На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Сергей Сидоров
    "россияне по полной самозабвенно геноцидят сейчас украинцев". После такого выражения читать ципсотную бурду нет смысла!Рынки, московские...
  • Natalya Dolgushina (Камнева)
    молодых русских парней, пытавшихся бороться с пришельцами, сажалиРынки, московские...
  • Николай Герасименко
    Не статья, а саркастически-критиканский опус... "Ну что, дождались!? А мы предупреждали, мы писали..."БЭК против вертол...

Кого французы считают величайшим адмиралом в истории

Колониальные забавы, толчок которым дала эпоха великих географических открытий, привели к тому, что ведущие державы лихорадочно принялись осваивать "войну по глобусу". Такое резкое изменение масштабов и принципов войны сказались на развитии военно-морского дела – иных способов воевать на огромных территориях еще долго не изобретут.

Поэтому очень скоро выделились лидеры, которые в свое время претендовали на то, чтобы носить звание "повелителей морей". Так что конкуренция выходила немалая.

Португалия довольно скоро отказалась по причинам нехватки ресурсов – не хватило территории и людского запаса. Испания одряхлела с потерей Непобедимой армады. Для Голландии эпоха наивысшего взлета прошла сразу после смерти де Рюйтера. Так что, в конечном счете, к концу XVIII столетия осталось только два игрока, два серьезных соперника – Франция и Англия.

Мы знаем, что за период 1798 – 1804 Британия крепко потеснит конкурента и надолго засядет на лидирующих позициях. Причин тому несколько, из которых можно выделить резкое снижение качества подготовки кадров и совершенно бестолковую организацию во французском флоте, да гений одного человека в английском – Горацио Нельсона. Именно Нельсон положил конец французскому могуществу в мировом океане. И тут стоит заметить, что хоть Нельсон и изобрел новый тип решительной атаки, новые методы ведения боя, его открытия не были столь уж революционны – необходимость перемен в морском деле вызревали уже многие годы. Так что английский гений просто взял и совместил в едином комплексе наработки предшественников. Что особо и не скрывал и сам.

Ну а самым главным учителем Нельсона можно считать адмирала из стана противников – величайшего Пьера-Андре де Сюффрена де Сен-Тропеза. Это он за 16 лет до успехов Горацио Нельсона прекрасно справлялся с задачей организации противостояния Британии. И, возможно, этот французский адмирал и был одной из причин поражения Англии в войне с мятежной колонией, захотевшей независимости.

 
Художник: Pompeo Batoni
Художник: Pompeo Batoni

Он родился 17 июля 1729 года в семье многодетного мелкого дворянина из Прованса – тогда безнадежной провинции. И с самого начала родители решили отправить отпрыска служить во флот. Так что с родом занятий Пьеру-Андре определяться не пришлось – у него и выбора-то особого не было.

Уже в 8 лет парня посвятили в рыцари Мальтийского ордена, в ту пору постоянно воевавшего с арабскими пиратами. В той акватории обходились галерными флотами, и многие молодые французы начинали морскую карьеру на кораблях ордена.

В 13 лет он отправляется в кадетский морской корпус, через полтора года уже впервые выходит в море на гардемаринском учебном корабле и попадает в морское сражение у острова Сиси. Начинается период войны за австрийское наследство.

Он участвует в неудачной экспедиции в Канаду и числится среди немногих вернувшихся. А потом и вовсе попадает в плен во время неравного сражения между 8 французскими и 17 английскими кораблями. Домой он вернется только после подписания мира. А по итогам войны удостоится производства в мичманы.

Чтобы не бездельничать, Сюффрен отправляется на Мальту воевать с пиратами. Где и проведет последующие шесть лет. Потом случится Семилетняя война, ради которой моряк вернется во Францию, чтобы в составе флота воевать на Средиземном море. Где вновь попадает в плен – англичане не очень-то по-рыцарски захватят его корабль в нейтральном португальском порту.

Второе пленение окажется коротким, но к тому времени Франция лишится практически всего флота, так что снова пришлось искать занятие на Мальте. Там довольно успешное продвижение по службе и возврат на родину. В 42 года уже капитан ранга и собственный фрегат. Затем снова фрегат, но поновее и побольше, а в 1777 – уже линейный корабль. А тук как раз началась война за независимость Америки, в которой Франция выступала на стороне колонии.

 
Художник: Alphonse de Neuville
Художник: Alphonse de Neuville

Для противодействия англичанам из Бреста вышло две эскадры. Меньшей командовал наш герой. Собственно, от него требовалось одно – отвлекать на себя силы британцев и давать возможность большей эскадре наносить максимальный вред противнику. Но так уж получилось, что именно Сюффрен стал основным действующим лицом. Интересно, что, никогда не имея под командованием больше полутора десятка кораблей, этот полноватый и строгий к подчиненным француз проводил маневры и решал задачи, которые по всем наставлениям предназначались куда большим силам. При этом общая манера командования (да и манера ведения боя) больше годилась бы одиночному рейдеру.

Не имея баз для восполнения провизии и боевых запасов, Сюффрен постоянно что-то придумывал и изобретал, умудряясь содержать свои силы если не в идеальном порядке, то в близком к тому состоянии. Англичане перехватывали транспорты, шедшие к французу, а тот громил их базы и перерезал линии снабжения.

Еще на Мальте Сюффрен научился заботиться об экипаже и внимательно следить за новинками врага. Так что случаи серьезных заболеваний в его экипажах исчислялись единичными случаями, а всякие новые бомбы и пушки появлялись почти в то же время, что и у врага. Заметив, например, улучшение скоростных характеристик английского флота, Сюффрен докопался до причин – медной обшивке подводной части – и немедленно ввел такое же новшество в своем флоте.

Однажды, в ходе противостояния у индийских берегов, Сюффрен, получивший приказ деблокировать крепость Куддалор, вместо скорой попытки атаковать английский флот на якорной стоянке совершает хитрый маневр. Он притворно отступает к Тринкомали на виду у вражеского адмирала. Последний покидает стоянку, и наш герой под покровом ночи проскальзывает к Куддалору и набирает недостающий экипаж. На следующий день обе эскадры маневрируют – англичане уже не решаются принять бой. Но Сюффрену удается сблизиться и начать обстрел выстроившихся в линию кораблей противника, несмотря на меньшее количество орудий. Не пройдет и трех часов – английский адмирал отступит и забудет о штурме крепости. А Сюффрена признают национальным героем и поздравят адмиралом.

 
Английский флот против французского в ходе Войны за независимость. Художник: Dominic Serres
Английский флот против французского в ходе Войны за независимость. Художник: Dominic Serres

За ту войну Сюффрен провел не одно сражение. Иные ему выиграть не удалось и стороны расходились с ничейным результатом. Но при этом француз тактически и стратегически вчистую переигрывал противника – он всегда в ту компанию воевал меньшими силами. Но англичане играли от обороны, а Сюффрен не стеснялся атаковать сходу – как только представится удобный момент.

После окончания войны, еще при жизни адмирала на тему его боев будет написано несколько трудов и все кампании Сюффрена подвергнутся тщательному анализу с целью изучения опыта. Немногие становятся классиками своего дела еще при жизни. Сюффрен удостоился такой чести.

Умрет он в Париже, в собственной постели от сочетания падагры, абсцесса, простуды и неправильного лечения. Народу столь прозаическое объяснение не понравится и вскоре поползут слухи, что адмирал убит на дуэли или скончался от последствий дурной болезни, которую он прихватил в одном из борделей, завсегдатаем которого являлся. Как рыцарь Мальтийского ордена адмирал соблюдал целибат, что не делало его целомудренным праведником. Вообще, его не любили ни приближенные, ни команда. Заносчивый и эгоистичный характер, масса странностей, жесткость в обращении. Но уважали и восхищались все, кто встречался с ним. А еще больше – его противники.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх