Бывший премьер займется МИДом, но может снова возглавить правительство
Бывший премьер Великобритании Дэвид Кэмерон возглавил МИД страны. Он сменил на этом посту назначенного на должность главы МВД Джеймса Клеверли. Об этом сообщил офис Риши Сунака.
Кэмерон стал главой правительства в 2010 году, оказавшись самым молодым премьером с XIX века.
Тогда возглавляемые им консерваторы победили, но не получили большинства голосов, и он договорился о коалиции с Либеральными демократами.В январе 2013-го Кэмерон предложил провести референдум по вопросу о выходе Великобритании из Евросоюза, если его партия одержит победу на выборах 2015 года. При этом сам он был сторонником сохранения членства страны в ЕС.
В мае 2015 г. консерваторы получили необходимое большинство голосов для формирования однопартийного правительства, а Кэмерон сохранил пост премьера.
Но на прошедшем летом 2016-го референдуме по Brexit около 52% британцев высказались за выход страны из ЕС. В 2020 году страна рассталась с ЕС. Кэмерон ушел с поста премьера и лидера партии, отказался и от депутатских полномочий в палате общин.
После отставки он издал мемуары, работал в общественных организациях, советником в крупной финансовой компании, занимался преподаванием, был волонтером в благотворительном проекте, который с 2022 года собирает гуманитарную помощь для украинских беженцев. Бывший премьер даже доставлял ее в Польшу. Известен новый глава британского внешнеполитического ведомства и своей произраильской позицией.
Кэмерон уже начал делать публичные заявления. Так, он назвал основными международными проблемами конфликты на Украине и Ближнем Востоке. Пообещал преодолеть разногласия с нынешним премьером Риши Сунаком и вместе с ним привести консерваторов к очередной победе на выборах.
Кэмерон уже пообщался с госсекретарем США Энтони Блинкеном. Дипломаты обсудили палестино-израильский конфликт, помощь Украине и отношения с Китаем.
Руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН Елена Ананьева отметила, что назначение Кэмерона связано с отставкой главы МВД Суэллы Браверман.
— Она представительница правого крыла в партии. Сунак, приглашая Кэмерона, хочет укрепить умеренное (центристское) крыло.
«СП»: Вернувшись в правительство, Кэмерон будет как-то исправлять ошибку с Brexit, который он фактически инициировал?
— Кэмерон не был инициатором. О понимал, что группа евроскептиков в партии, особенно в парламенте, где они составляли около 100 человек, могли попытаться блокировать его законопроект. К тому же предстояли выборы, и партия Найджела Фараджа могла отнять голоса у Консервативной партии. Чтобы удовлетворить евроскептиков, Кэмерон вынужден был пообещать провести референдум о членстве Британии в ЕС (не о выходе, а о членстве). Он рассчитывал, что партия выборы проиграет или будет снова коалиционное правительство с либералами (а это проевропейская партия). Неожиданно консерваторы выборы выиграли, и ему пришлось выполнять обещание.
«СП»: Судя по заявлениям, он проукраинский и произраильский политик. Как это повлияет на внешнюю политику Британии?
— Это будет не от него лично зависеть, а от позиции премьер-министра, взаимодействия с США. У нас любят персонифицировать политику, что в данном случае, мне кажется, неверно.
Европейский консенсус восстановился, его перебороть весьма сложно. Может в отношении Украины не будет такой оголтелости, как при Джонсоне.
«СП»: Сближение с ЕС возможно?
— Может быть. Сунак уже принял несколько мер. Возвращение Британии в состав ЕС, на мой взгляд, исключено, но попытка установить более ровные отношения, наверное, будет.
Старший научный сотрудник Центра европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений им. Примакова Российской Академии наук (ИМЭМО РАН) Владимир Оленченко считает, что назначение Кэмерона главой МИД не носит сиюминутный или эмоциональный характер.
— Думаю, решение вызревало давно. Нужны были обстоятельства и повод. Как я понимаю, это главная цель перестановок в британском правительстве, и чтобы не очень акцентировать на этом внимание, мне кажется, поменяли и других министров.
Не соглашусь с точкой зрения, что Кэмерон был вне политики. Он продолжал оставаться в ней, не будучи связан с политикой публично.
Во-первых, он относится к британской верхушке и по происхождению, и по образованию, и по материальному положению. Об этом свидетельствует то, что он за это время издал мемуары, книга была дорого куплена и получила рекламу, что говорит о заинтересованности не только самого автора, но и политической элиты.
«СП»: Почему именно сейчас?
— Все акцентируют внимание на внешней стороне, то есть на должности. Действительно, должность главы МИД в негласной британской иерархии третья по значимости. Но из поля зрения выпадает то, что Кэмерон до того, как стал премьер-министром, долгое время работал в Консервативной партии и занимался выработкой ее стратегии, проявил себя хорошим теоретиком, его концепции были востребованы, а в дальнейшем проявил и практические способности — когда встал у ее руководства, то на парламентских выборах привел партию к победе. Здесь, как мне кажется, и содержится ключ к сегодняшнему назначению.
2024-й — год парламентских выборов в Великобритании. Соответственно, уже сейчас надо задумываться о формировании и содержания, и механизма для Консервативной партии. Объективно надо признать, что весомого лидера у нее нет. Пробовали разных людей. Джонсон оказался не очень привязан к действительности. Нынешний премьер Сунак шумлив и суетлив, но не харизматичен, он не лидер, за которым пойдет электорат. Нужна фигура. Мне кажется, Кэмерон — удачный выбор. Он знает «кухню» партии, имеет опыт разработки теоретических стратегий, прихода к власти, управления. Даже не знаю, кого можно поставить в противовес ему. Думаю, прицел — 2024 год.
Сейчас назначать его премьером, на месте партии, я бы не стал, потому что это требует забот, а ему надо заняться консолидацией, разобраться с кадровой политикой, плюс международные контакты. Он сторонник плотной координации с США, прагматик, не будет метаться вокруг Зеленского. Для него Украина — только инструмент борьбы с Россией.
Не будем также забывать, что Кэмерон был одним из критиков теории так называемого мультикультурализма, то есть вовлечения представителей других этносов в британскую политику. Он также подходит по возрасту, 1966 года рождения.
Это моя версия. Если бы я занимался вплотную отношениями с Великобританией, то задумываться об их построениях я стал бы после 2024 года.
«СП»: То есть Кэмерон вновь может стать премьером?
— Думаю, можно считать, что он уже выбран на эту должность теми, кто обладает деньгами и властью в Великобритании. Осталось только убедить в этом электорат.
«СП»: Внешняя политика при нем изменится, в том числе по ЕС, Украине и Ближнему Востоку?
— Если говорить о ЕС, то есть разные точки зрения на его роль в этом. Я считаю его инициатором Брексита. Обратите внимание, что заявление о выходе он сделал в помещении представительства «Блумберг» в Лондоне. Были замыслы у англосаксов подчинить себе ЕС, но обломились и решили просто выйти. Если говорить о ЕС, то, наверняка, его продолжат подминать.
Участие в украинских делах было хорошо организовано в том плане, что он выступал как волонтер. Такая позиция удобна тем, что можно присмотреться к действующим лицам и исполнителям, составить свое непредвзятое мнение. Кэмерон его составил, и вряд ли Зеленский там в приоритетах. Думаю, он присмотрел украинских деятелей, которых будет поддерживать.
Кэмерон придерживается дружеских отношений с Израилем. Каких-то колебаний между Израилем и арабскими странами у него нет.
Свежие комментарии