На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 368 подписчиков

Свежие комментарии

В дополнение к «Солнцепёку». Что известно о «Тосочке»

 
На вооружении российской армии состоят тяжелые огнеметные системы двух типов – ТОС-1 «Буратино» и ТОС-1А «Солнцепек». В этих боевых машинах реализована оригинальная концепция, показавшая свою эффективность в реальных операциях. Развитие подобных идей продолжается и сейчас осуществляется в рамках проекта «Тосочка». Его итогом в будущем должно стать принятие на вооружение новой огнеметной системы.


История проекта


Представители промышленности регулярно рассказывают о ходе проекта «Тосочка», и уже стали известны основные особенности будущей машины. В то же время, пока разработчики не успели раскрыть другие сведения, представляющие не меньший интерес. В первую очередь, это связано с тем, что проект стартовал не так давно, и пока предприятиям приходится соблюдать секретность.

Проект «Тосочка» анонсировали летом 2017 г. в ходе салона МАКС. Разработка этого образца осуществляется в НПО «Сплав». Проект предусматривал развитие существующих идей с применением новых компонентов. Утверждалось, что поставки новой ТОС российской армии будут осуществляться в рамках новой Госпрограммы вооружений, рассчитанной на 2018-2025 гг. Также планировалось представить систему на международном рынке.

В январе прошлого года об успехах проекта «Тосочка» рассказало руководство концерна «Техмаш», к которому относится НПО «Сплав». К тому времени организация-разработчик успела приступить к изготовлению опытного образца огнеметной системы. Такой прототип в ближайшем будущем должен был выйти на предварительные испытания.

Любопытные сведения поступили в апреле 2018-го. Тогда руководство «Техмаша» рассказало, что в 2019 г. планируется провести государственные испытания новой ТОС, а уже в 2020-м начнется опытная войсковая эксплуатация. Сравнительно быстрые разработка и испытания перспективного образца прямо связаны с использованной архитектурой.

В июле «Техмаш» уточнил текущий статус проекта. Работы по «Тосочке» на тот момент шли в соответствии с планом. Их планировалось завершить в течение ближайших лет. Таким образом, в 2019-2020 гг. следует ждать появление полноценных образцов, пригодных к постановке на вооружение.

В ходе недавней выставки «Армия-2019» вновь поднималась тема ТОС «Тосочка». Организация-разработчик успешно справилась с поставленными задачами, и теперь проект выходит на стадию государственных испытаний. При этом сроки выполнения таких работ не уточнялись.

Технические особенности


К сожалению, большая часть сведений о техническом облике будущей «Тосочки» пока не раскрывалась. Организации-разработчики неоднократно упоминали только отдельные черты технического облика и ожидаемые результаты проекта. Впрочем, и эти данные создают любопытную картину.

Еще в 2017 г. НПО «Сплав» раскрыло одну из главных особенностей проекта. Существующие серийные ТОС отечественного производства построены на доработанных танковых шасси. Перспективную «Тосочку» предлагается делать на колесной платформе. Опыт эксплуатации ТОС-1 в разных условиях, в том числе в пустынных зонах, показал недостатки гусеничного шасси и определенные преимущества колесного.

Тип шасси для «Тосочки» остается неизвестным, но есть все основания полагать, что это будет одна из существующих отечественных платформ. Из этого следует, что новый образец будет отличаться от существующих не только общей архитектурой, но и рядом других особенностей. По-видимому, иным будет уровень защиты экипажа и агрегатов и т.д.

Одновременно с этим не планируется изменять пусковую установку. Она будет заимствована у существующего образца и сохранит имеющуюся конструкцию. Сохранятся и 220-мм неуправляемые снаряды с термобарической или зажигательной боевой частью.

Упоминалось, что «Тосочка» будет отличаться от «Буратино» и «Солнцепека» более высокими тактико-техническими характеристиками, однако конкретные цифры не приводились. Так же не уточнялись области, в которых новый образец превзойдет старые. По всей видимости, новая «Тосочка» будет выгодно отличаться характеристиками мобильности и подвижности.

В последние годы неоднократно появлялись новости о разработке перспективных боеприпасов для отечественных ТОС, отличающихся увеличенной дальностью стрельбы и повышенным могуществом. Внедрение таких изделий в новый комплекс обеспечит «Тосочке» известные преимущества в боевых качествах. Впрочем, более старые огнеметные системы тоже смогут использовать подобные боеприпасы.

В состав серийных тяжелых огнеметных систем помимо боевой машины с пусковой установкой входит транспортно-заряжающая с соответствующим оборудованием. Как решается этот вопрос в проекте «Тосочка» – неясно. Вероятно, вместе с самоходной пусковой установкой в строй войдет унифицированная ТЗМ.

Преимущества и недостатки


Разработчики «Тосочки» уже раскрыли некоторые подробности проекта, а также указали его сильные стороны. Приводимая аргументация выглядит убедительной и, по всей видимости, новая ТОС действительно будет показывать высокие боевые качества, улучшенные за счет измененной архитектуры.

За счет сохранения пусковой установки и неуправляемых снарядов «Тосочка» сможет показывать дальность и могущество на уровне существующих образцов. Обновление электронной аппаратуры управления огнем может обеспечить рост точности и эффективности стрельбы. Схожие последствия будет иметь разработка новых улучшенных боеприпасов.

Главное нововведение проекта «Тосочка» заключается в переносе всех средств на колесное шасси. Подобная боевая машина сможет самостоятельно и без привлечения танковозов перемещаться по автодорогам и быстрее выходить на заданную позицию. При этом, однако, может затрудняться работа на пересеченной местности, где гусеничное шасси показывает известные преимущества перед колесным.

Утверждается, что решение о переносе пусковой установки на колесную платформу связано с опытом применения «Солнцепека» на Ближнем Востоке. При всех своих преимуществах, гусеничное шасси оказалось не слишком удобным для решения конкретных боевых задач на местных ландшафтах.

Перспективы эксплуатации


Очевидно, что стартовым заказчиком «Тосочки» станут вооруженные силы России. В нашей армии имеется некоторое количество гусеничных ТОС старых моделей, и к ним в перспективе присоединится определенное число колесных боевых машин. Главным результатом этого станет расширение возможностей огнеметных подразделений. В зависимости от текущей обстановки и имеющихся условий, армия сможет отправлять в бой гусеничные или колесные огнеметные системы. Непосредственно боевые качества всех ТОС должны быть на одном уровне.

В недавнем прошлом комплексы ТОС-1А успели пойти на экспорт. Подобная техника состоит на вооружении пяти стран ближнего и дальнего зарубежья, и некоторые из экспортных боевых машин уже принимали участие в реальных операциях. Новый проект «Тосочка» создается, в том числе, с прицелом на продажу техники третьим странам.

Первыми зарубежными покупателями новых ТОС могут стать Ирак и Сирия. Они уже успели опробовать ТОС-1А, но гусеничное шасси таких машин не вполне отвечает специфике применения в регионе. Колесная «Тосочка» оказывается более интересной для ближневосточных стран. Поставка за рубеж и применение в реальной боевой операции могут быть хорошей рекламой, после которой российской техникой заинтересуются и другие иностранные армии.

Впрочем, как показывает опыт изделий ТОС-1 и ТОС-1А, рынок тяжелых огнеметных систем не отличается большими размерами. Серийное производство «Тосочек» для нашей и зарубежных армий может ограничиться всего несколькими десятками единиц.

Тем не менее, и в таком случае проект «Тосочка» представляет большой интерес для российской армии и вооруженных сил третьих стран. Согласно доступным данным, уже в следующем году должна стартовать опытная войсковая эксплуатация такой техники, и после этого следует ожидать запуск полноценного серийного производства для себя и для экспорта.
Автор:
Рябов Кирилл
Использованы фотографии:
НПК "Уралвагонзавод" / uvz.ru
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх