15 ноября прошлого года оппозиция в Абхазии вышла на протесты против ратификации в парламенте инвестиционного соглашения с Россией. Сторонники оппозиции заняли правительственные здания в Сухуме, блокировали дороги. Произошли стычки с правоохранителями. В конце концов, со своего поста ушел президент Аслан Бжания, в феврале состоятся внеочередные президентские выборы.
Инвестсоглашение с Россией так и не ратифицировано.Внутриполитические эксцессы в Абхазии происходят отнюдь не первый год. Причем они участились – подчеркнем – со времени развития стратегического партнерства между Россией и Абхазией, то есть с первой половины 2010-х. Характерно, что эти эксцессы нацелены на ухудшение российско-абхазских отношений, причем с русофобским акцентом. Но не только: антироссийские силы очень рассчитывают и на отзвук в соседнем Причерноморье.
Едва ли первую скрипку в означенных событиях, и не в одной Абхазии, играют местные неправительственные организации, организованные зарубежными, в основном западными политическими и разведывательными структурами. В качестве ширмы НПО заявляют о своей сугубо гуманитарной деятельности, но по факту получается, что их коллективная сверхзадача – дестабилизация обстановки в странах пребывания. И параллельно – провоцирование конфликтных ситуаций в отношениях этих стран с дружественными им государствами. При этом НПО умело пользуются ошибками в социально-экономической политике местных властей.
В середине ноября 2024 г. министр юстиции Абхазии Барциц, основываясь на соответствующих расследованиях этого ведомства и местных МВД, Службы безопасности, заявил вполне предметно: «Западные спецслужбы в течение нескольких лет финансировали представителей некоторых неправительственных организаций в Абхазии». Уточнив, что основная предписанная НПО задача – «дестабилизация ситуации в республике, создание хаоса, отрицательного образа страны на международной арене». А в качестве сверхзадачи было поощрение «националистической оппозиции на попытки захвата и удержания власти».
Как отмечает российский политолог Алексей Сухоруков, по имеющейся информации на конец января 2024 г., в Абхазии «работало несколько десятков, а по другим оценкам, – более 150 НПО» (!). Имеются данные о том, что почти все они работают поныне, в том числе в сопредельных районах Грузии, частично передислоцируются на работу в Абхазии из Турции, некоторых других стран НАТО, из ряда стран Евросоюза.
Даже при отсутствии международного признания республики со стороны стран Запада и при его всеобъемлющей поддержке «целостности» Грузии деньги западных фондов и даже правительств, подчеркивает эксперт, «прямо и косвенно постоянно текут в бюджеты абхазских НПО», например, идет финансирование даже через Программу развития ООН (UNDP), «реализующую в Абхазии некоторые благотворительные, социальные, экологические проекты локального уровня». В том же финансировании задействовано небезызвестное Агентство США по международному развитию (USAID*), при том что США изначально не признают Абхазию как субъект международного права. Суммарный объем внешнего финансирования абхазских НПО позволяет им активно развивать свою не только гуманитарную деятельность.
Для работы в Абхазии международные и совместные с абхазскими партнерами НПО обязаны предоставлять в республиканский МИД анкеты своих проектов с указанием целей, источников и объемов финансирования. Но, по данным МИД республики, нередко оказывается, что формулировки целей и задач оказываются «многословно размытыми». А при анализе их деятельности выясняется, что занимаются НПО, по сути, политико-пропагандистской работой деструктивного характера.
Так, в декабре 2023 г. Программа развития ООН подавала анкету на реализацию в Абхазии проекта «Партнерство для устойчивости», а источником ее финансирования выступило упомянутое выше USAID, вложившее в проект 8 млн долл. Воистину рука руку моет... Причем в буквальном смысле: выяснилось, что цель проекта де-факто – создание диалоговых площадок в онлайн и офлайн-форматах между гражданами Абхазии и Грузии, в том числе между беженцами по обе стороны границы.
Лишь в апреле прошлого года были закрыты счета НПО «Центр гуманитарных программ», учрежденной в Сухуми в 1994 г. для разработки вариантов диалога с Тбилиси через благотворительные (гуманитарные) инициативы. Посредником и, по ряду данных, основным спонсором в этих разработках был британский сектор НПО «Ресурсы примирения» (ее отделения действуют также в Бельгии и Австралии), создавший переговорную площадку «Лайм Хаус».
Имеется информация о схожей деятельности НПО «Центр за мир без насилия им. З. Ачба», учрежденной в 2001 г. Финансовую и методическую поддержку «Центру» оказывает Фонд Бергхофа (ФРГ). Последний же с большой вероятностью связан с разведкой ФРГ (Bundesnachrichtendienst): еще в конце сентября 2022 г. Инал Ардзинба, министр иностранных дел Абхазии, заявил: «Запад реализует на нашей территории свою традиционную стратегию, чтобы интегрировать нас с Грузией». Под эгидой указанного фонда «организуются – без согласования с властями Абхазии – встречи и онлайн-дискуссии между молодежью Абхазии и Грузии с целью так называемого «взаимного прощения и примирения». При этом фонд «не имеет правовых оснований для работы в Абхазии: организация не имеет в нашей стране даже регистрации». А ее учредителями «и партнерами являются МИД ФРГ, Всемирный банк и другие структуры, вовлеченные в политику изоляции Абхазии».
В конце декабря 2023 г. то же ведомство сообщило, что в Абхазии данная немецкая НПО по-прежнему не зарегистрирована, хотя «осуществляет прямые финансовые переводы на счета абхазских общественных организаций и физлиц». А среди ее партнеров «числятся американские и грузинские структуры, некоторые агентства ООН».
Аналогичная позиция абхазского МИД повторена в его заявлении 9 марта 2024 г. с уточнением, что «донор этого фонда – МИД ФРГ».
По имеющейся информации, деструктивной деятельностью занимаются также такие НПО, как культурно-благотворительный фонд «Абхазия-Реноме», общественные организации «Асаркья», «Ассоциация женщин Абхазии», «Женский фонд развития». Все они задействованы в реализации проектов в Абхазии, финансируемых Программой развития ООН совместно с USAID.
Вышеизложенное – только часть обширного «ассортимента» НПО, действующих в Абхазии или нацеленных на нее из-за рубежа.
(Окончание следует)
________________________________
Свежие комментарии