Итак, на той стороне рвут, я так понимаю, банджо, ибо происшедшее событие расценивается по классу полнейшей перемоги и теперь-то русские и китайцы вздрогнут, ибо…
А что, собственно, «ибо»? Процитирую один известный нам американский ресурс (не стану показывать пальцем в Popular Mechanic), ибо
«Военно-морской флот совершил немыслимое: превратил ракеты боевых кораблей в воздушное оружие! Истребители теперь несут в небе небывалую огневую мощь»
.Значит, кто-то смог установить на истребители корабельные ракеты ПВО.
Что тут такого «немыслимого»? Вот я понимаю, мы в свое время взяли баллистическую ракету и сделали из нее аэробаллистическую.
Причем, все это не потребовало 20 лет работ, 300 миллионов долларов. Ракету взяли готовую, носитель придумали на коленке, причем, максимально подходящий для исполнения роли первой ступени МиГ-31.
Из «Искандера» получился «Кинжал» и можно говорить все что угодно о недостатках этого комплекса, но перехватить «Кинжал» пока не получилось ни у «Пэтриота», ни у IRIS-T, ни у NASAMS.
Недельные поиски истины в свое время так ни к чему и не привели. Ни одной фотографии, хотя бы близко напоминающей что-то похожее на «Кинжал», в украинских и американских источниках обнаружить не получилось. А что удалось обнаружить, то для того, чтобы поверить в то, что это «Кинжал», надо быть Байденом.
Так что вообще-то мы уже такое сделали.
О чем же сообщают американцы?
А у них перемога заключается в том, что ракета SM-6 в настоящее время эксплуатируется на истребителях F/A-18 Super Hornet.
«SM-6 изначально разрабатывалась как корабельная ракета ПВО, а теперь это самая дальнобойная ракета класса «воздух-воздух» в мире.
Ранее в этом месяце авиационный мир был потрясен откровением о том, что зенитная ракета SM-6, ранее использовавшаяся для вооружения военных кораблей, была использована для вооружения ударных истребителей F/A-18E/F Super Hornet. В результате неожиданно появилась самая дальнобойная в мире ракета класса «воздух-воздух», значительно превосходящая своих российских и китайских аналогов. Успех ракеты, вероятно, приведет к появлению других пар, которые воспользуются обширным арсеналом высокотехнологичного оружия Америки».
Ранее в этом месяце авиационный мир был потрясен откровением о том, что зенитная ракета SM-6, ранее использовавшаяся для вооружения военных кораблей, была использована для вооружения ударных истребителей F/A-18E/F Super Hornet. В результате неожиданно появилась самая дальнобойная в мире ракета класса «воздух-воздух», значительно превосходящая своих российских и китайских аналогов. Успех ракеты, вероятно, приведет к появлению других пар, которые воспользуются обширным арсеналом высокотехнологичного оружия Америки».
Ну вот позвольте усомниться.
В июне 2024 года некий фотограф с соответствующим допуском сделал снимки ударного истребителя F/A-18F ВМС, несущего ракету ПВО SM-6. SM-6, разработанный для военных кораблей ВМС, имеет дальность полета около 450 км. Это в три раза больше, чем публично заявленная дальность AMRAAM, нынешней ракеты дальнего радиуса действия вооруженных сил США. Самая дальнобойная ракета класса «воздух-воздух» Китая, PL-15 («Thunderbolt-15»), имеет дальность около 300 км.
Всего месяц спустя, накануне многонациональных учений Rim of the Pacific (RIMPAC) на Гавайях, вроде бы другой фотограф запечатлел Super Hornet на объединенной базе Хикам-Перл-Харбор с двумя ракетами, которые ВМС теперь называют XAIM-147B — SM-6 воздушного базирования. В электронном письме FlightGlobal служба подтвердила, что XAIM-174B был «оперативно развернут» на флоте, что означает, что он готов к бою.
«Адаптация XAIM-147B для вооружения истребителей имеет ряд преимуществ. Во-первых, ракета уже была разработана и готова к полету, и у ВМС также уже была концепция операции, или как они будут использовать ракету в бою. Наконец, уже существовала производственная линия, созданная для создания того, что тогда называлось SM-6, что сокращало время, необходимое для доставки ракет на флот, на месяцы или даже годы.
Этот скачок в возможностях стал возможен только потому, что у американских военных уже была ракета, разработанная для других платформ, которая могла быть адаптирована для истребителей. Огромный арсенал вооружений американского военно-промышленного комплекса означает, что такого рода адаптивные инновации почти наверняка повторятся»
Этот скачок в возможностях стал возможен только потому, что у американских военных уже была ракета, разработанная для других платформ, которая могла быть адаптирована для истребителей. Огромный арсенал вооружений американского военно-промышленного комплекса означает, что такого рода адаптивные инновации почти наверняка повторятся»
Буквально, «Гром победы, раздавайся!». Вообще мы такое проходили и не раз, но все равно, стиснув зубы, продолжаем изучать написанное на той стороне.
А там вполне резонно вещают, что в последнее время инженеры США достигли необычайных успехов именно по обработке молотком и напильником различных видов вооружений. Прежде всего, для Украины.
Давайте начнем, так сказать, оттуда. Оттуда – это из 80-х годов прошлого века, когда в США придумали весьма хорошую по тому времени ракету HARM.
HARM
«Американские противорадиолокационные ракеты HARM, разработанные во время холодной войны для слежения за советскими радарами ПВО, были адаптированы к бывшим советским истребителям Су-27 «Flanker» и МиГ-29 «Fulcrum», которые используют ВВС Украины. Хотя когда-то они считались совершенно несовместимыми, кто-то каким-то образом подогнал комбинацию советских и американских систем авионики как перчатку»
Ну да, американский гений от инженерии, не иначе. Вообще HARM, которую передали Украине, оснащалась пассивной радиолокационной ГСН, то есть, использовались эти ракеты «втупую»: когда в кабине Су-27 или МиГ-29 срабатывало предупреждение об облучении радаром, украинский летчик запускал HARM, рассчитывая на то, что ГСН сама там разберется.
Вот фото кабины украинского МиГ-29 в момент пуска HARM. Кто видит дополнительные блоки или дисплеи? И я не вижу. Есть только смартфон, играющий роль GPS-навигатора. На этом все. Другой вопрос, что ГСН у HARM довольно точная и позволяет ракете наводится самостоятельно.
Тут можно вспомнить «Бурю в пустыне», когда в первый день 125 выпущенных HARM уничтожили 56 РЛС Ирака.
Но можно вспомнить, что в ту операцию под раздачу попали 3 своих ЗРК «Пэтриот», один бомбардировщик В-52, саудовский катер Abu Obaidah и американский фрегат USS Nicholas.
Но вообще AGM-88 HARM – ракета что надо.
Другой пример – это «Франкен-ЗРК». Но тут уже хочется спросить: «А какое отношение это имеет к вам?» Вообще это чешские и польские инженеры успешно совокупили американские ракеты с украинскими системами ПВО «Бук». Модернизированные «Буки», получившие прозвище «Франкен-ЗРК», вооружены ракетами Sea Sparrow, которые предназначались для защиты американских военных кораблей от воздушных атак, и ракетами класса «воздух-воздух» Sidewinder. Неплохой ход, учитывая полное израсходование боекомплекта к советским ЗРК.
В общем – не самые удачные примеры, на мой взгляд. Но мы вернемся к XAIM-147B, потому что вот тут далеко не все гладко и понятно.
XAIM-147B
Итак, базовая модель – SM-6, или если полностью, то RIM-174 SM-6 ERAM. Фактически – конструктор из довольно удачных решений прошлых лет. Разгонный ускоритель от противоракеты CM-3, активная радиолокационная ГСН от AIM-120 AMRAAM и так далее.
С ГСН получилось удачно: ракета стала практически независима от радаров наведения корабля, то есть, практически «выстрелил и забыл». Но тут есть опять же нюанс: да, на маршевом участке ракета управляется инерциальным автопилотом, но с возможностью коррекции курса по командам с борта корабля-носителя по данным его радаров. Это оправдано, поскольку «видеть» на 400 км – это, извините, не для ГСН ракеты, пусть и самой разнеможной. А цель, особенно такая, что засечет пуск, стоять и ждать прилета ракеты, не станет.
Речь пока идет о самолетах. За беспилотники и ракеты разговор отдельный и особый.
То есть, чтобы удачно попасть на дистанцию активации своей ГСН, SM-6 должна пролететь какое-то расстояние по инерциальному автопилоту. Если мы говорим о дистанциях свыше 300 км – это сложно, особенно если цель не просто летит с приличной скоростью, а еще и активно маневрирует.
Просто запустить ракету в нужном направлении, а затем позволить ей самой найти цель с помощью активной радиолокационной головки самонаведения (АРГСН) — это, возможно, не самый надёжный способ. Поэтому пока не обойтись без радара, который будет следить за полётом ракеты на протяжении всего её пути на расстоянии 300-350 километров.
SM-6 летит со скоростью около 4000 км/ч. То есть, 300 км она пролетит примерно за 5 минут. За это время самолет, летящий со скоростью 1 000 км/ч, пролетит 80-90 км. То есть, цель запросто может уйти из зоны уверенного включения АРГСН. То есть, помощник нужен.
Пройдемся теперь по радарам
Берем тот самый классический AN/SPY-1, который стоит именно на тех кораблях, которые могут запускать SIM-6. На «Тикондерогах» и «Арли Берках».
Радар, конечно, уже не шедевр, но вкупе с системой «Иджис» представляет собой нечто уже классическое в этом плане – обнаружения и наведения.
Дальность действия AN/SPY-1 всего 320 км. Но очень низколетящим целям типа ПКР – 80 км. Но мы-то говорим о дальности в 450 км… Ситуация получается такая, что грубо говоря, 300 км ракета может пролететь по указаниям радара, а дальше… 150 км по ГСН? Сомнительно, но в нашем контексте все просто прекрасно. Пусть себе летит.
Так понятно, что на дистанции до 300 км SIM-6 может осложнить жизнь кому угодно, а вот дальше…
Вообще у SIM-6 и так не очень роскошно с показателями. Циферки – дело очень хорошее, но вот цифры - это цифры, а реальные показатели… далеки от совершенства.
Далеко не будем ходить, год 2021-й, было много испытаний SIM-6.
27 мая 2021 года. Залп из двух SIM-6 по неманеврирующей баллистической цели. Перехвата не было.
29 мая 2021 года. Залпом двух ракет SM-6 Dual II по цели в виде баллистической ракеты средней дальности. Неудачно.
24 июля 2021 года. Залп из четырех SIM-6 по двум баллистическим целям. Поражена одна цель.
В целом так себе результаты. Да, по баллистическим целям, скорость которых заведомо выше, чем у любых других целей. Но тем не менее. Не помогло ничего, и до сих пор над ракетой работают, по крайней мере, над ее второй итерацией.
Кроме того, очень важный момент: перед тем, как ракете указать цель, ее надо каким-то образом обнаружить. И вот здесь возникает некое недопонимание: ракета летит на 450 км, а радар корабля может увидеть цель за 300 км. В чем смысл 150 км разницы?
Давайте для этого посмотрим на радар F/A-18 который «Супер Шершень».
Там стоит AN/APG-73 (на старых модификациях) или AN/APG-79 (на новых E/F). Дальность первой – 110 км, дальность второй – 150 км. И снова вопрос: смысл в дальности ракеты в 450 км, если РЛС самолета работает на втрое короткую дистанцию?
Если радар самолета «видит» на 150 км – вот и ракета AIM-120C-7 с дальностью действия в 120 км. Или AIM-120D с дальностью 180 км. Все очень логично. Спарка «РЛС-ракета» выглядит эффективно и без переборов.
Ну и последнее
Вес одной SM-6 «всего» 1500 кг. Две ракеты будут весить 3 000 кг, понятно без калькулятора. А всего F/A-18 C/F берет на борт 4 500 кг вооружений.
То есть, две ракеты возьмут на себя 2/3 боевой нагрузки самолета. Понятно, что в составе звена этими сверхдальнобойными ракетами один самолет, потому что кто-то должен заниматься чем-то кроме несения странных ракет.
В общем, самолет, который «видит» на 150 км, несущий ракеты, которые летят на 450 км смотрится очень своеобразно.
О ГСН ракеты SIM-6. Она вся такая самостоятельная, может обойтись без подсказок со стороны, но тут вопрос: а она насколько «видит» цель? Так как ГСН унаследована от AIM-120 AMRAAM, а по этой ракете данные есть, так вот, ГСН AIM-120 AMRAAM способна обнаружить цель с ЭПР около 3м² на дальностях порядка 16-18 км.
На этом как бы все, можно заканчивать.
Безумная радость американцев, от того, что они сварганили «не имеющую аналогов в мире» самую далеко летящую ракету, понятно. Все (это понятно, что Россия и Китай) должны проникнуться и убояться.
На самом деле, разница между двумя «колхозами» есть, и она не в пользу американцев в плане логики.
Русские подвесили под самый быстрый в мире самолет аэробаллистическую ракету, которая работает по наземным статическим целям. «Кинжал» тоже использует смешанную систему наведения: инерциальная на начальном и среднем участках полёта и оптическая/инфракрасная на конечном участке полёта, чем достигается высокая точность попадания 5-7 м. Возможно использование ГЛОНАСС в дополнение к инерциальной системе наведения.
Но жирно надо подчеркнуть: ракета летит по заранее заданным координатам статической цели.
Здесь же у американцев на выходе ракета «воздух-воздух», переделанная из «корабль-воздух», летящая очень далеко (450 км) куда-то туда. 430 км. А там уже в дело пойдет радарчик ракеты, который попробует найти что-то и его поразить.
Тут дополнительная информация к соображению: диаметр радара AN/APG-79 127 см. Точнее, ширина, там все-таки не круг. А диаметр ракеты SIM-6 всего 53 см. Насколько меньше то, что в ракете будет играть роль РЛС, можно представить при помощи калькулятора.
В общем, когда нечему радоваться, и такая новость будет очень даже. Насколько эффективным будет пуляние такой ракетой туда, где она найдет цель… посмотрим. Хотелось бы увидеть эффективность на уровне 1991 года, когда американские ракеты валили все, на что могли нацелиться. Это будет увлекательно.
Свежие комментарии