудрился склонять Петербург к капитуляции. В начале 1812 года в столицу Российской империи прибыл Кнезебек с письмом от Фридриха к Александру. Прусский монарх призывал российского императора сохранить мир в Европе, согласиться с любыми условиями Наполеона. Союз с Наполеоном вызвал негодование немцев, многие офицеры уехали в Россию, чтобы защищать честь Германии на русских полях.

Александр I сделал ещё одну попытку предостеречь прусского короля. В марте 1812 года он написал ему письмо, в котором предостерегал от союза с Францией, т. к. «если Россия будет повергнута ниц», сомнительно, что Наполеон сохранит существование Пруссии. В случае союза с Россией опасность для Берлина будет велика, но может вернуть честь Пруссии. «Этот союз вернул бы Вам в борьбе славу прусской монархии, а в случае неудачи по крайней мере Вы бы дорого продали жизнь Вашей страны. Лучше найти славный конец, чем жить в рабстве».
Автор:
Самсонов Александр
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх