На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 279 подписчиков

Свежие комментарии

  • Компанцев Сергей
    привет всем это мое личное мнение техника тяжелая как ее перевезти только по жд дороги а год назад ее не было , вот п..."Парк Победа" : В...
  • ВераВерная
    А что автор хотел? Как в Третьяковке -  прогуливаться в тишине, и спокойно рассматривать с разных ракурсов картины? Б..."Парк Победа" : В...
  • Валерий Авгур
    Ну  и кто тебя гнал в первый день на открытие?Статья неоднозначная,осталось двоякое впечатление от манеры освещения ."Парк Победа" : В...

Летчицы Советского Востока. Памяти женщин – участниц ВОВ

О боевом пути советских женщин в годы Великой Отечественной войны написано немало. Не только медсестры и связистки, но и летчицы, снайперши, разведчицы, советские женщины осваивали самые разные воинские специальности и сражались на фронтах Великой Отечественной не менее доблестно, чем мужчины. Одним из наиболее удивительных явлений Великой Отечественной стало привлечение на военную службу женщин из многочисленных «восточных» - кавказских, закавказских и среднеазиатских – народов Советского Союза. Прежде «восточные» женщины и думать не могли о регулярной воинской службе в вооруженных силах. Их удел, как правило, сводился к рождению детей и ведению домашнего хозяйства, в лучшем случае – к гражданским профессиям вроде учительниц и медиков (и то, в большинстве своем, уже начиная с 1920-х годов).


До 1930-х годов никто на Востоке и представить себе не мог, что женщины станут водить самолеты. Первой в Закавказье и на Кавказе летчицей =- женщиной стала азербайджанка Лейла Мамедбекова (1909-1989). Свой первый полет, получив летную квалификацию в Бакинском аэроклубе, она совершила в 1931 году. Но даже с образованием аэроклуба, Лейлу первоначально не допускали к продолжению летной карьеры. Пришлось обращаться за помощью лично к всесильному в Азербайджане первому секретарю КП АзССР Мирджафару Багирову. Только после его персонального разрешения Лейла Мамедбекова смогла продолжить свой путь в небо. В 1932 году молодая азербайджанка отправилась в Москву – в Тушинское летное училище, а 17 марта 1933 года совершила прыжок с парашютом с борта У-2. То есть, Мамедбекова стала второй в Союзе женщиной-парашютистом после Нины Камневой.

Получив звание майора авиации, Лейла Мамедбекова занималась авиационной подготовкой в Бакинском аэроклубе. Не забывала она, при этом, и о материнском долге. Когда началась Великая Отечественная война, у 32-летней Лейлы было уже четверо детей. Именно это обстоятельство помешало ее отправке на фронт. Хотя Лейла неоднократно обращалась в республиканский военкомат с просьбой отправить ее в действующую армию, матери четверых детей неизменно отказывали. Единственное, чего смогла добиться первая мусульманка – летчица СССР, так это разрешения на открытие парашютных курсов, где она получила возможность заниматься подготовкой парашютистов, используя свою квалификацию и богатый опыт. Свой последний полет Лейла Мамедбекова совершила в 1949 году, в возрасте сорока лет. До выхода на пенсию она занимала должность заместителя председателя ДОСААФ в Баку.

Целый ряд кавказских женщин стали военными летчицами в годы Великой Отечественной войны. Так, первой адыгейкой – пилотом стала Лёля Магометовна Богузокова (1922—1951), Уроженка аула Лакшукай, Леля Богузокова окончила школу – семилетку и поступила в Адыгейское педагогическое училище. Такой путь в то время уже не был из ряда вон выходящим – педагогические кадры в национальных регионах требовались, и женщины коренных народов все активнее включались в получение профессионального образования. После окончания педучилища Леля Богузокова поступила в Адыгейский педагогический институт в Майкопе, а затем поехала работать учителем в одну из школ Чечено-Ингушской АССР. В мае 1942 года двадцатилетнюю девушку назначили директором школы в Новые Атаги. Такая тогда была нехватка грамотных учителей, что и юная девушка с неоконченным высшим образованием могла стать директором образовательного учреждения.



Однако, уже в 1943 году Леля Богузокова попросилась на фронт. Казалось бы, что мешало ей спокойно работать, тем более на престижной должности. Ведь впереди открывалась неплохая карьера в сфере образования. Но, как и многие ее ровесницы, Богузокова думала по другому. Она просилась в военную авиацию и, в конце концов, ее просьба была удовлетворена. Лелю Богузокову приняли на службу стрелком-радистом. В ноябре 1943 г. она была зачислена в 765-й штурмовой авиационный полк, в экипаж к Петру Павловичу Ликаренко, летала на «Ил-2». Через некоторое время Леля Богузокова вышла за Петра Ликаренко замуж. В истории советской военной авиации, да, наверное, и мировой авиации, это был первый экипаж, скрепленный узами брака. На своем самолете Ликаренко и Богузокова написали – «От Москвы до Берлина». И действительно, начав боевой путь на Северном Кавказе, экипаж закончил его в Германии, нанося удары с воздуха по Берлину. Кстати, во время боев за Берлин Леля Богузокова была беременна. В 1945 году у нее родился сын Игорь.

За проявленное мужество стрелок Леля Богузокова, совершившая 59 боевых вылетов, получала благодарности от самого И.В. Сталина, была награждена орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». После войны Леля Богузокова вернулась к прежней профессии. Она завершила получение образования в педагогическом институте и стала учителем русского языка и литературы в одной из московских школ. К сожалению, жизнь этой удивительной женщины была недолгой. В 1951 году, не дожив и до тридцати лет, она скончалась от лейкемии. Сын Лели Богузоковой Игорь Ликаренко (1945-2008) пошел по стопам родителей. Он стал военным авиационным инженером, дослужился до звания полковника. Карьеру военного летчика выбрал для себя и внук Андрей – он закончил Иркутское высшее военное авиационное училище. Еще один внук – Антон – получил образование в Киевском авиационном институте, а Максим закончил Киевский экономический университет.

К тому же поколению, что и Леля Богузокова, принадлежала Бавер Джафарова (1920-1976) – первая летчица и парашютистка Дагестана. Когда она родилась, ее отец – ювелир Фатали Джафаров был уже немолодым человеком. Его дочь получила образование в обычной советской средней школе. Девочке было лет десять, когда она впервые увидела аэроплан, и с этого времени мечта о небе, о полетах прочно засела в ее сознании. Но родным Бавер о своей мечте не говорила. У кавказских девушек было много общего – как и Леля Богузокова, Бавер Джафарова после школы поступила в Дагестанский педагогический техникум в Буйнакске, а после его окончания уехала в Махачкалу – под опеку старшего брата Джафара. Бавер стала работать заместителем заведующего орготделом Дагестанского ЦИК по работе среди девушек и женщин, а по вечерам посещала занятия в Махачкалинском аэроклубе. Родителей в курс не ставила – боялась их реакции, все же в традиционном обществе такое занятие для девушки явно не приветствовалось. В конце концов, Бавер закончила авиашколу и получила звание гражданского пилота. Так о первой девушке – летчице из дагестанского села узнала вся республика. Бавер летала на «У-2» и быстро налетала большое количество часов. Ее даже пригласили в Москву, где состоялось знакомство юной дагестанки с другими прославленными советскими женщинами – летчицами. Все это происходило незадолго до начала Великой Отечественной войны.

Когда началась война, Бавер Джафарова занялась подготовкой летчиц для РККА. На ее счету – множество подготовленных курсанток, которые затем воевали на фронтах Великой Отечественной. После Победы Бавер Джафарова покинула авиацию и вернулась к мирной жизни. Она получила назначение на должность директора Махачкалинского кинотеатра «Темп», и под ее руководством кинотеатр вскоре выбился в число лучших в республике. В сфере культуры Бавер Фаталиевна демонстрировала не меньшие успехи, чем в авиации, и получила звания заслуженного деятеля культуры ДАССР и РСФСР.

Зулейха Мир-Габиб кызы Сеидмамедова (1919-1999) стала первой азербайджанской летчицей, принявшей участие в войне. Как мы видим – все тоже поколение, «сталинская молодежь». Зулейха увлеклась авиацией еще в школе, а после ее окончания поступила в Азербайджанский индустриальный институт. Для девушки из Азербайджана это было уже неплохо, но небо манило Зулейху куда больше, чем перспектива работать инженером. Весной 1934 г. Зулейха начала занятия в Бакинском аэроклубе, а уже в октябре того же года получила квалификацию пилота, став, таким образом, первой азербайджанской девушкой – летчиком. 21 января 1936 года Зулейху приняли в Кремле, где вручили совсем юной азербайджанке орден «Знак Почета».

После того, как в 1938 году Зулейха окончила Азербайджанский индустриальный институт с квалификацией геолога, она подала документы в Военно-воздушную академию имени Н. Е. Жуковского. Хотя было еще мирное время, руководство приняло решение в порядке исключения допустить первую азербайджанскую летчицу к вступительным экзаменам. Успешно выдержав испытания, Зулейха поступила на факультет подготовки штурманов. 23 февраля 1940 года ей было присвоено воинское звание младшего лейтенанта авиации. Кстати, еще во время учебы в академии Зулейху избрали депутатом Моссовета. В мае 1941 года Зулейха Сеидмамедова завершила обучение в Военно-воздушной академии и была распределена на должность штурмана эскадрильи в учебный авиационный полк той же академии. Однако, после начала Великой Отечественной войны, учебный полк был преобразован в боевой, после чего включен в систему противовоздушной обороны Москвы. Но на фронт полк не отправляли, хотя сама Зулейха рвалась в бой. В конце 1941 г. она добилась назначения штурманом в 586-й истребительный авиационный полк. В его составе Зулейха и прошла всю Великую Отечественную войну.

Боевой путь азербайджанской летчицы – это Сталинградская битва и Курская дуга, Корсунь-Шевченковская операция и бои за Бухарест, многие другие сражения Великой Отечественной войны. Зулейха Сеидмамедова совершила более 500 боевых вылетов и провела более 40 воздушных боев. На момент окончания войны она занимала должность заместителя командира 586-го истребительного авиационного полка. Как и многие другие участницы войны, после Победы Зулейха Сеидмамедова демобилизовалась из военно-воздушных сил и вернулась в Азербайджан. Столь знаменитую уроженку республики ждала ответственная комсомольская и партийная работа. В сентябре 1946 г. ее избрали секретарем ЦК ВЛКСМ Азербайджанском ССР, а в 1947 г. избрали депутатом Верховного Совета Азербайджанской ССР. В 1951-1974 гг. Зулейха Сеидмамедова занимала пост министра социального обеспечения Азербайджанской ССР.

Впечатляет героизм Хиуаз Доспановой (1922-2008) – одной из первых летчиц Казахстана, участницы Великой Отечественной войны. Ее путь схож с жизненными дорогами многих других летчиц из мусульманских республик СССР. В 1940 году Хиуаз с золотой медалью окончила школу в Уральске. К этому времени она уже имела солидный опыт занятий в местном аэроклубе, поэтому и получила, вместе со школьным аттестатом, квалификацию летчика запаса. Летом 1940 года медалистка и комсомолка Доспанова отправилась «покорять Москву». Она хотела реализовать свою мечту – стать настоящим, кадровым военным летчиком, и подала документы в Военно-воздушную академию им. Жуковского. Однако, юной казашке в поступлении отказали, и Доспанова подала заявление в Первый московский медицинский институт. Через год началась война. 13 октября 1941 года студентка мединститута Хиуаз Доспанова записалась на личный прием к знаменитой М.Расковой. На летчицу девушка произвела хорошее впечатление, и ее зачислили штурманом. 26 октября 1941 года Доспанова начала курс обучения в Энгельсской военной авиационной школе пилотов, откуда была выпушена штурманом-стрелком в 588-й ночной бомбардировочный авиаполк.

Летчицы Советского Востока. Памяти женщин – участниц ВОВ


Воевать Хиуаз Доспановой пришлось на Кавказе и в Закавказье, на Украине и в Белоруссии. За годы войны казахская летчица совершила 300 боевых вылетов. К сожалению, не обошлось и без ранений. Самое страшное из них Хиуаз получила 1 апреля 1943 года. Возвращавшиеся с боевого задания самолеты с советскими женщинами-летчицами столкнулись в воздухе. На одном самолете летели Юлия Пашкова и Хиуаз Доспанова, на другом – Полина Макогон и Лидия Свистунова. Когда к месту авиакатастрофы подъехала санитарная машина, Макогон и Свистунова были мертвы. Юлия Пашкова умерла чуть позже. Таким образом, Хиуаз Доспанова оказалась единственной, уцелевшей в той страшной катастрофе. У Доспановой были сломаны обе ноги. После лечения девушка вернулась в полк, но уже не могла продолжать службу в качестве летчицы. Она даже не могла самостоятельно залезть и вылезти из самолета. Видя это, командование приняло решение перевести Хиуаз Доспанову на штабную работу – она стала отвечать в полку за связь.

С войны Хиуаз Доспанова вернулась инвалидом 2-й группы. Она сначала рассчитывала восстановиться в медицинском институте, но затем занялась политической работой. Пройдя путь от инструктора Западно-Казахстанского обкома партии до секретаря ЦК ЛКСМ Казахской ССР, Доспанова в 1951 г. была избрана депутатом Верховного Совета Казахской ССР. Хиуаз Доспанова трудилась секретарем Алма-Атинского горкома партии. Но фронтовые ранения заставили ее в 1959 году, выйти на пенсию. Правда, дальнейшая жизнь Хиуаз Каировны была долгой – она скончалась лишь через полвека, в 2008 году.

Разумеется, в коротком формате статьи не расскажешь о всех героических участницах Великой Отечественной войны из национальных республик СССР. Однако, и приведенных примеров достаточно для того, чтобы еще раз вспомнить о вкладе всех народов Советского Союза в победу над фашистской Германией, а также задуматься о том, какие обширные возможности открыло советское государство перед выходцами из национальных республик, в том числе – и перед женщинами.
Автор: Илья Полонский
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх