В начале прошлого века вовсю разгорелось движение женской эмансипации. Странные женщины вдруг захотели отождествления с мужчинами. Ведь это так интересно: погрузиться головой в грязь политики, намотать кишки на танк на войне, спуститься с отбойником под землю.
У каждого движения есть свои герои, и эта, конечно, не исключение.
Есть первые женщины политики, военные, металлурги, но сегодня я вам хочу рассказать историю первой женщины военного авиатора.
Эх, рубеж веков – романтичное время князей и революционеров.
В 1989 году в семье богатого купца Михаила Петровича Андреева родилась миленькая девочка, которую нарекли красивым именем Евгения.
Отец постарался ради любимой дочери и дал ей блестящее великосветское воспитание, а потом и столь же полное образование. В юность Евгения вступила светской львицей, своего блистательного и кровавого 20 века.
Отец так же заботливо и успешно выдал девушку за гражданского инженера, князя Шаховского. Так, дочь безызвестного Андреева стала носить древнюю фамилию рода, восходящего еще к Рюрику.
Однако здесь отцовский план благополучной жизни дочери и дал трещину. Вероятно, сказался избыток образования.
Сначала Женечка легла под автомобили, сама копалась в моторах, на спор кладя стрелку спидометра, а затем легла и под…
Гражданский инженер – это ведь скучно, хоть и князь. Другое дело – авиаторы.
Женечка напрочь влюбилась в знаменитого тогда на весь мир пионера русской авиации – Всеволода Абрамовича.
Последовал развод, раздел имущества. Благодаря родившимся в браке детям, Женечка унаследовала титул и, пристроив детишек, уехала в Германию, свободной, успешной, состоятельной княгиней.
Нужно признать, что в Германии наша героиня не просто пристроилась к Сене Абрамовичу, а взялась за освоение искусства полета.
В 1911 году она сдала экзамен в Йоханнистале и стала летчицей.
«Авиация не трудна - не требует ни физической силы, ни особенных познаний», - рассказывала Женечка репортерам.
А в 1913 году княгиня поднялась в воздух вместе с возлюбленным. За штурвалом была женщина. На высоте 8 метров над землей по неопытности Женечка вошла в воздушную воронку, образовавшуюся от спускавшегося ниже биплана. Аппарат Шаховской закачало, и эта эмансипированная ТП рванула рычаг высоты на себя, перевернув биплан, который не замедлил рухнуть на землю.
Княгиня отделалась царапинами, а вот Всеволод погиб. На родине его ждали шесть боевых и два учебных усовершенствованных самим Абрамовичем аэропланов «Райт». Только что выполненные по заказу, они ждали своего пилота для испытаний.
Женечка после сей трагической истории решила завязать с полетами: «После столь трагически закончившегося полёта я больше летать не буду», - говорила она журналистам.
Траур продлился год, и в 2014-ом Шаховская снова поднялась в воздух, а затем грянула Первая мировая война.
Женечка как истинный пилот естественно попросилась на фронт. Повоевать она пыталась и ранее: сначала в Италии, затем в Болгарии. Но ей везде отказывали.
Поначалу отказали и в российской армии. Полеты в это время предполагали разведку, а это нередко заканчивалось приземлением на территории противника, за что приговор один – расстрел.
Пришлось Женечке пойти в санитарный поезд имени Великой княжны Анастасии Николаевны. За что ей, безусловно, большой респект и уважение.
Однако попыток попасть на фронт в качестве пилота она не оставила, достучавшись до самого императора Николая II.
Известно, что Женечка была большой поклонницей Распутина. Вероятно, именно через этот канал прошение княгини попало к императору.
Как итог, с первого числа декабря 1914 года Женечка оказалась военным авиатором-женщиной, впервые в мире.
А 31 декабря Женечку уже откомандировали от авиационного отряда. Неизвестно за что ее выперли, но взялся за это дело дежурный генерал.
Феминистки скажут – засилье мужиков, стереотипы, не дали проявить себя, патриархат и пр.
Любители копаться в грязном белье расскажут истории о ее романах с офицерами, что быстро сказалось на дисциплине в отряде.
Ну а другие вспомнят дело о шпионаже в пользу Германии, что позднее на нее завели дело и сделают предположения, что решение выпереть ее из действующей армии имело под собой действительные основания.
Дело на Женечку действительно завели на основе ее связей с немецкими авиаторами.
Было расследование, был суд и приговор – смертная казнь.
По поводу следствия непонятно: с одной стороны, ходили слухи, что это дело - месть отвергнутого любовника, с другой стороны, за княгиню просили у самого императора, который не отменил же приговора, а лишь смягчил наказание, отправив Женечку навечно в монастырь.
Однако после февральской революции Шаховскую освободили именно как «узницу царского режима». На шпионов тогда амнистия не распространялась.
Так что непонятно, действительно ли Шаховская пыталась шпионить.
Судя по тому, сколько она провела времени в авиационном отряде, она могла как раз только попытаться пошпионить и с треском провалиться. Так, из любви к острым ощущениям.
Кстати, еще до освобождения княгиня родила сына, то ли в тюрьме, то ли в монастыре.
После амнистии княгиня работала в Гатчинском музее, но и оттуда ее выгнали – за растрату. Говорят, она имела близкие отношения с Луначарским А.В., который и поспособствовал ее переводу следователем в киевский ГубЧК.
Уже чекисткой Женечка окончательно эмансипировалась, раскрепостилась и прославилась жесткостями на допросах и расстрелах. Именно эта служба позволила ей свести счеты с теми, кто вел следствие по делу о ее шпионаже. Николая II тогда уже не было, и отменить расстрельные приговоры было некому.
В 1920-м году первая женщина-военный авиатор княгиня Шаховская сидела в баре с коллегами из ЧК и пила водку. С чего возникла драка, никто уже не скажет, но закончилась она перестрелкой, в которой Женечке досталась и ее пуля, опрокинув ее на заплеванный пол.
О времена, о нравы.
Свежие комментарии