На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 278 подписчиков

Свежие комментарии

  • АндрейБорков
    Рухнувший мост в ...
  • Алексей Попов
    Так и не сказано кто их убрал, когда правда всплывёт?Музыканты, которы...
  • Алекс Сэм
    Авиакатастрофа да? Да обнулили их либо ФСБ либо ГРУМузыканты, которы...

Это было в Дамаске

Это было в Дамаске



СССР направлял в Сирию воtенными консультантами самых достойных

Сегодня о своей службе в Сирии рассказывает Константин Михайлович БУРОВСКИЙ, подполковник запаса, доцент кафедры организации связи и военно-телекоммуникационных систем Рязанского высшего воздушно-десантного командного ордена Суворова дважды Краснознамённого училища имени генерала армии В.Ф. Маргелова.

– Мне как военному специалисту довелось участвовать в техническом сопровождении средств связи и обучении военных специалистов вооружённых сил Сирийской Арабской Республики. В то время в регионе шла активная подготовка к операции «Буря в пустыне», в которой Сирия участвовала на стороне многонациональных сил во главе с США. В ноябре 1990 года Сирию посетила советская делегация во главе с министром обороны СССР Маршалом Советского Союза Д.Т. Язовым. В состав делегации входили заместитель министра обороны СССР – главнокомандующий войсками ПВО СССР генерал армии И.М. Третьяк, начальник зенитно-ракетных войск ПВО СССР генерал-полковник Р.С. Акчурин.

Установка советским военным советникам была дана следующая: максимально владеть информацией и ни во что не вмешиваться. В рамках достигнутых соглашений в Сирию были поставлены современные вооружения, в том числе средства радиосвязи.

Отбор кандидатов на должности специалистов и советников осуществлялся последовательно двумя комиссиями – вначале в управлении связи Генерального штаба, а потом в 10-м Главном управлении Генерального штаба Вооружённых Сил СССР. Таким образом, группа военных советников и специалистов комплектовалась опытными офицерами, знающими материальную часть техники и вооружений и владеющими навыками их боевого применения.

После моего прибытия в Сирию был организован и проведён показ возможностей новой техники связи представителям генерального штаба вооружённых сил Сирии и руководству управления связи, а также командирам частей связи. Руководил показом советник начальника связи сирийских вооружённых сил генерал-майор Михаил Андреевич Дерновой, прибывший в Сирию с должности начальника связи Белорусского военного округа, – опытный связист и прекрасный руководитель. Я представлял адаптивные радиостанции Р-161А2М2 со специальной аппаратурой.

После демонстрации возможностей нашей техники был подготовлен приказ начальника управления связи, который определял порядок обучения, утверждал программу, тематический план и контингент обучаемых. Мне поручили организовать процесс обучения, притом что учебной литературы на арабском языке не было, а все надписи на аппаратуре были выполнены на русском. Я принял, думаю, единственно правильное решение: незамедлительно изготовил учебно-тренировочные карты и отдал их для перевода на арабский язык. Учебно-тренировочные карты сирийским специалистам понравились, их оперативно размножили на ксероксе. Мы в то время такую множительную технику ещё не использовали.

В ноябре 1990 года Сирию посетила советская делегация во главе с министром обороны СССР Маршалом Советского Союза Д.Т. Язовым

Это было в ДамаскеОднако местная сторона сразу же высказала претензии, что всё сделано неправильно. Потом я и сам понял, что мои сирийские коллеги отчасти правы. Мы, используя кириллицу, пишем слева-направо, а арабы – наоборот – справа налево. Но я их успокоил, сказав, что все блоки отмечены цифрами и везде стоят стрелки. В качестве начальников аппаратных попросил назначить молодых лейтенантов, которые изучали русский язык. В последующем они стали активными помощниками руководителя занятий. Во время обучения я стремился, чтобы обучаемые не механически готовили к использованию аппаратуры связи, а понимали суть происходящих при настройке процессов. Курсанты-сирийцы относились к изучению техники добросовестно, практически полностью выполняя наши нормативы и учебные задачи.

Мною было обучено два офицерских курса начальников радиостанций и один курс прапорщиков – помощников начальников радиостанций. С выпускниками первых курсов мы проехали по всей стране, побывали во всех воинских соединениях, откуда курсантов ранее командировали для обучения. В своих соединениях курсанты-сирийцы демонстрировали командованию навыки самостоятельного развёртывания, вхождения в связь и эксплуатации средств связи, а также их боевые возможности при работе на реальные расстояния.

Большую помощь мне, тогда старшему лейтенанту, оказали полковник Виктор Вячеславович Панкин – будущий генерал-майор, начальник кафедры Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого, и полковник Николай Георгиевич Терешонок – будущий старший преподаватель Военной академии Генерального штаба. Они давали мне советы, делились своим большим опытом работы с местными специалистами. Что интересно, я, как и они, окончили Рязанское высшее командное училище связи с золотой медалью. Это ещё одно доказательство того, что за рубеж в качестве консультантов направляли действительно достойных. Мне довелось и в последующем встречаться с Виктором Вячеславовичем Панкиным – в ходе боевых действий в Чечне.

Во время моей работы с сирийскими военнослужащими всякое бывало. Случалось, происходили и курьёзные случаи. И таких было немало. Но благодаря хорошему обучению и практике удавалось выходить из «нештатных» ситуаций с юмором, не откладывая решение проблем на потом. Советский Союз поставлял много разнообразной техники, в том числе автомобильной. А её эксплуатация имеет специфику. 

Так, в бригады связи поставили новые автомобили УАЗ, и мне, как представителю СССР, сирийские офицеры с укором показывали на маленькие масляные пятна под машиной: мол, двигатели подтекают. Так сложилась моя судьба, что перед поступлением в военное училище я успел окончить Ульяновский автомеханический техникум при автозаводе УАЗ. Более того, практику проходил в гарантийной мастерской. Поэтому, услышав упрёки от сирийских офицеров, тут же всё понял. И сразу определил: водитель-сириец залил в мотор два уровня масла. Любой другой двигатель из-за этого вышел бы обязательно из строя, а на этом автомобиле без проблем проехали 200 километров из Латакии – порта разгрузки, до Дамаска. 

Напомню, что техника была новой. Поэтому параллельно с обучением проводилась всесторонняя проверка и оценка её боевых возможностей. От технических параметров до способности работать в условиях преднамеренных радиопомех. Средства связи заслужили высокую оценку. Причём сравнение производилось не только с советской техникой связи предыдущих поколений – основной системой связи вооружённых сил Сирии, но и с современными образцами английской, немецкой и другой аппаратуры связи, которые тоже имелись в распоряжении сирийских вооружённых сил. Подтвердились основные преимущества нашей техники: надёжность, простота, ремонтопригодность.
 
Автор Александр КОЛОТИЛО
 
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх