На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 447 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Корякин
    Не просто иждивенца, а - паразит.В нашей стране и ...
  • Лев Сивохин
    Турки никогда не были нашими друзьями. Они дружат с нами лишь в согласии с  своими интересами.Граждане РФ, отдо...
  • Валерьян Смогловский
    Пусть. Сами. Возрождают. Страну. И. Отстраивают. Опять. Мы. Должны. Помогать. И. Ходить. С. Голой. Задницей. Кругом. ...Бездетная Украина...

Как Хрущёв переплюнул Жюля Верна

Подводная лодка «Дельфин» встала на крыло, но так и не смогла полететь

На фото: на даче у Н.С. Хрущёва в Крыму (слева направо): В.Н. Челомей, Н.С. Хрущёв, С.П. Королёв, Н.А. Пилюгин и В.П. Бармин.
На фото: на даче у Н.С. Хрущёва в Крыму (слева направо): В.Н. Челомей, Н.С. Хрущёв, С.П. Королёв, Н.А. Пилюгин и В.П. Бармин. (Фото: из личного архива С.Н. Хрущёва)

Дело было вечером, делать было нечего.

Над красавицей виллой «Ореанда» сгущались сумерки. Никита Сергеевич задумчиво поглядел на лазурное море, а затем повернулся к стоящим полукругом адмиралам и представителям Минсудпрома: «Товарищи, а почему бы нам не создать ракетоносец, который мог бы летать по воздуху, носиться со скоростью торпедного катера по волнам, а затем погружаться и становиться подводной лодкой?»

Мы никогда не узнаем, что подумали в этот миг конструкторы и адмиралы. Наверное, кто-то вспомнил Жюля Верна, а кто-то — маму первого секретаря ЦК. Известно лишь одно, что никто не возражал. На дворе стоял 1961 год, и все помнили, что случилось с адмиралом Кузнецовым и маршалом Жуковым.

Ну, а наиболее разумные товарищи сразу стали напряжённо соображать, а что с такой идеи поиметь можно. Так, под сей проект, получивший название «Дельфин», слили в одно два конструкторских бюро — ЦКБ-19 и ЦКБ-5.

На фото: Челомей Владимир Николаевич
На фото: Челомей Владимир Николаевич (Фото: illustrated_dictionary.academic.ru)

«Дельфин» оказался манной небесной и для генерального конструктора ОКБ-52 В.Н. Челомея. В 1960 году на вооружение катеров-ракетоносцев была принята крылатая ракета П-15, разработанная в КБ «Радуга» под руководством А.Я. Березняка. А Челомей с 1960 года разрабатывал свою катерную ракету П-25.

Челомей пытался убедить судостроителей перевооружить катера проекта 205 с П-15 на П-25. Заказ был огромен, через два десятка лет П-15 стала самой распространённой противокорабельной ракетой в мире. У обеих ракет была одинаковая дальность — 40 км, но П-15 имела жидкое топливо и жёсткое крыло, а П-25 — твёрдое топливо и складывающееся в контейнере крыло. Тем не менее, судостроителям было невыгодно менять конструкцию строившихся сотнями катеров, и они дружно выступили против челомеевской ракеты. А конструкторы П-15 начали проектирование ракеты П-15У со складывающимся крылом. Поскольку на ракеты П-25 были затрачены огромные средства, закрытие темы пахло скандалом. Спасти ситуацию мог только «Дельфин».

На фото: И-17 (ЦКБ-19бис)
На фото: И-17 (ЦКБ-19бис) (Фото: aviair.ru)

Дело упрощалось тем, что под началом у Челомея был молодой инженер Сергей Никитич Хрущёв, который, кстати, и проживал вместе с отцом. Сергей, естественно, начал лоббировать «Дельфин».

На фото: суборбитальный пилотируемый ракетоплан «крылатой» схемы конструкции ОКБ-52.
На фото: суборбитальный пилотируемый ракетоплан «крылатой» схемы конструкции ОКБ-52. (Фото: плакат из архива НПО машиностроения)

Расчёты показали, что создание системы самолёт — надводный корабль — подводная лодка физически невозможно. С большим трудом судостроители убедили Никиту не использовать аппарат в качестве самолёта. Хотите, чтоб летал, так пусть летает не в воздухе, а по воде. Приделаем ему подводные крылья, да ещё и увеличим число ракет с двух до четырёх. В конце концов, Хрущёв согласился.

На фото: суборбитальные ракетопланы «крылатой» схемы конструкции ОКБ-52 на дальность полёта 8000 км (сверху) и 40 000 км (снизу).
На фото: суборбитальные ракетопланы «крылатой» схемы конструкции ОКБ-52 на дальность полёта 8000 км (сверху) и 40 000 км (снизу). (Фото: Плакат из архива НПО машиностроения)

Для чудища придумали даже классификацию — «малый погружающийся ракетный корабль» проекта 1231.

Было разработано три варианта корабля: с двумя крыльями водоизмещением 450 т и скоростью надводного хода 42 узла, с одним носовым крылом соответственно 440 т и 38 узлов, а также бескрыльевой вариант (600 т и 33 узла). Наиболее приемлемым оказался вариант с одним носовым крылом. Несмотря на меньшую скорость хода, балансировка и управляемость в подводном положении были лучше, чем у более скоростного варианта с двумя крыльями.

В качестве двигателя надводного хода были приняты два агрегата М507, состоящего из двух дизелей М504 общей мощностью 24 тыс. л. с. Со скоростью 38 уз. корабль мог пройти только 105 миль, а при движении экономическим ходом (сойдя с крыла) 14 уз. — 700 миль. Мореходность корабля была невелика — 4 балла.

Под водой корабль мог двигаться в двух положениях. Под шноркелем (РДП) со скоростью до 4-х узлов с помощью вспомогательного дизеля М-50 мощностью 700 л. с. В этом случае дальность плавания составляла 200 миль. Под электродвигателем корабль мог двигаться также со скоростью 4 узла, дальность под электродвигателем 25 миль. Автономность в надводном положении составляла 5 суток, а в подводном — 2 суток.

Экипаж корабля состоял из двенадцати человек: пять офицеров, четыре мичмана и трое главных старшин. В надстройке в отдельном прочном контейнере находился жилой отсек со спальными местами на 6 человек, камбузом, запасами воды и провизии. Жилой отсек предусматривалось также использовать для спасения личного состава из подводного положения.

В качестве материала для наружного и прочного корпусов рассматривались различные алюминиевые сплавы и высокопрочные стали, а для крыльев — титан и сталь. Для корпуса окончательно выбрали сплав АМr-61, для крыльев — титан. Прочный корпус корабля был рассчитан на выдерживание нагрузок при взрыве атомной бомбы порядка 20 килотонн в радиусе около 2 км, а по ряду систем и оборудованию — 4 км.

Вооружение корабля состояло из четырёх крылатых ракет П-25. Пусковые установки находились вне прочного корпуса и были герметизированы на давление максимальной глубины погружения.

Радиотехническое вооружение состояло из радиолокационной и гидроакустической станций. РЛС «Рангоут-1231», которая могла обнаруживать надводные корабли класса эсминец на дистанции 25−28 км. Гидроакустическая станция «Хариус» в подводном положении без хода могла обнаруживать противника на дистанции 60−120 км. При работе дизелей эффективность ГАС «Хариус» была равна нулю. Никаких средств самообороны против надводного или воздушного противника «Дельфин» не имел.

В соответствии с тактико-техническим заданием корабль проекта 1231 предназначался для нанесения внезапных ракетных ударов по боевым кораблям и транспортам в узкостях, на подходах к военно-морским базам и портам противника, участия в обороне побережья, районов базирования флота и приморских флангов сухопутных войск, в отражении высадки десантов и нарушении морских коммуникаций противника.

Группа кораблей проекта 1231 должна была развёртываться в заданном районе и длительное время находиться в погруженном положении на позиции ожидания или сближаться с противником также в подводном положении.

Но гладко было на бумаге. Под водой «Дельфин» в лучшем случае мог быть двое суток, и то без хода. Рабочая глубина его погружения — 70 м (у лодок Первой мировой войны и то было больше). Корпус, сделанный из сплава АМr-61, в морской воде был подвержен коррозии. Для выпуска ракет кораблю приходилось всплывать, при пуске густой дым сильно демаскировал корабль, а после пуска он становился полностью беззащитной дичью для катеров, самолётов и вертолётов противника.

А между тем корабль был весьма дорог: в 1962 году судостроители оценили его в 18,7 миллионов рублей. При доработке и доделке его стоимость неизбежно возросла бы в 1,5−2 раза.

Работы над ракетой П-25 существенно опередили конструирование самого катера. П-25 создавалась по Постановлению Совета министров СССР № 926−386 от 26 августа 1960 года. Максимальная дальность стрельбы 40 км.

Ракета оснащалась фугасно-кумулятивной боевой частью 4Г-70, разработанной НИИ-6 ГКОТ. Ракета получила несекретный индекс 4К-70.

Производство ракет велось в 1961—1962 годах на заводе № 642, но по Постановлению Совмина СССР от 18 декабря 1962 года было передано заводу № 301 им. Лавочкина.

Испытывать ракету П-25 решили на феодосийском полигоне «Песчаная Балка». Автономные испытания П-25 без головки самонаведения были начаты осенью 1962 года. Первоначально пуски производились с береговой пусковой установки контейнерного типа КТ-62Б в поселке Черноморск.

Для корабельных испытаний П-25 был выделен экспериментальный катер проекта 205Э[1].

16 октября 1962 года по 12 декабря 1964 года проведено 12 пусков П-25. Увы, ракета была «сырая».

В итоге в акте о корабельных испытаниях указывалось: «после устранения следующих недостатков… приступить к Государственным испытаниям ракеты П-25».

То, что через год-два начнутся Государственные испытания «погружающегося ракетного корабля», а затем пойдёт и серия, ни у кого не вызывало сомнения.

Но 16 октября 1964 года страна была огорошена сообщением ТАСС о снятии Хрущёва со всех занимаемых постов. Работы над «Дельфином» были немедленно прекращены. В этот же день Челомей вызвал директора завода В.Н. Бугайского: «Что нам делать с Сергеем?» Бугайский ответил: «Пусть работает… Вы многим обязаны Никите Сергеевичу». Но вскоре Сергей Никитич был уволен из ОКБ-52. Накрылась и ракета П-25. Ущерб от работы по «Дельфину» и П-25 никто не подсчитывал. Больше к таким фантазиям никто не возвращался.

Ссылка на первоисточник
наверх