Так называемая «передача» Крымской области РСФСР в состав Украинской ССР 70 лет назад в 1954 году сопровождалась отнюдь не единогласием всех властных структур. Крымский обком КПСС, возглавляемый в 1949-53 годах П.И.Титовым (1907-1990), активно выступал против отторжения полуострова от РСФСР, справедливо полагая, что такой шаг способен ослабить геополитические позиции советского государства и подчинить его руководство интересам киевской верхушки. Титов доказывал на всех уровнях очевидную абсурдность отделения Крыма от России, называя это «конъюнктурными амбициями» первого секретаря и «лоббизмом послесталинской правящей украинской номенклатуры».
При этом, глава областной парторганизации предлагал и альтернативный вариант: с учётом экономических и геополитических факторов сохранить Керченский полуостров на востоке Крыма с Керченским проливом в составе РСФСР.
В докладной записке Титова Хрущеву и Маленкову (вторая декада января 1954 г.) отмечалось, что «…именно Керченский регион и сама Керчь – стержневой форпост между Азовским и Чёрным морями. А сохранение этого региона в составе РСФСР обеспечит его более эффективное экономическое развитие и укрепит взаимосвязи Крыма с РСФСР – тем более, что через Керченский регион проходит основная часть грузов между Крымом и соседним Краснодарским краем, рядом других регионов РСФСР. Керенский регион в транспортно-экономическом плане издавна связан в большей мере с остальной частью РСФСР, чем с Украиной ССР. И именно в Керченском регионе сосредоточены крупные качественные запасы железной руды, марганца, редкоземельных металлов, востребованных, прежде всего, в примыкающих регионах РСФСР, как и продукция Керченского металлургического комбината (Камыш-Бурунский комбинат – Авт.); есть здесь запасы, в том числе добыча разного сырья, включая соляное и смешанное, для химической отрасли, нужного многим предприятиям РСФСР. Здесь же мощная рыбоперерабатывающая отрасль, продукция которой востребована, прежде всего, в РСФСР».
Кроме того, сохранение этого региона в составе России «позволит сохранить в составе РСФСР Керченский пролив, который, при передаче его Украинской ССР, наверняка получит «новые» правила эксплуатации. Могут также появиться административные и эксплуатационные проблемы с Керченской паромной переправой».
Характерно в этой связи, что в составе Украинской ССР нежданно-негаданно оказался даже порт Кавказ (в Краснодарском крае) – с мая 1953 года. То есть, когда Крым ещё оставался в составе РСФСР!
По данным «РЖД», «порт Кавказ с 1953 г. существовал как порто-пункт Керченского порта, обеспечивая приём и отправление паромов, курсирующих через Керченский пролив».
Решение о создании порта Кавказ в Таманском районе Краснодарского края, как и всего проекта паромной переправы Керчь (порто-пункт Крым) – Кавказ, было принято Совмином СССР осенью 1951 года. Но этот порт отнюдь не планировался как часть Керченского порта и, тем более, как часть Крымской области. Послесталинское же руководство приняло решение с дальним прицелом: чтобы все берега Керченского пролива и действующая здесь с сентября 1954 года переправа контролировались Киевом.
После разрушения СССР Россия с 1992 г. платила Киеву 15 млн долларов ежегодно за транзит через Керченский пролив.
Только с навигации 1984 года порт Кавказ стал портом РСФСР (то есть Краснодарского края). Причем в 70-х годах власти Краснодарского края и его Таманского района, где расположен порт Кавказ, не единожды апеллировали к высшему советскому руководству с просьбой пересмотреть республиканскую принадлежность этого порта. Но тщетно: хрущёвские «подарки» Украинской ССР её власти небезуспешно «отстаивали» и после отставки Никиты Сергеевича в 1964 года.
Только при К.У. Черненко вняли-таки аргументам краснодарских властей, поддержанным руководством Совмина и Верховного совета РСФСР, изъяв в 1984-м порт Кавказ из подчинения украинскому порту в Керчи.
Имелась в начале 1954-го также информация, что бoльшая часть взрослого населения Керченского региона выступала за его сохранение в составе РСФСР; министерство металлургической промышленности СССР во главе с И.Ф. Тевосяном (в 1940-56 гг.) также высказывалось против передачи металлургического (Камыш-Бурунского) комбината в подчинение Киеву. Однако в январе 1957 г. Тевосяна отправили… послом в далёкую Японию, а в следующем году он скончался. По воспоминаниям его сына, Владимира Тевосяна, «профессор А. Л. Мясников, один из крупнейших советских медиков того времени, лечивший руководителей страны, сказал мне, что отец мог бы прожить ещё, как минимум, лет двадцать, не пошли его Хрущёв в Японию».
Однако все аргументы Титова, Тевосяна и сторонников их точки зрения были отвергнуты. Областные комитет КПСС и исполком быстро расформировали к началу февраля 1954 г., столь же быстро учредили Крымский обком компартии УССР и подчиняющийся Киеву облисполком. Титова обвинили в «поощрении рецидивов великодержавного шовинизма», «искажении ленинской национальной политики» и прочих «прегрешениях». А докладная записка Титова по Керченскому региону была объявлена «необоснованной, субъективной» и даже «способной внести разлад в братские отношения Украинской ССР и РСФСР». Опального политика навсегда отдалили от Крыма, назначая на второстепенные должности в некоторых ведомствах. Будучи с 1970 г. персональным пенсионером союзного значения, Титов скончался в 1990 г.
Словом, весь Крымский полуостров передали Украинской ССР, а северную и центральную части азовско-сивашской Арабатской «стрелки» на северо-востоке Крыма в 1955 г. включили в состав Херсонской области УССР (с 2022 г. – в составе Российской Федерации). В 2014-2022 гг., столь неестественная конфигурация границ способствовала всевозможным провокациям Киева против российского Крыма, поскольку его северо-восточная граница вклинивалась в крымскую территорию.