В дебрях Африки
То, что я расскажу здесь, стало итогом долгих поисков — мне пришлось буквально по крупицам дополнять и уточнять сведения, находившиеся в сейфе. Дело в том, что, судя по всему, в поисках бессмертия экспедиция нацистов отправилась… в Камерун, в Африку. Откуда немецким ученым стало известно о загадке камерунских племен, неизвестно.
В небольшой папке собраны, собственно, даже не серьезные отчеты и документы, а обрывочные данные и записки, написанные разным почерком. Возможно, причиной тому — полная неудача этой экспедиции для нацистских лидеров. Не для ученых, отправившихся в экспедицию, а для руководства «Аненербе» и для Гиммлера. Дело в том, что отчетов из этой экспедиции попросту никто не принес… Некому было.Но будем последовательны. Осенью 1943 года по распоряжению Гиммлера из сотрудников «Аненербе» была образована небольшая группа, которой предстояло отправиться на Черный континент. При всей ненависти к неграм и другим «народам обезьян» нацистам ничего не оставалось, как пойти к ним на поклон.
Группу возглавил оберштурмбанфюрер Герке. В нее вошли пятнадцать человек: медики, биологи, этнографы-африканисты и, как сейчас говорят, профессиональные скауты. Ночью 14 октября 1943 года экспедиция вылетела из Милана на транспортном, самолете «Фокке-Вульф-200». Дождливая ночь помогла им избежать нежелательной встречи с противником: американцы, базировавшиеся в Южной Италии, беспрепятственно пропустили тяжелый самолет, очевидно приняв его за свой или же попросту не заметив. На рассвете, когда кончилось горючее, «Фокке-Вульф» приземлился прямо в песок в северной части Сахары. Самолет подожгли — больше он уже не потребовался бы — и отправились дальше пешком. Как группе удалось преодолеть джунгли — неизвестно. Но через два с половиной месяца экспедиция достигла Камеруна и конечной цели своего путешествия — племени бванга, где их встретили вполне радушно.
Бванга — это часть довольно большой племенной группы, населяющей самые дикие районы Камеруна; Бванга верят во множество богов и фактически управляются шаманами. Это племя совершенно не цивилизованно — и, судя по всему, к этому и не стремится.
С начала XX века в разных кругах, особенно этнографических, ходили слухи, что у бванга есть некий эликсир бессмертия. Ученые и путешественники много раз пытались проверить это на практике. И бванга охотно поили их «эликсиром», устраивая сложные обряды, во время которых нужно было целую ночь плясать вокруг костров. Большинство тех, кто участвовал в этом, потом по всему миру рассказывали, что «эликсир бессмертия^ не больше чем досужий вымысел и просто глупая байка. А кто-то считал, что бванга попросту издеваются над незадачливыми путешественниками, и был, скорее всего, прав.
Настоящий эликсир, судя по всему, пробовал только один белый человек. Это был миссионер Жан Лароль, который большую часть жизни провел в джунглях Камеруна и защищал бванга от произвола белых колонизаторов. В книге Эрнста Ремменрманна о нем говорится:
Жан Лароль прожил очень долгую жизнь — 110 лет, из которых 65 провел в джунглях Камеруна. Говорили, что он принимал волшебный напиток, дарующий бессмертие, который туземцы обычно держат в секрете от белых. Именно это позволило ему дожить до столь преклонного возраста. Сам Лароль не отрицал этого, говоря, что добровольно вернулся в Лион и отказался дальше пить туземную панацею, чтобы «попасть в райские кущи Господа нашего».
Так нацистам достался эликсир бессмертия. Неизвестно, по какой причине бванга отдали его: то ли кто-то ходатайствовал за немцев, или же они что-то пообещали взамен. Судя по всему, эликсир состоял из смеси соков различных растений. Биологи и химики, пришедшие с Герке, потерпели неудачу, пытаясь проанализировать его сложный состав. Бванга даже дали нацистам рецепт эликсира, но растения для его приготовления росли только в Камеруне. Биологи собрали большую коллекцию растений, необходимых согласно рецепту, а медики обследовали тех, кто считался у бванга бессмертным. В итоге французские власти узнали, что в джунглях Камеруна обитают какие-то странные люди. И нацистам пришлось поскорее собрать вещи и убраться от гостеприимных бванга. Впрочем, не с пустыми руками. С собой у них была канистра эликсира, ящики с растениями и множество документов — отчетов, рецептов и описаний.
А куда же все делось потом? Экспедиция, покинув Камерун, пропала без вести. Среди прочих документов в папке была и газетная вырезка с фотографией Герке, и его досье. На всякий случай я проверил аргентинские и бразильские каналы — а не было ли среди нацистских эмигрантов в Латинскую Америку некоего Герке? Хотя даже если он и не вернулся в нацистскую Германию, то все равно, скорее всего, уже давно умер. Я лишь хотел проверить свою догадку. В конце концов, и Герке, и его коллеги были не фанатичными нацистами, а лишь учеными, работавшими пусть под контролем СС, но в научно-исследовательском институте. Все они были обычными людьми, со своими мечтами и слабостями, и, получив эликсир, дарующий бессмертие, они просто решили не отдавать его своим военным руководителям. Однако поиски Герке ничего не дали. Нацист с подобной фамилией или похожей внешностью никогда не приезжал в Латинскую Америку.
У африканских племен есть легенда, что где-то в джунглях есть племя высоких белых людей. У них есть огнестрельное оружие, они берут себе в жены негритянок, и все старейшины очень светлокожи. Найти это племя пытались много раз, но до сих пор это никому не удалось.
По сообщению, найденному мной в папке, одного из участников экспедиции Герке укусила ядовитая змея, и когда все остальные ушли, ему пришлось остаться на лечение у бванга. Пришедшие вскоре французские военные взяли его в плен. Но поскольку он спрятал свои оружие и одежду и выдал себя за обычного путешественника, то предъявить ему было нечего. Его держали в плену до конца Второй мировой войны, а затем отпустили. В сообщении были указаны имя и дата рождения этого человека. Я проверил эти сведения, и оказалось, что человек с таким именем действительно приехал в Аргентину в 1946 году. Более того, он живет там — точнее, здесь — и по сей день. Причем несколько месяцев назад ему исполнилось сто два года.
Моя реакция была вполне естественной, и, думаю, вы уже догадываетесь какая. Я немедленно начал искать этого человека.
Тайна Эриха Лютена
Долгожителя звали Эрих Лютен, и найти какую-либо информацию о нем было просто невозможно. Для человека со стороны, разумеется. Потому что жил Эрих не где-нибудь, а в немецкой колонии «Штальхельм» на самом юге Патагонии.
Немецкие колонии в Аргентине, да и во всей Южной Америке — это особая субкультура. Просто так туда не попадешь. Причем не пустят физически и на вполне законных основаниях: извините, это частная собственность. Власти к колонистам не лезут — в конце концов, те ведут себя вполне лояльно, в политику не вмешиваются, беспорядки не устраивают и платят немалые налоги. Кроме того, в их руках мощные финансовые рычаги.
В колониях очень хорошо помнят свою родину. Не нынешнюю ФРГ, а старую империю. Поэтому и к нацизму относятся пусть и без явного одобрения, но вполне лояльно. С колониями связаны даже те немцы, которые живут за их стенами — например, в больших городах, как я. Соответственно, и доступ в этот тесный мирок мне обеспечен, тем более что я сам вырос в одной из таких колоний, и за свою жизнь мне довелось побывать в боль-шинстве из них. Вот только в «Штальхельме» пока не приходилось. Но ничего, это можно исправить…
Сверившись с картой, я понял: дорога будет непростой. Но уже через несколько часов русский армейс. кий джип (одна из самых надежных и неприхотливых машин из всех, которые я знаю, к тому же с чудовищной проходимостью и полным отсутствием комфорта) нес меня на юг,
Дорога оказалась довольно длинной, и мне пришлось даже останавливаться на ночлег в придорожнрм мотеле. Чем дальше я уезжал на юго-восток, тем меньше встречалось поселков, тем шире и бескрайнее казалась пампа, на самом краю которой, на далеком горизонте, виднелись синие вершины гор… Наконец дорога превратилась в две хорошо накатанные колеи, а еще через несколько километров уперлась в потрепанный нхлагбаум, над которым чернел железный крест. «Штальхельм», встречай…
Вокруг не было ни души. Немного поколебавшись, я вышел из машины и собственноручно поднял шлагбаум. Надеюсь, он не заминирован — бывали во времена моего детства и такие милые развлечения. Проехав под шлагбаумом, я продолжил свой путь.
Человек на дороге появился внезапно, словно ниоткуда. Я резко дал по тормозам. Ко мне подошел невысокий брюнет, видимо, как и я, сын немца и аргентинки. С его пояса свисала тяжелая кобура.
— Аргентинская армия? — осведомился он, оглядев мой джип.
— Нет, русская мотопехота, — огрызнулся я.
— Полегче с шутками. — Услышав мой немецкий, незнакомец явно расслабился. — Имя?
— Кранц., — Понятно. Вас ждут. — Мой собеседник без машних слов отошел в сторону. ли Я неторопливо поехал дальше. Перевалив; ЗВврез вершину пологого холма, я увидел перед собой, как на ладони, небольшой поселок, над ним реял черно-бело-красный имперский флаг. Колония — как, впрочем, и все колонии — была чистенькая, ухоженная, утопала в зелени. Несколько минут спустя я оказался перед домом местного бургомистра.
Сам бургомистр сидел за письменным столом над кипой бумаг и больше всего напоминал мелкого немецкого чиновника, какими они были лет сто назад. Впечатление портил только современный жидкокристаллический монитор, стоявший на краю стола. Возраст бургомистра было трудно определить — то ли пятьдесят, то ли шестьдесят лет. Он поднялся со своего места, и мы пожали друг другу руки.
— Добрый день, господин Кранц, — произнес бургомистр. — Очень рад вас видеть.
— Взаимно, господин… хммм…
— Лютен, — услужливо подсказал мой собеседник. Я подскочил на месте.
— Нет, Гельмут Лютен. Эрих Лютен — мой отец. Вы знаете, он почти пятьдесят лет возглавлял наше поселение, и когда отошел от дел, меня, его сына, сочли достойным…
Я вежливо кивал, слушая длинную пышную тираду. В таких случаях лучше не прерывать. И лишь дождавшись, пока мой собеседник замолчит или хотя бы сделает паузу, я задал главный вопрос:
— Могу ли я поговорить с вашим уважаемым отцом?
— Разумеется, я понимаю, что вы проделали столь дальний путь ради этого… Прошу вас, он ждет в гостиной. — И Гельмут сделал широкий жест в сторону старой дубовой двери в углу комнаты. Что-то нехорошее повеяло от этой двери. Уж слишком сильно она напоминала мне дверь в коридоре из моих снов… Поколебавшись секунду, я вошел.
В кресле у камина сидел пожилой мужчина, неуловимо похожий на бургомистра. Именно пожилой — ему было лет шестьдесят, от силы семьдесят. Но никак не сто два!
— Господин Лютен, — начал я, — я счастлив видеть вас. Меня зовут Ганс-Ульрих фон Кранц, и я занимаюсь тем, что…
— Садитесь. — Мужчина махнул рукой, показывая на стоявшее неподалеку кресло. — Я знаком с вашими книгами. В них многое спорно, но вы делаете большое и хорошее дело. Я даже представляю себе, зачем вы сюда прибыли.
— Да, я хотел бы узнать о судьбе экспедиции Герке…
— Герке? — Мой собеседник усмехнулся. — Они до сих пор живут где-то в Африке. И, наверное, будут жить еще долго…
— Как и вы? — ввернул я.
— Я? — Лютен, казалось, удивился. — Я — нет. Зелье, введенное мне, действует лишь тридцать лет. Этот срок давно прошел. Теперь я старюсь, как и все…
— Неужели вы не захотели еще раз продлить себе жизнь? — настал уже мой черед изумиться.
— Господин Кранц, — серьезно и немного торжественно начал мой собеседник. — Я — ка-; толик. Если бы Господь хотел нашего бессмертия, он бы сотворил нас нетленными. Боюсь, мне и так непросто будет отчитаться перед Ним за лишние годы. Я прожил долгую и интересную жизнь и ни о чем не жалею.
— Что ж, — сказал я, кивнув. — Давайте начнем с самого начала. Откуда в Берлине узнали про эликсир бессмертия.
— В Берлине? — изумился Лютен. — Они ничего и не знали. Нас отправили за Зеркалом богов… Это был поворот, которого я совершенно не ожидал, поэтому так и остался сидеть с раскрытым ртом, слушая рассказ Лютена
Свежие комментарии