На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • Лидия
    Что такое "ограниченный приём в школы" и кто будет ограничивать?Володина о мигран...
  • Лидия
    Надо наказывать за такие действия, а то те же англосаксы уверены в своей безнаказанности и творят что хотят.Англосаксы выращи...
  • саша пупкин
    Ираиль ДОЛЖЕН быть разрушен))) Иран был, когда не было израиля, Иран есть, когда есть израил, Иран будет, когда не бу...Израиль обречен н...

Роль и место Азербайджана и Турции в газовой стратегии Запада на фоне антироссийских санкций

Газотранспортная система Украины готовится под поставки в Европу газа с каспийского месторождения «Шахдениз»


По итогам своего недавнего визита в Баку глава энергетического ведомства Турции Алпарслан Байрактар с воодушевлением рассказал о подписанном соглашении по продлению поставок газа с месторождения Западного Каспия по «Южному газовому коридору» до конца 2030 года, а также о поставках голубого топлива в Европу: «Благодаря четырём соглашениям, подписанным между [компаниями] BOTAŞ и SOCAR, азербайджанский газ будет транспортироваться в Европу и Нахичевань через Турцию, а туркменский газ будет поставляться в нашу страну. Мы также подписали соглашение о продлении срока действия договора о поставках природного газа между BOTAŞ и AGSC, который истекает в этом году, до конца 2030 года».

 

 

Следует напомнить, что в третьем квартале 2021 г. Азербайджан и Турция заключили очередное соглашение о купле-продаже газа со «Стадии-1» месторождения «Шахдениз» в объёме 11 млрд кубометров природного газа по трубопроводу Баку – Тбилиси – Эрзурум. Договор предусматривает поставки на период до конца 2024 года ежегодно 3,7 млрд кубометров газа в год.

Сотрудничеству же Турции и Туркменистана, предшествовал непростой процесс согласований. Ранее в Анкаре подготовили нормативную базу для углублённого сотрудничества с Ашхабадом. 1 марта представители двух стран подписали меморандум о взаимном сотрудничестве по развитию партнерства в области природного газа. Вскоре после этого власти закаспийской республики продемонстрировали, что заинтересованы в создании новых маршрутов поставок. Председатель Халк Маслахаты Гурбангулы Бердымухамедов отметил, подписав меморандум, что Туркменистан сможет поставлять свой газ в Турцию и Европу. С учётом поставок туркменского газа в Китай по трём ниткам экспортного газопровода (четвёртая строится) вполне логично, что президент Сердар Бердымухамедов распорядился нарастить добычу газа в стране. Заметим, что, хотя ключевым покупателем туркменского газа долгое время оставался и остается Китай, в феврале текущего года его обогнал «Газпром»: за месяц он поставил в Поднебесную 2,5 млрд кубометров топлива, в то время как Туркменистан – 2,4 млрд. 

 

 

Впрочем, не менее важно то, как к турецко-азербайджанскому сотрудничеству по газу относятся в Европе, целенаправленно отказавшейся от выгодного ей энергетического сотрудничества в пользу геополитически мотивированного противостояния с Москвой. И в этом контексте следует обратить внимание на недавнее заявление в Баку гендиректора департамента международных связей Еврокомиссии Кристины Лобилло Борреро. По её словам, ЕС столкнулся с очень серьёзным энергетическим кризисом и в этой связи европейскому интеграционному объединению жизненно важно «диверсифицировать направления поставок газа». Прикаспийскую страну еврочиновница отметила в качестве надежного партнёра Брюсселя в области газовых поставок, отметив продолжение работы по увеличению поставок газа из Азербайджана в Европу, что полностью соответствует интересам Белого дома, хозяин которого вновь отметил недавно непреходящее значение Азербайджана как краеугольного камня глобальной энергетической безопасности, особенно для стран Европы. «Региональная стабильность и взаимные связи являются главными приоритетами для Соединённых Штатов. Прочное и достойное мирное соглашение, положит конец десятилетиям конфликта, преобразит Южный Кавказ и существенно повысит роль Азербайджана в регионе. США привержены поддержке этих благородных устремлений», – говорится в послании Джо Байдена, адресованном участникам недавней «Бакинской энергетической недели». В свою очередь, президент Болгарии Румен Радев отмечал решающую роль Баку в диверсификации поставок природного газа в Европу. В  ходе недавнего заезда на берега Каспия генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг также подчеркнул важность Азербайджана в контексте «энергетической независимости» НАТО.

 

 

Таким образом, пока план президентов Турции и Азербайджана Алиева и Эрдогана «захватить Европу без боя» успешно реализуется в достаточно комфортных условиях. К Евросоюзу Анкара и Баку давно подбираются прежде всего через транспорт и энергетику. Так, в конце сентября 2023 г. президент Эрдоган встречался с премьером Израиля Биньямином Нетаньяху, которого в последнее время жёстко критикует в связи с событиями вокруг Газы и даже заявляет о сворачивании взаимной торговли. Тогда политики заявили о планах реализации совместных энергетических проектов в Восточном Средиземноморье, для чего планировалось создать линии электропередач между Турцией, Израилем и Европой. Главное же заключалось в проработке планов транспортировки израильского газа странам Юго-Восточной Европы, для чего Анкара и Западный Иерусалим активно изучали возможность поставок топлива из Израиля в Европу через Турцию. Да, по понятным причинам (эскалация в секторе Газа) договоренности пока поставлены на паузу, однако общей тренд понятен.

 

 

Юго-Восточная Европа – это страны Балканского полуострова, которые тоже стремятся в ЕС и которые, скорее всего, войдут в него значительно раньше Турции: официальный статус кандидатов сегодня наличествует у Боснии и Герцеговины, Черногории, Албании, Сербии, Северной Македонии. Кроме того, Болгария, Сербия и некоторые другие балканские страны в последние месяцы уже получают газ с месторождения «Шахдениз» через вышеупомянутый «Южный газовый коридор» и его ответвления (интерконнекторы).

 

 

Кроме того, даже в самый разгар конфликта вокруг Газы Министерство энергетики Израиля выдало лицензии на разведку газа на средиземноморском шельфе страны азербайджанской SOCAR вместе с британской компанией BP. Речь шла о разведке на севере месторождения «Левиафан» в секторе I. Срок действия лицензии составляет три года с возможностью продления до семи лет, в зависимости от прогресса.

 

 

Придумали турки со своими азербайджанскими союзниками и кое-что ещё, чтобы подобраться вплотную к Евросоюзу: речь идёт о сквозном сообщении через основную территорию Азербайджана, Нахичеванской автономии и Турции через Мегринский район Армении. Еще в 2021 году президент Азербайджана Ильхам Алиев заявлял, что так называемый Зангезурский коридор не только «объединит весь тюркский мир», но и «станет для нас связующим звеном с Европой».

 

 

Думается, имеет смысл сопоставить всё это с другими, не менее красноречивыми данными. Как утверждает Bloomberg, евробюрократы и правительства ЕС ведут переговоры с Киевом об использовании газовой инфраструктуры бывшей Украинской ССР после формального завершения транзитного газового контракта с Россией в декабре 2024 года. Согласно данным источников агентства, киевлянам вполне могут разрешить транзит топлива в Европу при одном условии – вместо российского газа по российским трубам будет поставляться газ из Азербайджана.

 

 

Вот и получается, что на практике Турция и Азербайджан вполне могут начать (если уже не начали) реализацию энергетических проектов стратегической важности в обход России. Можно сколько угодно утешать себя рассуждениями о «стратегическим партнёрстве» между Москвой и Анкарой или между Москвой и Баку. Тем не менее факты – вещь упрямая. А они таковы, что намерение усиливать Турцию за счет поставок ей ещё и российского газа (создание «газового хаба») на фоне заметных трений и нерешённых проблем в двусторонних отношениях может оказаться предприятием более чем сомнительным.

 

 

Дмитрий Нефёдов, по материалам: Фонд стратегической культуры

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх