На экран выходит редкий в последнее время по подлинности и уважению фильм о русском солдате. Современном и вечном. "Турист". Время и место действия – Центральноафриканская Республика, наши дни.
"Не-е, мужики, я в герои играть не собираюсь.
Под пулемёты лезть – это так себе история"."Послушай меня, пожалуйста. Там наш парень. Пока ещё живой, но с большой вероятностью перейти в "двухсотые". "И что ты предлагаешь?" – "А я не предлагаю. Я хочу, чтоб ты понял, что в этом случае хоронить мы будем двоих – его вместе с тобой". "Убедительно", – и пилот вертолёта надевает наушники, поднимает машину, вылетает за тяжело раненным бойцом и вывозит его на базу.
Жёсткий диалог? Даже чересчур? Из серии легендарного "не верю"?
Да нет. Не слово в слово, но нечто подобное было. Не знаю, как на всякой войне, но в Донбассе точно. Там во время боёв за Дебальцево случилась не очень удачная попытка штурма Новогригоровки. Получились раненые, которых надо было эвакуировать на базу. По чистому полю, насквозь простреливаемому украинским "Буцефалом" – БТР-4. И артой, конечно, куда ж без неё. И водителю луганского "бэтээра" тоже очень не хотелось с основных позиций гнать в Новогригоровку через поле, где уже стояли три убитых танка и две "бэхи" ополченцев. Но его тоже "убедили" в ходе похожего на приведённый выше диалога. И он поехал и вывез "трёхсотых". И, что характерно, по нему даже не попали ни разу.
У всех бывают слабости на поле боя. Это жизнь. Такая уж жизнь возле смерти. Главное, уметь преодолеть их. И если тебя не совсем корректно убедили это сделать, остаётся только сказать спасибо такому мастеру вести диспуты...
Это главное, что подкупает в новом фильме про русского воина, – правда. Картина "Турист" режиссёра Андрея Батова с первых же кадров вызывает ощущение подлинности. А отсюда – атмосферности. И закономерно – сопричастности. Хотя история, прямо скажем, весьма далёкая от обыденной жизни обыденного человека.
Русские в Африке
История вкратце такова. В Центральноафриканской Республике базируются русские военные инструкторы и специалисты. Это всё из действительности: после практически сорокалетней гражданской войны, межэтнических конфликтов, государственных переворотов и контрпереворотов с соответствующим уровнем социальной нестабильности и ухудшением экономического положения; после того как всё это дополнилось ещё и широко развернувшимся исламистским терроризмом, перешедшим с 2012 года в открытую войну, избранное руководство президента Фостена-Арканжа Туадеры пригласило в страну русских военных и гражданских инструкторов. Одних – для подготовки местных военнослужащих, других – для реализации экономических проектов, в частности в горнорудной отрасли.
СКРИНШОТ КАДРА ОФИЦИАЛЬНОГО ТРЕЙЛЕРА ФИЛЬМА "ТУРИСТ" РЕЖИССЁРА АНДРЕЯ БАТОВА / YOUTUBE.COM
Приглашение состоялось официально, в соответствии с Соглашением о военном сотрудничестве между Россией и ЦАР от 2018 года. ООН договор зарегистрировала, ничего против не имея, несмотря на международные санкции против этой африканской страны.
А дальше уже кино. С историей, тоже полностью основанной на подлинных событиях. За прошедшие два года окрепшая с помощью русских военных инструкторов местная армия смогла восстановить контроль над значительной частью территории страны. Это бесит Запад, это бесит бывшего колониального хозяина ЦАР Францию, это бесит исламистов. Эти силы, объединившись, помогают экс-президенту Франсуа Бозизе мобилизовать незаконные вооружённые формирования против действующего правительства.
Русские же военные инструкторы помогают законным властям держать оборону, в том числе и выдвигая группы своих бойцов на базы правительственных войск. Со своей стороны западным инструкторам мятежников очень нужна победа именно над русскими: она принесёт огромные моральные дивиденды не только местным антиправительственным боевикам, но прежде всего самому Западу. Информационная война – часть тотальной войны, что тот ныне ведёт против России.
Ты не стальной, а завтра – в бой…
Вот на острие этой тотальной войны и оказалось подразделение русских военных инструкторов на одной из отдалённых баз местных вооружённых сил. Вот только в начале боя местные военные бегут; остаётся четверо их бойцов, среди которых весьма симпатичная африканочка. Что ж, законы жанра – даже и в боевике нельзя без слабого пола. Хотя конкретно эта сержант довольно храбро сражалась и, в общем, являла собой пример для иных мужиков.
