На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Миша Потапов
    Слава Путину.Звериная ярость: ...
  • Николай Чернышев
    Давить надо гадов. И нечего дикарей пускать в Россию.Звериная ярость: ...
  • Василий
    По Сталинскому варианту нам кое-что и перепало бы, а долбанный Хрущ отдал бесплатно, если ещё и не с доплатой.Как Хрущёв разруш...

Архип Люлька — русский киевлянин, заглянувший в будущее и изменивший боевую авиацию

Почему эра поршневых двигателей прошла?

В начале прошлого века в авиации господствовали поршневые двигатели.

Дело в том, что его мощность прямиком зависит от количества цилиндров, площади поршней и так далее, другими словами — чтобы сделать поршневой двигатель мощнее, нужно существенно увеличить его массу.

А масса, как известно, сильно влияет на характеристики самолета, причем не самым положительным образом.

Мальчик из сельской глубинки

Река Рось

Мальчик работал с самого детства, увлекался литературой, писал стихи и даже думал над тем, чтобы получить гуманитарное образование.

Но потом, по его собственным словам, трезво посмотрел на свои литературные возможности и поступил в двухгодичную профтехшколу машиностроительного техникума. Там он получил базовые знания математики, а также изучил кузнечное дело.

Паротурбинный двигатель

В то время в кругу авиационных конструкторов активно обсуждались паротурбинные установки как альтернатива двигателям внутреннего сгорания.

Идея казалась вполне жизнеспособной, однако у нее нашелся ярый противник — Архип Люлька. Молодой человек утверждал, что паротурбинный двигатель — разработка, непригодная для авиации, особенно истребительной.

Из-за того, что идея Архипа Люльки сильно опережала свое время, ей пришлось встретиться с множеством сомнений со стороны. Что это за двигатель без винта? По словам изобретателя, многие просто не понимали, как струя, входящая во «что-то» и выходящая из «чего-то», способна двигать самолет.

Владимир Уваров

Однако были и те, кто оценил труды конструктора по достоинству, например, заместитель заведующего кафедрой Московского высшего технического училища Михаил Иванович Востриков.

В результате к единомышленникам молодого инженера присоединился и сам заведующий кафедрой Владимир Васильевич Уваров, который написал на проект Архипа Люльки, по его словам, лучший из всех отзывов, которые ему довелось давать за всю жизнь.

Вскоре по решению Наркомата работы по авиационным паровым установкам в Харькове и Ленинграде были прекращены.

РД-1

В свою очередь, у Люльки было что ответить на критику: новый двигатель был гораздо экономичнее на больших скоростях. Кроме того, горючим для турбореактивного двигателя служил керосин, который был намного дешевле бензина. Еще одним аргументом в пользу новой разработки стала тяга, которая с увеличением скорости и высоты полета у турбореактивного двигателя росла, а у поршневого, наоборот, уменьшалась.

В итоге к маю 41-го года был изготовлен стендовый вариант реактивного двигателя РД-1. Но из-за начала Великой Отечественной войны работы в этом направлении пришлось заморозить.

К реактивному двигателю вернулись в 1944 году, когда началась разработка конструкции нового мотора на основе расчетов и чертежей РД-1 — первого советского турбореактивного двигателя С-18. Спустя год испытания С-18 успешно завершились.

Будущее, которое наступило слишком рано: двухконтурный реактивный двигатель

Еще 22 апреля 1941 года Архип Люлька получил авторское свидетельство на схему двухконтурного реактивного двигателя.

До этого все разрабатываемые в мире турбореактивные двигатели были одноконтурными. Советский конструктор предложил добавить к турбореактивному двигателю второй — внешний — воздушный контур. Благодаря этому удалось снизить общий расход топлива и повысить общую тягу. Практически все современные турбореактивные двигатели — двухконтурные.

Архип Люлька

Но изготовление такого двигателя потребовало бы колоссальных временных затрат, а в те годы перед авиаконструкторами стояла задача как можно быстрее создавать реактивную технику.

Получилось так, что Люлька совершил переворот в авиационном двигателестроении, но из-за того, что его изобретение сильно опережало возможности и потребности того времени, схема нашла свое применение позднее.

К двухконтурному реактивному двигателю коллектив опытно-конструкторского бюро имени Архипа Люльки (сегодня входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха) вернулся только в 70-х, когда появились новые технологии и материалы.

Так был создан мотор четвёртого поколения АЛ-31Ф с воздухо-воздушным теплообменником. Благодаря этому техническому устройству удалось существенно повысить эффективность воздушного охлаждения турбины при высоком коэффициенте полезного действия.

Двигатель АЛ-31Ф поднимает в небо истребитель Су-27 и его модификации, палубные истребители Су-33, многоцелевые истребители Су-35, Су-30, фронтовые бомбардировщики Су-34.

АЛ-31Ф по сей день считается одним из лучших двигателей мира для самолетов фронтовой авиации. Вместе с Су-27 они установили более 30 мировых рекордов.

Пресс-служба корпорации «Ростех»

Источник

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх