После двух встреч с Президентом России Владимиром Путиным – 19 июля в Тегеране и 5 августа в Сочи – вояж на Украину просто напрашивался сам собой. Более того – он не мог не состояться, так как турецкая сторона не снижает своих посреднических усилий. Правда, делается это с совершенно с абсолютно неприемлемых для Москвы позиций, заведомо лишая всю эту около-дипломатическую бодягу какого-либо смысла.
«Позиция Турции по этому вопросу не изменилась с 2014 года. Крым является частью Украины, это должно быть основой для заключения любого соглашения», – особо отметил представитель президента Турции и один из его ближайших соратников Ибрагим Калын в недавнем интервью CNN. Накануне, 23 августа, выступая на саммите «Крымская платформа», и сам Эрдоган в очередной раз подтвердил позицию своей страны: «С самого начала Турция открыто заявляла, что аннексия Крыма неконституционна и незаконна, и не признает ее. Это принципиальная позиция, как по правовым, так и по моральным соображениям. Международное право, по сути, определяет, что Крым должен вернуться в состав Украины, неотъемлемой частью которой он является». Крымские татары – это граждане Украины, и Крым должен развиваться в их интересах, добавил Эрдоган, в очередной раз подтвердив свою приверженность принципам «этнической дипломатии» в процессе активной подготовки к июньским выборам 2023 года.
Не обошлось и без очередной навязчивой рекламы посреднических усилий Ак-Сарая по созданию эффективного переговорного канала между Москвой и киевским режимом. Среди достижений – скандальные переговоры в конце марта в стамбульском дворце Долмабахче и июльское «зерновое соглашение», ход реализации которого рассматривался и на встрече во Львове с привлечением во многом декоративной фигуры в виде генерального секретаря ООН Гуттериша.
Однако главным было всё-таки иное, и в этой связи следует обратить внимание на Меморандума о взаимопонимании (MoU) по реконструкции украинской инфраструктуры, подписанный министрами торговли Турции Мехметом Мушем и инфраструктуры Украины Александром Курбаковым. Документом предусмотрено создание совместной рабочей группы, призванной координировать работы по восстановлению объектов транспортной и социально-экономической инфраструктуры. Глава Союза подрядчиков Турции Эрдал Эрен заявил о готовности этой организации «продолжить наши строительные проекты с того места, на котором остановились, и сыграть роль в восстановлении [Украины]».
Пока известно о возможном восстановлении турецкими компаниями соединяющего Бучу и Ирпень с Киевом моста в селе Романовка. Как пишет Daily Sabah, подрядчики «выразили готовность сыграть роль в восстановлении Украины», которая «уже является важным рынком для турецких строительных компаний, которые хотят возобновить некоторые проекты, прерванные войной». «Мы обсудили масштабы физических разрушений, вызванных войной в Украине. Мы поделились с г. Зеленскому, что мы окажем необходимую поддержку для восстановления Украины, как мы это делали до сих пор», – заявил Эрдоган по итогам переговоров. В свою очередь, Зеленский назвал визит турецкого лидера «мощным посланием поддержки»: «Мы говорили о восстановлении Украины после этой войны. В этом контексте, хотел бы особо поблагодарить Турцию за проведение работ по реконструкции города Харькова и Харьковской области».
По мнению автора Telegram-канала «Турция – это» Ивана Сародубцева, едва ли на масштабные работы «подпишутся турецкие частные компании. С учетом всех рисков, скорее всего, с турецкой стороны “восстановлением Украины” займется государственная компания TOKİ (Управление по массовому жилищному строительству), за которыми, естественно, стоит государство турецкое и турецкие государственные интересы».
Согласно заявлению Министерства инфраструктуры Украины, турецкий бизнес и государство разработают конкретные проекты реконструкции, а также предоставят консультационную и техническую помощь. «Турция – наш стратегический союзник, и война только подчеркнула это. Мы благодарны турецким партнерам за их намерения сотрудничать в восстановлении разрушенной Россией инфраструктуры. Этому способствует большой опыт участия турецкого бизнеса в строительстве дорог и мостов, в частности, это касается наших мегапроектов – Запорожского и Кременчугского мостов», – заявил вышеупомянутый Кубраков.
Вполне логичное с коммерческой точки зрения стремление турецких строительных организаций поскорее вернуться к реализации прерванных проектов и «застолбить» за собой новые будет использоваться киевским режимом в деструктивных целях. Военные действия в обозримой перспективе продолжатся, о чём свидетельствует массированная накачка ВСУ западным оружием (включая три ударных БПЛА Bayraktar TB2) и непрекращающиеся обстрелы Запорожской АЭС.
Любая строительная площадка, а особенно крупная, без труда может быть превращена в военный объект и закамуфлирована под таковой – например, посредством размещения военной техники в окрестных лесопосадках. Соответственно, любой непреднамеренный инцидент, либо даже инсценировка на «сирийский» манер с потерями среди персонала, может быть использована для прямого втягивания Турции в конфликт на стороне киевского режима. Надо ли уточнять, что сторонников именно такого сценария более чем достаточно и среди западных спонсоров режима Зеленского, состоящих в том же военно-политическом блоке, что и Турция? Угрозы введения против Анкары «вторичных санкций» за прагматичный отказ следовать антироссийскому курсу коллективного Запада пока не возымели должного эффекта. Следовательно, они должны быть подкреплены более серьёзным аргументом, желательно – сопровождаемым гибелью турецких граждан, ответственность за которую можно было бы списать на «русских» безотносительно к её подлинным причинам.
«Шефство» Турции именно над Харьковской областью, на части территории которой ведутся боевые действия, лишь увеличивает риски при проведении каких-либо строительных работ, если бы они там начались. Как отмечает И. Стародубцев, «любая строительная площадка, тем более крупная, – это потенциально участок разделительной линии между противоборствующими сторонами». В любом случае, риски работы на территории бывшей Украинской ССР сегодня куда выше, чем даже в Сирии, Ираке или Ливии, где у турок имеется опыт работы в экстремальных условиях.
Если компания Baykar действительно строит завод по производству беспилотников на Украине, как заявлял об этом посол Украины в Турции Василий Боднар, возможно, «это ещё один признак того, что Анкара знает что-то, чего не знает остальной мир, – предполагает The Arab Weekly. – Маловероятно, что Турция начала бы столь дорогостоящий проект, если бы не получила гарантий от Москвы, что завод не станет мишенью для российских военных. Анкара вполне осознаёт, что её военное сотрудничество с Украиной не повлияет на отношения с Кремлем. Сам факт того, что Россия не пыталась помешать Турции продавать беспилотники Bayraktar Украине, прекрасно иллюстрирует, что Анкара имеет сильные рычаги воздействия на Москву. Россия, изолированная от Запада, использует Турцию в качестве транзитного узла и активно наращивает своё экономическое сотрудничество с Анкарой. В нынешних геополитических условиях Кремлю придется закрывать глаза почти на каждое действие Турции в Украине». Помимо беспилотников, Киеву поставляются тяжёлые бронетранспортеры Kirpi и много чего ещё.
Сколь бы не заявлял противоположное столь опытный пропагандист, как Бурханеттин Дуран из центра SETAV, до сих пор Турции удаётся добывать из конфликта максимум возможного. Однако едва ли столь комфортный для ближневосточной страны статус-кво не может длиться бесконечно и, к примеру, вышеупомянутый завод по производству беспилотников, если он будет построен на Украине станет объектом демилитаризации, как об этом заявлял пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.
Дмитрий Нефёдов
Свежие комментарии