На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • Часовщик
    Удачи вам,ЧВК Вагнер,это сила.ЧВК "Вагнер" возв...
  • Сергей Ипатов
    Думаю, произойдёт что то близкое к ситуации с Кимом - много шума, бряцание оружием, противоречивые заявления, много б...Чем Трамп может у...
  • Амара Карпова
    Молодцы👍❤️ЧВК "Вагнер" возв...

Импрессионисты войны

Импрессионисты войны
– О, голубой период?

– ??????
«Голубой период — термин, используемый для обозначения картин, написанных испанским художником Пабло Пикассо в период с 1901 по 1904 год». Кадр из кинофильма «Как украсть миллион»

Искусство и война. В искусстве, как и в науке и технике, периодически появляется нечто новое, так или иначе отвергающее старое. Так и возникшее в живописи последней четверти XIX века такое течение, как импрессионизм, во многом порвало со старыми канонами искусства, хотя цель у художников по-прежнему была одна – запечатлеть окружающие их предметы и их цвет. Первая «Выставка впечатленцев» (откуда и возник сам этот термин) прошла в Париже в апреле-мае 1874 года. Импрессионисты решительно порвали с академической манерой письма и одними из первых начали рисовать непосредственно на воздухе, не дорабатывая впоследствии свои работы у себя в мастерской.


Клод Моне (1840–1926). «Впечатление. Восходящее солнце», 1872 г. Музей Мармоттан-Моне, Париж

Особенностью техники импрессионистов стал отказ от контура предмета, который они заменили контрастными и мелкими мазками, которые старались накладывать в соответствии с теориями цвета французского химика Мишеля Эжена Шеврёля, германского врача и физиолога Германа Гельмгольца и американца, физика Огдена Руда. Получалось, что они подстраивались под зрение и писали так, что вблизи их картины выглядели как набор цветных пятен, но зато издали смотрелись настоящим «окном в мир», причём передавали ощущение утра, тумана, жаркого знойного дня.


Норман Уилкинсон (1878–1971). «Яхты у Нидлса, остров Уайт». Королевский музей в Гринвиче

Разумеется, со временем появились и те, кто решался данное направление «углубить» и создать в живописи свой собственный стиль. Возник так называемый постимпрессионизм начала XX века, а в нём течение фовизм (от слова «дикость»), причём кто-то его из постимпрессионизма исключает, а кто-то причисляет к модернизму. Классический период фовизма считают время с 1904 по 1907 год. У них было всё наоборот: использовались предельно интенсивные цвета в контрастных сочетаниях, обобщённые контуры, от светотеней они полностью отказались. В то же время возник и кубизм («живопись кубиками»), ставший творческим развитием постимпрессионизма.


Поль Сезанн (1839–1906). «Большие купальщицы», 1906 г. Художественный музей Филадельфии

В картинах художников начала ХХ века было всего много, но, пожалуй, больше всего они любили голубизну неба и голубизну вод, хотя, конечно, рисовали и цветы, и виноградники под солнцем, и жёлтые подсолнухи. То есть голубого, будь то Пикассо или тот же Моне или кто-то другой, в творчестве тогдашних живописцев хватало. Что, впрочем, особо и неудивительно. Люди радовались жизни, им нравились лёгкие и светлые тона…


Шарль Камуан (1879–1965). «Белые паруса в порту Сан-Тропе». Частная коллекция

Но вот что интересно, все эти опыты в живописи во Франции совпали с активными исследованиями в области цветовой гаммы новой военной униформы. Так, в 1892 году было проведено исследование, показавшее, что по мишени серо-синего цвета стрелять труднее, чем по красно-синей. Между 1903 и 1914 годами были опробованы образцы униформы приглушённых цветов: в 1902 году – серо-зелёная, в 1906 году – бежево-синяя, а в 1911 году – форма цвета резеды. В 1912 году прошла испытание и униформа цвета «Голубой горизонт», оказавшаяся удобной, малозаметной, не маркой и одновременно отличавшейся по цвету от цветов униформы, принятой к этому времени во всех других европейских странах. Кстати, ещё в 1899 году во французском «Журнале дебатов» сообщалось, что моторные лодки администраторов тюрьмы в Кайенне были специально «окрашены в цвет горизонта, чтобы их было легче скрыть». То есть маскировочные свойства голубого цвета были замечены ещё тогда…


Французский солдат в униформе цвета «голубой горизонт», 1917 г. Фото Поля Кастельнау (1880–1944)

Однако руководство французской армии в данном случае повело себя непоследовательно, слишком уж прислушивалось к мнению ветеранов и прессы, считавших форму «цвета грязи предательством Франции», поэтому, когда началась Первая мировая война, её солдаты отправились на фронт в традиционных тёмно-синих мундирах и в ярко-красного цвета штанах.


Альфонс-Мария-Адольф де Невиль (1836–1885). «Последние патроны», 1873 г. По сути со времени Франко-прусской войны практически ничего не изменилось! Музей Орси. Париж

Хотя работа над новой формой и велась, но задержка с её использованием привела к трагическим потерям, которых, как все уже потом начали понимать, вполне можно было избежать изначально. Поэтому уже осенью 1914 г. армейское командование начало спешный переход на новую униформу «цвета голубого горизонта».


Его же картина. «Кавалерист», 1884 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

И хотя выпуск серовато-голубого сукна начался ещё летом 1914 г., только весной 1915 г. его производство достигло таких масштабов, что это позволило переодеть практически всех французских солдат.


Новая французская униформа была одного цвета и для пехотинцев, и для летчиков, и была она и удобной, и элегантной. Кадр из фильма «Эскадрилья Лафайет», 2006 г.

Надо заметить, что многие французские художники – и фовисты, и кубисты – с самого начала войны оказались в армии. Был мобилизован фовист Шарль Камуан – друг Клода Моне, и кубист Фернан Леже. Встали под ружье фовисты Морис де Вламинк и Андре Дерен, кубист Жорж Брак.


Реальное фото летчиков из этой эскадрильи. Очевидно, что в жизни летчиками использовалось самое различное обмундирование

В битве на Марне в сентябре 1914 года сорокатрехлетний художник Люсьен-Виктор Тиран де Севола, воспитанник Академии художеств, служивший артиллеристом второго класса, вместе со своей частью, одетый в те самые броские форменные красные брюки, попал под жестокий вражеский огонь.

«Именно тогда, — напишет он позднее, — мне пришла идея камуфляжа, сначала расплывчатая, но затем всё более внятная. Должен же быть способ, подумал я, чтобы замаскировать не только нашу орудийную батарею, но и людей, которые её обслуживают.»

Он начал эксперименты «с формой и цветом», придумывая средства, при помощи которых он и его товарищи стали бы «менее заметными» на поле боя. И уже в том же сентябре 1914 года он сумел замаскировать свою огневую точку с помощью простейшего раскрашенного полотняного экрана.

В Военном министерстве идеи Севола быстро взяли на вооружение. И в начале 1915 года появляется первая камуфляжная группа; первоначально состоявшая из тридцати художников, она в итоге увеличилась до трёх тысяч camoufleurs, которые получили униформу с элегантной нашивкой по эскизу самого Севола: изображение золотого хамелеона на красном фоне. Перед войной многие во Франции обвиняли кубистов в отсутствии патриотизма и нелюбви к родной стране, но Тиран де Севола заявил, что в условиях новой войны именно это направление в живописи окажется совершенно незаменимым:

«Для полной деформации объекта я использовал методы кубистов, и это позволило мне привлечь к работам некоторых талантливых художников, которые, в силу особого видения, могли замаскировать любой объект.»


Пьер Гатье (1878–1944). «Закамуфлированный корабль в гавани Тулона». И картина импрессионистская, и корабль… Национальный морской музей, Париж

И тогда уже британский художник и ко всему прочему офицер военно-морского флота Норман Уилкинсон, основываясь на модных направлениях в живописи, и прежде всего на кубизме, предложил камуфляж для кораблей британского флота, цель которого состояла в том, чтобы сбить с толку командиров германских подводных лодок, наблюдавших за целями через перископ. Для того чтобы определить, насколько эффективен данный способ, он стал окрашивать модели кораблей по своей методике и рассматривал их в перископ. Суть способа была отнюдь не в том, чтобы сделать судно незаметным, а в том, чтобы сделать его непонятным, так, чтобы подводникам было бы сложно определить направление его движения и скорость: главное, что требовалось для точного пуска торпеды. Кроме того, «непонятный камуфляж» увеличивал время нахождения неприятельских подводных лодок под перископом, что увеличивало шансы заметить его с атакуемого корабля.


Экспериментируя с «ослепляющим» камуфляжем», Уилкинсон брал модели кораблей, раскрашивал их, следуя своим схемам, ставил на вращающийся стол, а затем наблюдал через перископ, как они смотрятся днём и ночью. Как-то этим занялся даже сам король Георг и смог лично убедиться в эффективности действия такого камуфляжа

Для разработки камуфляжа, который был назван «ослепляющим», Адмиралтейством были привлечены настоящие художники, которые сначала для каждого судна разрабатывали свою «кубическую» окраску, так что рисунки на разных кораблях и даже на бортах одного и того же судна подчас очень сильно различались.


Инструкция по раскраске британского транспорта «Кабинга». Тип 1, вариант В. Королевский музей в Гринвиче


Инструкция по раскраске британского транспорта Тип 10, вариант D. Королевский музей в Гринвиче. На каждый корабль готовили индивидуальную раскраску. Но потом было подготовлено множество схем для кораблей самого разного вида


Норман Уилкинсон. «Корабль в камуфляже». Королевский музей в Гринвиче

В качестве источника вдохновения брались картины П. Пикассо или Ж. Брана. Сам Уилкинсон позднее писал:

«Я знал, что сделать корабль невидимым было совершенно невозможно, однако, если на его чёрный борт нанести ряд белых полос, это может визуально запутать врага. В подводном положении субмарины для немцев единственным способом обнаружения являлся перископ, а маскировка помешает расчётам прицеливания, затруднит их, сделает ошибочными, в результате – торпеда пройдёт мимо.»


Роберт Дюмон Дюпарк (1866–1930). «Большой корабль у берегов Туниса», 1917 г. Национальный морской музей, Париж


Пьер Гатье (1878–1944). «Корабли в камуфляже». Синий цвет, как видите, доминирует. Национальный морской музей, Париж

Затем по методу Н. Уилкинсона было решено окрашивать и корабли американского флота. По просьбе правительства США он вместе с художником – импрессионистом Э. Уорнером создал там маскировочную группу. И, как это выяснилось уже потом, во время войны не был потоплен ни один из американских кораблей, закамуфлированных по методу Уилкинсона!


Национальный музей ВМС США: Авианосцы Третьего флота «Киллер» на якоре на атолле Улити, 8 декабря 1944 года, во время перерыва в боевых действиях в районе Филиппин. Авианосцы (спереди назад): «Уосп», «Йорктаун», «Хорнет», «Хенкок» и «Тинкондерога». Первые два корабля и последний окрашены по схеме «Измерение 33», Схема 10а. Снято с самолета авианосца «Тикондерога». Официальная фотография ВМС США, сейчас находится в коллекции Национального архива

В годы Второй мировой войны практика окраски боевых и транспортных судов «кубическим» камуфляжем была продолжена. Но широкое применение радаров и авиации уже не давало такого эффекта, как раньше.


Американский эсминец «Колетт», май 1944 г.

Тем не менее, «ослепляющая» раскраска продолжала использоваться практически во всех флотах мира, включая и советский ВМФ.


Эсминец «Гремящий» в камуфляже по способу Уилкинсона, 1942 г.

Вот так весьма своеобразной живописи под названием кубизм довелось сыграть весьма важную роль сразу в двух мировых войнах, а опыты импрессионистов с цветом помогли в создании первой французской национальной униформы хаки. Ну и голубой краски для этой войны Франции потребовалось так много, как никогда...
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх