На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Ильдус Мамлеев
    Чем быстрее это сделает, тем лучше.Конец глобализма:...
  • Люция
    Выдумывают всякую чушь, лишь бы истерить. Какое имеет право европарламент вмешиваться в выборах президента Белоруси ...Алё, Европарламен...
  • Валерий
    Прямо половой гигант отрезать причиндалы и на кол суку !!!Суд арестовал бой...

США вобьют «арктический клин» в отношения Москвы и Пекина

Американские военачальники и флотоводцы продолжают оспаривать права России на Северный морской путь. Хотя пока что только на словах, но тональность заявлений становится все более грозной.



Так, год назад, весной 2018 г., командующий Береговой охраной США адмирал Цукунфт заявил, что США отвергают отношение России к Северному морскому пути (СМП) как к своим внутренним водам и рассматривают его как «международный пролив, и он является открытым для транзитного прохода». Но при этом он отметил, что США не планируют активно, то есть с помощью сил и средств ВМС в рамках программы «Freedom of Navigation» (FON) («Свобода судоходства») оспаривать эти «правопритязания» России.

«Если вы хотите укреплять веру и доверие по отношению к другой нации, не начинайте этот процесс с операций по защите свободы судоходства. Начинайте с чего-то гуманитарного по природе, такого, как поиск и спасание, такого, как окружающая среда», — резюмировал Цукунфт.



Но уже в начале 2019 года в американских СМИ со ссылкой на военные источники появилась информация о намерении Вашингтона перейти именно к «активным мероприятиям» по продвижению «свободы судоходства». А именно: организовать летом 2019 года на СМП провокацию, аналогичную тем, что они устраивают в Южно-Китайском море. Вскоре после этого командующий операциями ВМС США адмирал Джон Ричардсон объявил о намерении «надавить» на нашу страну и проводить в отношении нее более активную и агрессивную политику.

Следом за ним командующий ВМС США в Европе и Африке адмирал Джеймс Фогго объявил, что Министерство обороны США не позволит России «господствовать в Арктике» и контролировать Северный морской путь, поскольку Вашингтон считает, что регион должен в равной мере использоваться всеми странами Арктического совета и никто не имеет права претендовать на него.



«Россия почему-то считает Арктику своей, но на самом деле это международная территория, и мы заинтересованы в том, чтобы она оставалась ничьей», — резюмировал адмирал.

С еще более угрожающим заявлением выступил председатель Комитета начальников штабов вооружённых сил США генерал Джозеф Данфорд, объявивший, что в Вашингтоне готовы бороться «за независимость Арктики от России» и даже не исключают возможности превращения этого региона в зону военного конфликта в ближайшем будущем.

США вобьют «арктический клин» в отношения Москвы и Пекина


Напомним, что Россия рассматривает СМП как «исторически сложившуюся национальную транспортную коммуникацию» — такое определение содержится в Федеральном законе «О естественных монополиях».

Поясняется, что речь идёт об участках, «охватывающих внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону России».



По мнению экспертов, этот подход совершенно оправданный — СМП является комплексным маршрутом, и пройти его без пересечения российской акватории, а также без лоцманской и ледокольной поддержки просто невозможно.

Природные условия Арктики, трудности навигации по ней, сложности ледовой и метеорологической обстановки — это объективная реальность, а вовсе не результат «претензий России». СМП открыт и проложен русскими. Ими же создана и его инфраструктура. Когда она пришла в упадок в 80-90-х годах, ни о какой «свободе судоходства» речи не шло. И только ее восстановление и развитие обеспечивает судам возможность безопасного прохода, поскольку администрация СМП обеспечивает их правильной информацией по навигационной, ледовой, метеорологической, гидрографической обстановке, размещает навигационные знаки и выделяет ледоколы.



Разумеется, эта работа стоит денег, так что справедливость возмездной основы пользования СМП несомненна. Кстати, операция ВМС США в акватории СМП в рамках программы FON (если она, конечно, состоится) будет сопряжена с колоссальной опасностью, если не будет согласована с администрацией СМП. Причем не от российских военных, а из-за природных условий. Напомним, что ледоколов, способных обеспечить такой рейд, в ВМС США нет (несколько единиц старых ледоколов есть в БО США).

Отметим также, что именно Россия несёт ответственность за охрану природной среды в этом районе согласно положениям Конвенции о морском праве.

Кстати, руководствуясь именно этим принципом, Канада взяла под свой контроль навигацию в своих прибрежных арктических водах, в так называемом Северо-Западном проходе. Хотя США и критикуют за это Канаду, но военными операциями против нее не угрожают.



Собственно, сам факт того, что о статусе Северного морского пути рассуждают не дипломаты, а военные, уже можно рассматривать как проявление агрессии, пусть пока и вербальной. При этом обсуждение темы моментально носить хоть какие-то элементы конструктива, и любые возможности, пусть даже и гипотетические, каких-либо соглашений на взаимно приемлемой основе моментально утрачиваются.



Примечательно, что адмирал Фогго отметил, что американским компаниям не подходит Северный морской путь, поскольку его глубина слишком мала для их кораблей. То есть Вашингтон, радеет исключительно за принцип и интересы других стран?

Впрочем, можно не сомневаться, что не о «свободе судоходства» (которое просто невозможна физически, без российского контроля за СМП и российской же инфраструктуры) американцы пекутся.

Во-первых, их вообще беспокоит любой экономический или политический успех нашей страны, а развитие СМП – это то и другое. Если же удастся каким-то образом оспорить возмездный принцип использования СМП, то Россия будет лишена средств на его обслуживание и развитие его инфраструктуры.



Во-вторых, на районы в Арктике, которыми Россия уже владеет или на которые претендует, приходится более 250 млрд. баррелей нефти и газа в нефтяном эквиваленте. А запасы углеводородов позволяют нашей стране более или менее успешно противостоять любым санкциям.

В-третьих, создание напряженности вокруг СМП снизит его привлекательность в глазах пользователей этой транспортной артерии. Причем нельзя исключать попыток введения «международного эмбарго» на его использование.

Наконец, есть еще один немаловажный момент, который американцы с высокой долей вероятности постараются использовать.

Дело в том, что Северный морской путь представляет особый интерес для Китая: Пекин рассматривает этот маршрут как дополнение к проекту сухопутного «Шёлкового пути». В январе минувшего года Пекин официально объявил о планах активно использовать возможности СМП для транспортировки грузов в Европу.

Но при этом позиция КНР по правовому статусу Северного морского пути мало отличается от американской. Пекин стоит на том, что он является международной транспортной магистралью, а потому там не распространяется особый режим использования СМП на проход коммерческих судов.

Возможно, в этом присутствует некий «зеркальный ответ» России, которая дистанцируется от спора о статусе Южно-Китайского моря, не выступая в поддержку Китая. Есть и чисто экономический момент – плата за использование СПМ довольно велика (хотя в любом случае его использование для китайцев выгоднее, чем других путей).

Как бы то ни было, это один из немногих вопросов, где позиции КНР и США сходятся. И потому присутствует гипотетическая возможность консолидации американо-китайских усилий по оспариванию российского статуса СМП.

Эта возможность тем более вероятна, что в Китае заявили о значительном прогрессе в торговых переговорах с США.

Ранее американский лидер Дональд Трамп анонсировал новую сделку с КНР и отложил увеличение торговых пошлин, запланированное на 1 марта. На фоне этих новостей китайские биржи закрылись ростом более чем на 5% — максимальным с лета 2015 года. Эксперты считают, что Пекин не заинтересован в торговой войне и готов пойти на уступки, поскольку такой сценарий выгоднее дальнейшего противостояния.



«Китай потрясающий. Мы хотим заключить сделку, которая будет замечательной для обеих стран, и именно это мы и собираемся делать», — прокомментировал 25 февраля происходящее в традиционном для себя стиле американский лидер, добавив, что если переговоры с Пекином будут идти хорошо, то в ближайшие недели появятся «очень большие новости».

Таким образом, наметившееся потепление в американо-китайских отношениях вполне может стать фоном для консолидированных усилий Пекина и Вашингтона по «арктической проблеме». Конечно, нет никаких оснований ожидать, что КНР примет участие в американских провокациях в районе СМП, но для американцев самое главное попытаться вбить хоть маленький клинышек между Москвой и Пекином. Американцы постараются подвести китайцев к мысли, что так они смогут добиться от России преференций. В надежде на то, что это подорвет доверие между нашими странами. Не факт, что Пекин клюнет на такую приманку, и этот план удастся, но попытка, скорее всего, будет.



Что до самих США, то вероятность организации ими масштабной провокации в арктических водах не слишком велика. В силу чересчур неблагоприятных условий и по-настоящему сильных позиций России в этих водах.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх