На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 417 подписчиков

Свежие комментарии

  • АЛЕКСАНДР МУЛЯЛИН
    Все вопросы к Голиковой и Путину. ДООПТИМИЗИРОВАЛИСЬ !Минздраву пора пр...
  • Зоя Гольдштаб
    Умная статья!Автор попал в точку!Россия царей, ген...
  • лина каюмова (Хорошая)
    Ставропольская  и Ростовская полиция  судя по всему вообще не хочет   работать,шевелиться начинают только как СМИ под...«Этим детям все с...

Попытки реформ правительства Альенде и причины их неудачи

Попытки реформ правительства Альенде и причины их неудачи

В первой статье цикла мы немного познакомились с Сальвадором Альенде и Аугусто Пиночетом, проследили их путь до президента Чили и армейского дивизионного генерала соответственно. Сегодня мы продолжим этом рассказ и поговорим о реформах, проводимых правительством Альенде, политической и экономической ситуации в Чили, а также о мятеже El Tanquetazo, ставшем генеральной репетицией военного переворота 11 сентября 1973 года.

Политическая и экономическая ситуация в Чили


На территорию современного государства Чили испанцы пришли в первой половине XVI века. В основном это были белокожие и светловолосые уроженцы Астурии и Страны Басков, которые гордо называли себя «сыновьями вестготов» и «отпрысками» Эвриха (сын Теодориха I) и Пелайо (вестготский король Астурии, правивший в 718–737 гг.).
Напомним, кстати, что Альенде происходил из рода басконских дворян, и у Пиночета предки по матери были выходцами из Страны Басков (а по отцу – из Бретани, и фамилия прадеда произносилась как Пиношэ).

В дальнейшем эти первые поселенцы были разбавлены уроженцами Кастилии, Германии, Франции, Италии, Хорватии, Ирландии и некоторых других европейских стран. В настоящее время люди европеоидного типа составляют около трети населения Чили, причем сами чилийцы признают, что группы белого и цветного населения сейчас стабилизировались.

Дело не в расовых предрассудках, а в различиях в уровне благосостояния и образованности – среди европеоидного населения эти показатели значительно выше. Количество белых достаточно велико, они не испытывают дефицита в общении и предпочитают заключать браки с партнёрами своего круга. А широкое распространение средств контрацепции практически остановило метисации.

Посмотрите на фотографию спортивной команды чилийских старшеклассниц:


Это ученицы одной из элитных школ, девочки из высших слоев среднего класса чилийского общества. Некоторые похожи на испанок или итальянок, другие – и вовсе на немок или шведок, а одну из них на улице можно было бы принять за русскую. В общем, внешность далека от традиционных представлений о жгучих латиноамериканках.

А это ученики обычной чилийской школы:


На территории Чили первые поселенцы встретились с воинственными племенами индейцев мапуче, которых называют также арауканами. Они не покорились инкам и оказали серьезное сопротивление европейцам. Один из командиров конкистадоров – Педро де Вальдивия, был взят ими в плен и, чтобы «утолить его жадность», арауканы залили ему в горло расплавленное золото.

Более или менее умиротворить их удалось лишь через 100 лет – в середине XVII века, и не военным путем, а посредством договоров. Тем не менее соседство было неспокойным, и войны против арауканов велись ещё в 1870–1880-е гг. Отдельные столкновения продолжались до 1920-х гг. Потомки мапуче до сих пор живут обособленно на своей земле. Помимо них, на территории Чили проживают индейцы других племен, самые многочисленные из них – аймара и кечуа. Другой особенностью населения Чили было почти полное отсутствие негров и мулатов, они стали появляться лишь в конце XX столетия в качестве трудовых мигрантов и приезжают в основном из Гаити.

В 1810 году, воспользовавшись благоприятной для них ситуацией в Европе (Наполеоновские войны), креолы, уже считавшие своей родной страной Чили, при поддержке метисов и некоторых местных индейцев начали войну за независимость, которая была провозглашена в 1818 году. Последние испанские отряды покинули Чили в 1826 году. Политической стабильностью новое государство не отличалось, и до 1970 года здесь случилось четыре гражданские войны, множество попыток военного переворота, десять из которых были удачными. Добавим к этому непростые отношения с соседями: до сих пор не заключён мирный договор с Боливией, территориальные претензии к Чили имеет Перу и периодические трения возникают с Аргентиной.

Чилийская армия с 1886 года стала реорганизовываться по германским образцам (и немецкие офицеры даже возглавляли Генеральный штаб и штабы вооруженных подразделений). Аргентинский издатель и журналист Якобо Тимерман даже назвал чилийскую армию «последней прусской армией мира». Источником офицерских кадров стали и многочисленные немецкие колонии в центре и на юге страны. С момента образования государства Чили ее армия не проиграла ни одной войны, и военные имели опыт отстранения от власти законно избранных президентов. Первым стал Бальмаседа в 1891 году, вторым – Артуро Алессандри, которого военные свергли в 1924 году и вернули на пост 1925.

Армия Чили была своеобразной консервативной корпорацией, которая, единственная в стране, давала выходцам из бедных семей хоть какую-то возможность сделать карьеру. К политикам, независимо от их взглядов, военные относились с нескрываемым презрением. С 1930-х годов армия не вмешивалась в выборы и не предпринимала никаких попыток военных переворотов. После победы Альенде главнокомандующий чилийской армией Рене Шнейдер и начальник генерального штаба Карлос Пратс пришли к мнению, что и сейчас армия должна остаться в стороне от политики. Раздосадованный американский посол Корри в очередном донесении назвал их «оловянными солдатиками».

Рене Шнейдер, кстати, за отказ силовыми методами «упредить» победу Альенде был смертельно ранен правыми экстремистами 22 октября 1970 года. Но сменивший его Карлос Пратс сумел удержать армию от участия в «политических разборках».


Carlos Prats


Альенде после инаугурации и сопровождающий его Пиночет

На основании сообщений Корри и руководителей агентурной сети ЦРУ в этой стране, американский «Комитет 40» пришел к выводу, что «организация государственного переворота в Чили в настоящее время является невозможной».

Однако на момент победы Альенде чилийское общество было расколото, и силы консерваторов и сторонников реформ были примерно равны. Более того, раскол отмечался и среди левых, где особым радикализмом отличались группировки MIR (Movimiento de Izquierda Revolucionaria – «Левое революционное движение») и MAPU (Movimiento de Acción Popular Unitario – «Движение единого народного действия»). Многих членов этих организаций Альенде амнистировал сразу же после прихода к власти.

В ответ он получил обвинения в недостаточно активном проведении реформ и прозвище «Керенский». В оппозиции к Альенде оказалась и ранее возглавляемая им Социалистическая партия, которой теперь руководил Карлос Альтамирано, призывавший к «углублению революции».

В общем, ситуация в стране была очень неспокойной и нестабильной, и уже 17 января 1971 года было предотвращено покушение на Альенде: полиция обезвредила бомбы у президентской резиденции в Вальпараисо. А 25 января был арестован миллионер Хорхе Осса, в доме которого нашли пулеметы и тысячи патронов для них.

Попытки реформ


Надо сказать, что социалист Альенде, в отличие от цинично и сознательно обманывавшего своих избирателей реакционера и контрреволюционера Ельцина, действительно хотел добиться улучшения положения простых людей.


Президент Сальвадор Альенде

Поначалу казалось, что его ожидает успех. В 1971 году ВВП Чили вырос на 8,5 % (рост промышленного производства составил 12 %, сельскохозяйственного – около 6 %), почти вдвое уменьшилась безработица. В кризисном 1972 году ВВП увеличился на 5 %, а объем строительных работ – в 3,5 раза.

Однако затем начались проблемы, одной из главных причин которых стали санкции, введённые США: президент Никсон приказал сделать все возможное, чтобы «экономика Чили закричала» (в другом варианте перевода – «завизжала»). Банки США отказались выдавать кредиты правительству Альенде, иностранные компании сворачивали свою деятельность на территории этой страны, местные предприниматели выводили деньги за рубеж, стремительно нарастал дефицит бюджета. Дополнительный удар по экономике Чили нанесло падение мировых цен на медь в 1972 году, вызванное тем, что американцы по демпинговым ценам выбросили на мировой рынок стратегические запасы этого металла, а также молибдена.

В этих условиях следовало включать режим экономии и «затягивать пояса». Однако Альенде не хотел обманывать своих избирателей, и потому был «включен печатный станок». Таким образом, за тяжёлую экономическую ситуацию, в которой оказалась эта страна, несут ответственность и высшие руководители США, которые решили «наказать» сделавших «неправильный» выбор чилийцев, уморив их голодом.

Проблема была ещё и в том, что, как мы помним, всенародной поддержки у Альенде не было: общество было расколото на две приблизительно равные части. И в оппозицию к президенту перешли некоторые его прежние союзники. В таких условиях реформы нового правительства подвергались резкой критике и справа, и слева.

Из всех начинаний Альенде наиболее глубокими и масштабными стали реформы в аграрном секторе. До этих пор удалось экспроприировать около 15 % владений крупных латифундистов. Альенде смог организовать изъятие у них ещё 25 % – 3,5 миллиона гектаров земли были розданы крестьянам. Однако они были недовольны даже столь высокими темпами, и потому в регионах начались самопроизвольные захваты земли.
С другой стороны, крупные скотоводческие хозяйства стали перегонять стада в Аргентину, либо даже отправлять коров на бойни, и началось это ещё до инаугурации президента-социалиста.

Кроме того, ещё до официального вступления Альенде на пост президента многие богатые чилийцы стали закрывать свои вклады и переводить свои сбережения в доллары, курс валюты на черном рынке вырос почти в два раза.

А вот католическая церковь Чили официально объявила о неприятии капитализма и отказалась от всех имевшихся у нее ценных бумаг, а также от принадлежавших ей доходных земель и объектов собственности.

За первый год правления Альенде были национализированы более 100 крупных предприятий и 80 % банков. Любопытно, что тогда в Чили впервые в мире была предпринята попытка создания компьютеризированной системы управления экономикой (Киберсин): предприятия были связаны с президентским дворцом с помощью телексов. Этот эксперимент был свернут после падения правительства Альенде – в сентябре 1973 года.

Были национализированы железные рудники, угольные шахты, селитряные разработки, гидроэлектростанции. После национализации бумажной промышленности в адрес Альенде посыпались обвинения в стремлении установить монополию на печатные издания.

Американские инвесторы и банки, в руках которых находились акции многих предприятий медеплавильной промышленности, отказывались принимать компенсацию за конфискованные активы и требовали от властей своей страны введения все новых экономических санкций против Чили и даже прямого военного вмешательства.

Между тем правительство Альенде, выполняя предвыборные обещания, проводило социально ориентированную политику, сделав более доступными образование и медицинское обслуживание, а также приняв решение о бесплатном выделении молока для детей. Была значительно повышена заработная плата, установлены новые выплаты и пособия малоимущим, но в условиях падающего производства это привело к дефициту товаров и к росту цен. В 1970 году инфляция в Чили составляла 36,1 %, в 1971 – 22 %, в 1972 – 260,5 %, в 1973 – 605,1 %. А рост зарплаты в государственном секторе составил 35 %, в частном – 50 %. Попытки устанавливать цены в административном порядке привели к появлению черного рынка.


Очередь в магазин

Ситуация в стране накалялась, недовольны теперь были не только представители буржуазии, но и рабочие, врачи государственных больниц, учителя. В Чили начались стачки, забастовки, «марши домохозяек» («марши пустых кастрюль»). В последующие годы выяснилось, что участницами таких маршей были не представительницы городской бедноты, а отнюдь не голодавшие дамы среднего класса, и организовывались они ультраправым движением «Родина и свобода» – в дополнение к многочисленным террористическим актам, которые устраивали активисты этой организации.

В октябре 1972 года Чили потрясла так называемая «национальная забастовка», организованная Конфедерацией владельцев грузовиков. Транспортников поддержали профсоюзы мелких торговцев, адвокатов, многие крестьянские хозяйства. Советский Союз оказать значительной помощи не мог, поскольку это было время «разрядки международной напряжённости», дело шло к подписанию договора о взаимном признании ГДР и ФРГ, с западными странами заключались выгодные контракты. Советским руководителям не хотело начинать новый виток противостояния с США из-за страны, находящейся на другом конце земного шара.


Генри Киссинджер, Ричард Никсон и Л. И. Брежнев на приеме в Кремле в честь подписания договора ОСВ-1 и договора об ограничении систем противоракетной обороны. Фотография 1972 г.

Да и валюта лишней не была: из запрошенных Альенде 300 миллионов долларов было выделено лишь 80 миллионов. В результате в ноябре 1972 года правительство Чили объявило частичный дефолт, что ускорило «бегство капиталов». В послании к Конгрессу в мае 1973 года Альенде вынужден был признать, что «политика перераспределения доходов проводилась в отрыве от реальных возможностей экономики». Но при этом он ещё считал, что «сделал несколько хороших ходов», вот только «нет больше пешек».

В ситуации всеобщего недовольства он вынужден был теперь опираться на радикально настроенные круги населения, выступая с призывами к революционной борьбе внутри страны и с международным империализмом. В свою очередь, борьбу против правительства и его сторонников начала ультраправая военно-политическая организация «Родина и свобода» («Патриа и либертад»), созданная в 1971 году Пабло Родригесом, который позже стал юридическим советником Пиночета, а затем – адвокатом диктатора и его семьи. Порой в день совершалось до 30 наносивших большой экономический ущерб террористических актов.

Подсчитано, что к августу 1973 года только мостов было уничтожено более 200. Кроме них, устраивались подрывы железнодорожных путей, нефтепроводов, электроподстанций и линий электропередачи. Стоимость уничтоженных объектов составила 32 % годового бюджета Чили. Из-за невозможности подвезти корма в первой половине августа (зима в Чили) 1972 года погибли 10 тысяч овец и 500 тысяч голов крупного рогатого скота. Постоянные перебои с подачей электричества в жаркое время года приводили к остановке работы холодильных установок и порче большого количества продуктов питания.

А левацкие радикальные группировки проводили «экспроприации» в магазинах и банках.
На парламентских выборах 1973 года проправительственное «Народное единство» получило лишь 44 % голосов. У политических противников Альенде оказалось хоть и незначительное, но большинство. Результаты голосования верно отображали расклад сил в Чили: общество было разделено на два больших лагеря, идти на уступки и искать компромисс не желала ни одна из сторон этого противостояния.

22 августа 1973 года Палата депутатов большинством голосов (81 против 47) объявила о незаконности действий правительства и обвинила Альенде

«в авторитарных устремлениях и стремлении уничтожить роль законодательной власти; в пренебрежении решениями судов и покровительству преступникам, связанным с правящей партией; в покушениях на свободу слова, арестах, избиениях и пытках оппозиционных журналистов».

Таким образом была поставлена под сомнение легитимность Альенде как президента.

Мятеж El Tanquetazo


В июне 1973 года впервые за долгие десятилетия в политическую жизнь страны попытались вмешаться чилийские военные. Мятежников возглавил подполковник Роберто Супер – командир размещенного в столице 2-го танкового полка.


Подполковник Роберто Супер

Этот офицер был известен своими крайне правыми взглядами, а его братья были активистами печально знаменитого объединения «Родина и свобода». Антиправительственное выступление подполковника было спровоцировано слухами о скорой отставке. Многие офицеры полка примкнули к заговору, среди них был и Эдвин Димтер Бьянчи, который скоро примет участие в убийстве Виктора Хары на стадионе «Насиональ де Чили».

Утром 29 июня 16 танков (один из которых по пути даже заправился на гражданской АЗС) окружили президентский дворец Ла-Монеда, в котором тогда не было Альенде. Их экипажи вступили в перестрелку с охраной. Среди 5 погибших тогда во дворце оказался аргентинский кинооператор Леонардо Хенриксен, который сумел сфотографировать застрелившего его офицера – Эктора Бустаманте Гомеса. Вскоре мятежниками были захвачены часть дворца и здание Министерства обороны. О поддержке мятежа заявил лидер «Родины и свободы» Пабло Родригес.

Альенде по радио выступил с обращением к рабочим Сантьяго, призывая их готовиться к уличным боям. Наконец подошли и полки, верные правительству. Один из них возглавил главнокомандующий Карлос Пратс, второй – Аугусто Пиночет. Пратс лично подходил к каждому танку, приказывая экипажам покинуть машины. Не подчинился экипаж только одного танка – его обезоружили солдаты правительственных войск. Пабло Родригес укрылся в посольстве Эквадора, а потом выехал в Кито, откуда вернулся после падения Альенде – в сентябре. Тогда же были освобождены все арестованные мятежники.

После подавления этого мятежа Альенде приказал разоружить неправительственные формирования, в том числе «рабочие кордоны» и отряды союзных ему левых организаций. В результате во время мятежа его сторонники не смогли оказать сопротивления армейским частям.

Генерал Пратс, назначенный 9 августа 1793 года министром обороны, подвергшись обструкции со стороны генералов, недовольных его участием в подавлении мятежа, ушел в отставку 23 августа 1973 года. На свое место он рекомендовал Аугусто Пиночета.


Пиночет и Альенде в августе 1973 г.

После военного переворота, организованного бывшим подчинённым, Пратс эмигрировал в Аргентину, где 24 сентября 1794 он и его жена погибли в результате террористического акта, организованного сотрудниками чилийской разведки.

В следующей статье мы поговорим о военном перевороте 11 сентября 1973 года.
Автор:
Рыжов В. А.
Ссылка на первоисточник
наверх