Новый старт ракеты-носителя "Протон-М" был остановлен на космодроме Байконур и перенесён на май. Причина — обнаружение специалистами государственной корпорации "Роскосмос" некачественных комплектующих в ракете.
Цыганов Александр
Такое уже было. Меньше года назад, в июле 2019-го. Тогда генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин посулил представить к государственным наградам специалистов, которые всё-таки вовремя заметили и оперативно устранили неполадки в ракете "Протон-М" прямо перед стартом.
"Специалисты боевого расчёта, которые в рекордные сроки устранили серьёзные предстартовые замечания и обеспечили штатный пуск ракеты-носителя и разгонного блока, будут представлены к государственным наградам", — объявил тогда Рогозин.
В июле 2019-го Рогозин обещал представить к государственным наградам специалистов, вовремя заметивших и устранивших неполадки в ракете "Протон-М". Фото: Roscosmos / Globallookpress
В принципе, оно того стоило: ракета-носитель должна была вывести на орбиту уникальную — тем более что единственную и оставшуюся в распоряжении русских учёных — космическую обсерваторию "Спектр-РГ". Судьба этого рентгеновского телескопа и без того была непростой, изготовление его задерживалось, денег выделяли недостаточно, да ещё незадолго перед стартом батарея космического аппарата почему-то разрядилась. В условиях, когда вокруг Земли так и снуют американские, европейские, японские космические телескопы, открывающие планеты возле далёких звёзд, потерять единственный российский аппарат подобного уровня было бы непростительно.
Так что это всё великолепно, как сказал один генерал, глядя, как лёгкая кавалерия устремляется в атаку на артиллерийские позиции. Но так не воюют, добавил он, видя немыслимые потери из-за неправильной организации атаки.
Что не так в атаке Роскосмоса?
Если переводить в письменный вид высказывания об этом специалистов космической отрасли (не матерные, упаси Бог, просто шибко личные), то происходящее в российской космонавтике надо делить на две главные категории — техническую и философскую.
С технической точки зрения руководство Роскосмоса традиционно старается не грузить публику ненужными подробностями. Это более чем объяснимо: рынок космических запусков стал в последние годы крайне конкурентным; лишнее признание на нём в собственной неудаче отпугивает потенциальных клиентов, как слухи о коронавирусе от чихнувшего в самолёте человека.
Так что и в нынешнем переносе пуска телекоммуникационных спутников "Экспресс-80" и "Экспресс-103" с космодрома Байконур причиной было обтекаемо названо "обнаружение некачественных комплектующих в ракете". Соответственно, создана специальная комиссия, которая, как сказано, "установит виновных, допустивших нарушение технологии при изготовлении комплектующих". Зато тем, кто выявил проблему, пока она не стала фатальной, Дмитрий Рогозин пообещал поощрение.
Подготовка ракеты-носителя "Протон-М". Фото: Roscosmos / Globallookpress
Так что в чём тут дело, можно примерно установить без большой ошибки, утверждают специалисты. Как сообщает пресс-служба Роскосмоса, некачественные комплектующие были изготовлены в 2015-2016 годах. Следовательно, это было одно из следствий введения Западом санкций против России после "Крымской весны" 2014 года. Тогда пришлось срочно замещать выпавшую элементную базу, базу деталей и комплектующих собственными изделиями. Или китайскими.
А производство комплектующих для космической отрасли — а особенно электроники, элементов вычислительной техники — это очень тонкая, ответственная и, что называется, культурная работа. То есть да — работа, требующая особенно тщательного подхода к культуре производства. Ну вот взять, к примеру, изготовление процессоров для электронных машин: там и стерильность должна в цехах быть не сравнимой ни с какой операционной, и последовательность операций строго выдержанной, и температурные режимы, и так далее. В России, будем честными, это никогда особенно не получалось — такая культура производства. Оттого и вечные наши проблемы с элементной базой, когда даже бытовой телевизор не удавалось сделать надёжным, а процессоры для суперкомпьютеров приобретаются через различные схемы за рубежом.
Вот сейчас вроде пошёл в серию "Эльбрус", но он обладает характеристиками, отстающими от того, что дают современные западные процессоры, на десяток лет.
И если бы дело в процессорах! Вспомним, из-за чего только не падали наши ракеты! Несоответствующие припои, забиваемые не тем концом датчики, мусор в топливопроводах, недотянутые, то есть бракованные двигатели… Наконец, своеобразная вершина этих низов — ошибка в программе старта, где попросту были перепутаны космодромы Байконур и Восточный!
Так что с технической причиной очередного сбоя картина, по мнению специалистов, достаточно ясна: общая технологическая отсталость отечественной космической техники. И не нужно делать большие глаза: она всегда была, эта отсталость. Просто преодолевали её громадными усилиями и громадным числом аварий, о которых тогда не говорили.
А куда наступать, знаем?
Вот с философской стороной проблемы всё несколько сложнее.
"Протоны" — уже явно и давно устаревшая машина, признают в отрасли. Нет, она достаточно надёжная, ибо аналоговая. Но стопроцентной надёжности не даёт даже совковая лопата, а с тем высокотоксичным окислителем, на котором летает этот носитель, каждая авария превращается в экологическую катастрофу, каждая из которых, в свою очередь, ухудшает отношения с казахстанцами, где расположен космодром Байконур.
Вот в итоге эти ракеты и долётывают последние годы, до 2025-го, и даже двигатели для них перестали производить. Но что взамен?
А взамен мы пока имеем комплексный кризис в Центре имени Хруничева, где должны создаваться наши новые перспективные ракеты на место уходящим "Протонам".
"Кризис" в данном случае — не с чисто негативной коннотацией понятие. Но просто иным словом и не назовёшь перевод производства из Москвы в Омск. Да, там, говорят, та самая культура производства осталась на высоте, там производство перестраивается на производство, а не на красивый офисно-технический центр, как в Москве. Но хаос и в таких условиях неизбежен. А где хаос, там и бардак. А где тот, там и девающиеся неизвестно куда деньги. И значит, графики, неуклонно сдвигающиеся вправо.
Один из этих графиков — план производства новой ракеты-носителя "Ангара". И тут кое у кого из специалистов есть сомнения в том, нужна ли эта ракета вообще. Нет, так-то нужна — при выпадающем-то "Протоне". Но вот то, как она делается и за какие деньги, у многих вызывает вопросы.
Федеральное космическое агентство планирует плавный переход на новый тяжёлый носитель. Фото: Roscosmos / Globallookpress
Да, тяжёлая ракета нам нужна. Но в том-то и проблема, что до неё — что до А5, что до А7 — руки так и не доходят. Точнее, дошли только для одного экспериментального полёта на орбиту. Или двух? Не принципиально. Ибо решение о создании этого устройства было принято ещё в 1995 году, и за это время "Ангара" должна была выпускаться с конвейера, как сосиски…
А ведь сроки, как известно, — деньги!
Ещё проблема: по уверениям специалистов, для разных модификаций в линейке "Ангар" нужны три разных стартовых стола. При том как продвигаются работы на космодроме Восточный, есть опасения, что увидим мы их ещё лет через пять, как надеются оптимисты. А это опять время и деньги. Говорят, новая ракета уже в два раза дороже "Протона"…
Наконец, сложный вопрос, есть ли необходимые коммерческие грузы под тяжёлую ракету. На рынке космических запусков, имеется в виду. На Луну, конечно — если доверят такой старт "Ангаре", — слетать, видимо, можно, но коммерческой пользы от этого никакой.
А между тем — возвращаемся в начало — рынок космических запусков очень конкурентен сегодня. И на нём всё больше места отвоёвывают себе ракеты частных компаний. Тот же "Falcon-9" (тоже есть версия Heavy), Dragon, Cygnus и так далее. Да, они тоже пока не могут похвастаться частотой и надёжностью запусков. Но в том-то и дело, что и при этом они заметную часть рынка запусков отвоёвывают.
Запуск "Falcon-9". Фото: SpaceX / Globallookpress
Есть ли вина Роскосмоса в такой вот "философии"? Как государственной корпорации — наверное. Особенно если вспомнить, что она создавалась, чтобы стать управляющим центром как для сотен различных НИИ, заводов и структурных подразделений космической отрасли, так и для возможных частных космических компаний как некий научно-технологический и методический центр. Однако бич Роскосмоса в том, что денег на космонавтику ему всегда "отгружают" с недовесом. Причём серьёзным — чуть ли не в два раза. И что в таких условиях можно сделать, особенно в плане технического и технологического перевооружения, когда такого перевооружения требует буквально вся отрасль? До новых ли цехов, где девочки-сборщицы будут работать чуть ли не в космических скафандрах, когда нет денег даже для того, чтобы повторить запуск к Луне простенького исследовательского зонда? Через пятьдесят лет повторить…
Свежие комментарии