Пенсионные накопления хотели заменить на капитал, а теперь сделают продуктом: следим за руками
Мельников Михаил
Нечего копить
Глава Совета Федерации Валентина Матвиенко подвергла критике законопроект о «пенсионном продукте», подготовленный Минфином и находящийся сейчас на рассмотрении в Министерстве труда и социальной защиты (Минтруд).
Она признала, что людей окончательно запутали постоянными изменениями пенсионных формул, забыв, правда, добавить, что вот уже восемь лет и одну неделю сверху эти изменения неизменно одобряются Советом Федерации под её мудрым председательством. Но не будем требовать от людей уж совсем невозможного.«Россия – социальное государство», – пошутила Матвиенко в интервью РИА Новости и дальше уже серьёзно добавила, что в случае очередной реформы необходимы «жёсткие гарантии» полной сохранности пенсионных накоплений. Впрочем, уточняет она, законопроект, о котором идёт речь, официально в Совфед не поступал, а значит, и комментировать его пока рано.
Но главное она сказала:
На мой взгляд, сейчас значительная часть населения имеет доходы, из которых им просто нечего выделять на увеличение пенсионного обеспечения в будущем.
Валентина Матвиенко: В случае очередной реформы необходимы «жёсткие гарантии» полной сохранности пенсионных накоплений. Фото: Federation Council of Russia/Globallookpress
В стиле Валентины Ивановны
Нельзя не признать, что сделавшая карьеру на комсомольской стезе уроженка Шепетовки Валентина Ивановна является одним из наиболее активных представителей в целом безмолвной российской выборной власти. По многим вопросам у неё есть своё мнение, не то чтобы сильно отличающееся от линии партии, но всё же дополняющее её здравым смыслом. Именно Матвиенко стала инициатором единственного за много лет конфликта двух палат российского парламента, настояв на отклонении законопроекта о немедленном запрете хостелов в жилых помещениях.
Ещё одним ярким элементом деятельности Матвиенко является её участие в решении проблемы сибирских лесов, которые с угрожающей скоростью превращаются в звонкие юани. Об этой беде знают все, но на высоком уровне всерьёз бьёт в набаттолько глава Совфеда. Политик сейчас действительно старается принести какую-то пользу своей стране.
Отложенный сюрприз
Проект Минфина, которого ещё не видела Валентина Матвиенко, называется «О гарантированном пенсионном продукте». В нём постулируются четыре принципа новых пенсионных накоплений – государственные гарантии, государственная регистрация, добровольность, поддержка налоговыми льготами. Это не является реформой в полном смысле слова, так как не отменяет, а лишь дополняет действующую систему.
Есть, впрочем, одна оговорка: вступление в силу нового закона автоматически похоронит и без того глубоко замороженную накопительную систему, фактически став её заменой. Занятно, что практически одновременно Пенсионный фонд России предложил резко увеличить порог единовременных выплат при выходе на пенсию, чтобы не возиться с «мелочовкой», ведь средняя сумма на накопительном счету сейчас всего лишь 75 тысяч рублей, на весь «период дожития» явно не хватит.
Судя по всему, указанный проект был готов ещё в августе прошлого года: тогда глава Минфина Антон Силуанов говорил про индивидуальный пенсионный капитал, который должен прийти на смену нашим накоплениям, не накапливающимся с 2013 года. Но в преддверии значимых выборов, да ещё и во время горячего обсуждения подъёма пенсионного возраста, власти решили не морочить людям мозги очередным новшеством. Но за год, отлежавшись в министерских кабинетах, проект трансформировался не столько содержательно, сколько стилистически.
Фото: Zamir Usmanov/Globallookpress
Финансовые психологи
Ранее речь шла об индивидуальном пенсионном капитале (ИПК), теперь же – о гарантированном пенсионном продукте (ИПП). Слово «гарантированный» не должно вводить в заблуждение: сохранность прежних накоплений нам тоже гарантировали, мы даже можем увидеть их цифры в «личном кабинете» Пенсионного фонда, но никакой уверенности в реальном наличии этих денег на счетах ВЭБ (оператора системы) нет. Они похожи на золотой запас США: вроде бы и существуют, и учитываются в отчётности, но «потрогать» их решительно невозможно.
Чем отличается капитал от продукта?
Капитал – это накопления, деньги, богатство. Когда вы получаете сведения о вашем пенсионном капитале, у вас создаётся ложное ощущение, что эти деньги и впрямь ваши, что вы обязательно получите их в виде пенсии.
Продукт же – это в массовом представлении товар, который могут завезти, а могут и нет, то он есть в наличии, то, простите, кончился, и «гарантированность» тут совершенно ничего не меняет, в Конституции тоже много чего гарантировано.
То есть денег нет, как справедливо констатирует Матвиенко, а если и есть, то они – не капитал, а некий продукт в цепких руках Антона Силуанова. Это не значит, что нам обязательно надо торпедировать новый законопроект – надо только очень внимательно отслеживать добровольность участия в новой затее. Понятно, что Минфину очень нужны «длинные» пенсионные деньги, но совершенно непонятно, за какие заслуги мы должны удовлетворять эти его желания.
* * *
Чем больше реформ проводит власть, тем крепче в людях убеждение: никто не накопит на нашу пенсию, кроме нас самих.
Свежие комментарии