Мы должны иметь честность признать – интернет «не получился». Токcичность интернета сегодня перевешивает его достоинства. И таким его сделала именно анонимность.
Чтобы Сеть стала новой и чистой, хороши будут разные средства.
В «казусе Синицы» стоит спорить совсем не о частностях, таких как «много или мало пять лет тюрьмы за твит», а о целом.
О проблеме во всей её полноте. И для этого проблему надо назвать, обозначить и очертить её границы.Первый и, казалось бы, наивный вопрос, который сразу же расставляет всё по своим местам: а почему Владислав Синица писал свои кровожадные посты в соцсетях под именем Макса Стеклова? И писал бы он их, будучи обязан существовать в интернете под своими честным паспортными данными?
Вот наша проблема только с помощью одного, но зато принципиально важного вопроса, и очертилась: анонимность провоцирует безответственность, безответственность провоцирует безнаказанность, безнаказанность провоцирует весь спектр мерзостей от хамства и мата до буллинга, травли, социально-опасной пропаганды.
Анонимность – это страшная вещь, она деформирует психику с потрясающей быстротой, и этот феномен пугал и интересовал деятелей культуры: «Он стал на коленки и зачерпнул скорлупой воды. Круглая солнечная заплата легла на лицо, и глубь высветлилась ярким зеркалом. Он недоуменно разглядывал – не себя уже, а пугающего незнакомца. Потом выплеснул воду, захохотал и вскочил на ноги. Возле заводи над крепким телом торчала маска, притягивала взгляды и ужасала. Джек пустился в пляс. Его хохот перешел в кровожадный рык. Он поскакал к Биллу, и маска жила уже самостоятельной жизнью, и Джек скрывался за ней, отбросив всякий стыд».
Это – цитата из «Повелителя мух», одной из самых коротких, ярких и страшных антиутопий: о группе детей (как слепке человеческого общество), теряющих на необитаемом острове свой цивилизованный облик, и превращающихся в кровожадных дикарей, убивающих и мучающих друг друга. И важную роль в этом сыграли именно маски – «Маска завораживала и подчиняла».
Да, именно – «отбросив всякий стыд», реализуя все комплексы, отыгрываясь за лузерство своей настоящей личности жестокостью и агрессией в виртуальном мире. Именно так всё происходит в последние 15 лет в интернете.
Мы должны иметь честность признать – интернет «не получился». Да, это звучит горько и страшно – но в целом современный интернет, как среда общения, как социокультурный, коммуникативный феномен, как новое измерение цивилизации – не информационное только, а именно межличностное – это EPIC FAIL! Неужели не видно, что World Wide Webлегко и очевидно распадается на две неравные части: меньшую – где доступна любая интересная информация, новые знания, уникальные материалы, и большую – которой на эти знания и материалы просто плевать, и где царит инфернальный быт клетки с агрессивными обезьянами, беспрерывно визжащих и кидающихся калом? Знания – это небольшой остров, который окружён океаном бесконечной и бессмысленной перебранки. Откройте ЛЮБОЕ видео на Ютубе – и каким бы оно ни было интересным и познавательным, в комментах тут же начнётся срач, поливание друг друга грязью и прочая мгла ада. Абсолютно незнакомые люди ухитряются любую тему превратить в какой-то праздник лютой ненависти друг к другу!
Токcичность интернета сегодня перевешивает его положительные качества и достоинства. И таким его сделала именно анонимность.
Вот, например, либеральный журналист Андрей Лошак снял сериал «Холивар» об истории Рунета. Начнём с того, что название выбрано ИЗУМИТЕЛЬНО ТОЧНО – именно «холивар», именно беспощадный и бессмысленный срач лучше всего описывает ту среду, которой стал Рунет (кстати, плохие новости для соотечественников – в англоязычной сети МЕНЬШЕ уровень взаимной агрессии, проверено). Но Лошак кое-чего не понимает: «Тот, старый интернет, интернет 90-х, анархичен по своему духу. Он трансграничен и суперсвободен».
Это — «пример так называемого вранья». Интернет 90-х базировался на ФИДО, а в ФИДО не было никакой анонимности, даже совсем наоборот. И никакой особой анархичности там тоже не было: «Там было четкое деление на зоны, сети, ноды и поинты. И каждый нод знал своего поинта в лицо, иначе и быть не могло. Т.к. что бы получить доступ в сеть, нужно было прийти на поклон к ноду (желательно с пивасиком) и он благосклонно выделит тебе поинт адрес. И вычислить нужного человека при желании можно было достаточно просто. По крайней мере так было у нас в 2:5022».
Более того, даже троллинг как таковой появился в Рунете далеко не сразу, а… ну, примерно… к середине нулевых, когда доступ в сеть получила не обременённая вежливостью, образованием и культурой школота. Вместо надписей на парте «Вася лох», такое стали писать во всеобщем доступе. Однако весьма значительный, чтобы не сказать подавляющий, массив Рунета первой половины нулевых был достаточно здоровой территорией.
Что было основной площадкой для общения? Форум. За порядком там следили модераторы, люди общались строго по делу, хамов банили, виртуалов хамов админы вычисляли без особого труда и тоже банили. Чтобы посмотреть на нормальное, пусть и не особо куртуазное, но дружелюбное и конструктивное, общение – просто полистайте страницы тем на guns.ru году эдак в 2003. Или на историческом vif2ne. Даже на том же Хабре. Анонимности там мало, вежливости и корректности – много.
Но в итоге победили Упячка, Двач и Лепра. Зачем нужна какая-то полезная информация, если можно годами развлекаться, просто изобретательно оскорбляя друг друга? Победили анонимусы и вербальный террор. Так что Лошак врёт, утверждая, что Рунет зародился именно как анонимное пространство, и таковым должен оставаться. Нет, изначально в нём люди не боялись раскрывать свою личность, так как вели себя порядочно и ответственно. А вот потом – да, «всё испортилось».
Но — ах, если бы на этом всё остановилось!..
Разумеется, что по мере того, как деформировался общий дух Рунета, в нём начинала абсолютно преобладать позиция исключительно негативного и критического высказывания. «Интернет – это место, где пишут о плохом». Просто посмотрите твиттер этого самого Синицы, он же «Макс Стеклов» — человек создал для себя персональный ад из постоянной фрустрации, обломов и обид. Само собой, что «круговорот негатива» в интернете может иметь любые далекоидущие негативные последствия в обществе как таковом: все пишут о плохом, читают друг друга, заражаются чернухой, переругиваются друг с другом и что в итоге? В итоге – накапливается и не находит выхода агрессия, и слова о том, чтобы кого-то начать убивать, сами слетают с языка. В самом деле, «надо же что-то делать», если год за годом убеждаешь себя и других, насколько всё ужасно!
Анонимность развратила интернет, а интернет развратил общество, став бесконечным генератором подавленной агрессии. И эта агрессия только и ищет выхода, чтобы прорваться наружу – например, вот в массовом убийстве одноклассников. Ага, ещё одном. Лавры керченца Владислава Рослякова не дают покоя прочей задыхающейся от агрессии школоте. В этот раз двух стрелков, готовящихся к «колумбайну», правда, успели обезвредить заранее. «У нас большая проблема с агрессивностью общества в целом, а у детей и подростков уровень агрессии просто зашкаливает.. Поэтому спусковым крючком может послужить любой конфликт с учителем или сверстниками. Если эту агрессию подросток выплескивает на себя, то дело может закончиться самоубийством, а если на других – такими массовыми убийствами, как, например, в Перми или Керчи».
Именно что зашкаливает! В 90-х все помнят, насколько отмороженным было молодое поколение – но ТАКОГО ведь не было! Это уже достижение новой эпохи, эпохи интернета! Или вы назовёте другой тектонический фактор сдвига общественного сознания?
Одни пишут твиты про убийства, другие их читают и идут убивать. И причинно-следственную связь здесь не увидит только слепой.
Спасти российское общество от всё возрастающей волны жестокости и взаимной ненависти можно только изменив отечественный интернет. Изменив его – «сменим прошивку» в миллионах мозгов. А начинать нужно с анонимности, порождающей безответственность и формирующей ту самую агрессивную среду, в которой массово формируются внушаемые психопаты и обиженные убийцы-невротики. Это становится уже вопросом общего социального здоровья. И медлить нельзя – и так эту угрозу слишком долго предпочитали игнорировать. Не самих Синиц нужно в первую очередь сажать, а принимать законы, предотвращающие появление таких уродов.
Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).
Свежие комментарии