Собственно, выручая её, контуженную, и был ранен главный герой фильма, новичок среди инструкторов и бывший полицейский Григорий Дмитриев. Оказавшийся к тому же в паре с первым номером пулемётного расчёта, ненавидящим "ментов". Тоже закон жанра и тоже очень аккуратно и верно вписанный в повествование.
Дальше – бой. Русские инструкторы в Центральной Африке волею западных "оппонентов" оказались вынуждены принять бой на базе местной армии. В этом бою русские воины, пусть уже и не состоящие в рядах Вооружённых сил России, показывают высочайший боевой профессионализм, мужество, стойкость, верность долгу и боевым товарищам, жертвуя собой ради спасения союзника. В результате наши отбились сначала от повстанцев, затем от регулярного подразделения вооружённых интервентов из Республики Чад.
СКРИНШОТ КАДРА ОФИЦИАЛЬНОГО ТРЕЙЛЕРА ФИЛЬМА "ТУРИСТ" РЕЖИССЁРА АНДРЕЯ БАТОВА / YOUTUBE.COM
Нет, фильм не претендует на глубинную психологическую драматику. Личностные конфликты, составляющие основу любого драматического произведения, здесь лишь намечены скупыми чертами. Но и в этой скупости в героях вполне жизненно показаны человеческие характеры, личностные свойства, определяющие черты душ.
В этом плане не надо искать в боевике чего-то большего, нежели положено жанром. А это именно боевик, крепкий такой, в жанре "люди работают". Не без плакатности, но в меру. Да и некая пафосность для подобного кино – тоже необходимый и неизбежный закон жанра. Но во всяком случае, в этом фильме – без соплей, да простят люди мой французский.
Кстати, не из кино, а из жизни: в Центральноафриканской Республике местный народ зримо напрягается, когда белый человек говорит по-французски. А вот когда слышит русскую речь, то напряжение немедленно уходит, заменяясь дружелюбием и радушием. Всего три года работы русских в стране…
Это не гимн. Это Высоцкий
Ещё из подлинного – как это всё снято. Понимаешь, что на экране – всего лишь артисты в камуфляже. Но! Двигаются грамотно, видно, что ставили им движения профессионалы. Видно, что на них всё подлинное: не тряпки в разгрузках, а настоящее боевое железо. Даже такая деталь, как хват пулемётчиком своего ПКМ, подкупает верностью.
Правда, на мой взгляд, с оружием есть небольшой прокол. Доводилось видеть военных профессионалов – у тех автоматы по большей части с такими обвесами, что и у гражданского слюнки текут. А вот у многих автоматы какие-то старые – АКМ и вообще без обвесов. Не будут профессионалы с такими воевать. Хотя мало ли, как там в Африке бывает…
Ну и под конец, к сожалению, сорвались авторы фильма с поднятой ими же планки. Пробилась всё же ходульность – рисованная, будто из комиксов. Хотя режиссёр и утверждает, что "даже финал фильма практически совпадает с реальными событиями".
Но всё равно в целом фильм забирает именно своей подлинностью, которой столько лет и даже десятилетий не хватало в нашем кино. Разве что "Брестская крепость" сравниться может.
Словом, повторюсь, сделан крепкий, добротный, редкий по качеству для нашего кинематографа боевик. Динамичный, напряжённый, ничего особенно не навязывающий, но как-то незаметно подводящий к одной мысли: всё же русский воин вечен в своей ипостаси. Призывник ли, ополченец ли, контрактник, вовсе ли военный инструктор – русский боец везде несёт в себе лучшие черты Русского Воина: стойкость, мужество, храбрость. А также справедливость, великодушие, самопожертвование. И неважно, защищает ли он при этом свою родину или негров в центральной Африке.
СКРИНШОТ КАДРА ОФИЦИАЛЬНОГО ТРЕЙЛЕРА ФИЛЬМА "ТУРИСТ" РЕЖИССЁРА АНДРЕЯ БАТОВА / YOUTUBE.COM
Можно было бы сказать, что получился этакий кинематографический гимн русскому воину. Но нет, получился не гимн – жанр не тот. Получилась песня Владимира Высоцкого. Из того его цикла обыденного героизма, где "Их восемь, нас – двое, расклад перед боем не тот, но мы будем играть…", "Прошли по тылам мы, держась, чтоб не резать их, сонных…", "Мы не меряем землю шагами, мы толкаем её сапогами от себя, от себя…".
И, наверное, вот это, вечное про русского воина:
Я успеваю улыбнуться,
Я видел, кто придёт за мной.
Мы не успели, не успели оглянуться,
А сыновья, а сыновья уходят в бой…
ТУРИСТ 2021- ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ
Свежие комментарии