На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 278 подписчиков

Свежие комментарии

  • Air
    Когда же наконец мы русские, проснемся и начнем избивать и резать черножопое мигрантское отребье в России?«У МЕНЯ ПАПА ПРОК...
  • Air
    Правильно, а папу хохлопрокурора или жидопрокрора поймали?«У МЕНЯ ПАПА ПРОК...
  • Георгий Корнев
    Сударь, я не из адвокатов. У меня техническое образование. Поскольку оно высшее, хватает ума забить в поисковик, стат...«У МЕНЯ ПАПА ПРОК...

Европейская мультикультурная катастрофа

Европейская мультикультурная катастрофа

Кризис единой Европы многими экспертами рассматривается как факт уже не первый год. Что это – внутренняя проблема внешнеполитического объединения нескольких государства, кризис межкультурных коммуникаций, или общекультурный кризис Старого света, на наднациональном уровне? Единое экономическое пространство и отсутствие границ: административных, таможенных, культурных. Вопрос свободы и нравственности – актуален ли он для Европы сегодня.

Истоки единой Европы

Сегодняшнее единое европейское пространство – результат сложнейшего исторического пути, пройденного европейскими народами за многие столетия их существования. Это беспрецедентный в мировой истории «племенной союз» нового времени. В тоже время, это не отменяет наличия ряда системных проблем, выявившихся практически сразу после его появления.

Если рассматривать европейское единство в исторической ретроспективе, то сразу становится очевидным, что все прежние объединения на территории Европы, как части света, происходили по воле одного человека, властителя, императора и его империи, хотя и обладали некоторыми политическими, экономическими и культурными предпосылками.

Так, если взглянуть на историю Римской империи, как государственного образования, занимавшего наибольшую территорию в Европе и объединявшего наибольшее число народов, в целом, это хоть и не был добровольный союз, но совершенно однозначно здесь было выстроено единое экономическое и культурное пространство. Римские императоры, объединившие под своим владычеством в годы наибольшего расцвета земли от Британии до Египта и от Португалии до Иордании, создали не ситуативное, временное образование, державшееся личностью одного лишь властителя, как это было, например, с Империей Александра Македонского, они создали некую более или менее универсальную экономико-культурную модель, применявшуюся на всей территории Империи. До наших дней дошли, к примеру, памятники архитектуры той эпохи – схожие во всех концах бывшей империи. Невозможно недооценивать влияние латыни на языковое пространство сегодняшней Европы. Порой мы даже не знаем, или не замечаем самые простые вещи в нашей культуре и в быту, являющиеся памятниками общеевропейской культуры времён Римской империи.

hieronymus_bosch_stog_sena

Впрочем, распад Римской империи засвидетельствовал системные мировоззренческие противоречия, существовавшие в недрах её культурной жизни и, до поры сдерживавшиеся благодаря ряду факторов. Говорящий факт – то, что она разделилась в первое время именно на Восточную и Западную, а не, к примеру, северную и южную, либо как-то иначе. Константинополь, хоть и был тогда всецело греческим, то бишь европейским, культурно-политическим центром, всё же предлагал, видимо, некую иную общественную модель, чем Рим.

Важно отметить, что европейская цивилизация, оказавшая впоследствии влияние на всю мировую цивилизацию, зародившаяся в Римской империи, ещё до её падения – стала перерождаться в цивилизацию христианскую. Долгое время именно этот факт был объединяющим для всех жителей Старого света, невзирая ни на какие государственные границы. В этой связи, характерно и то, что преемником Западной Римской империи стало государственное образование, которое мы знаем как Священную Римскую империю, а Восточной – Византия. На многие века, и даже, в некоторой степени, до сих пор это разделение остаётся на мировоззренческом, ментальном и культурном уровне.

Если рассматривать последующие межкультурные общности на территории Европы, то они уже не носили такого общеевропейского характера. Так, Священная римская империя, объединявшая во времена наибольшего расцвета несколько сотен территориально-государственных образований, включала по большому счёту всего четыре европейских народа: германцев, французов, итальянцев и чехов. Другие, более поздние европейские империи, за исключением Австро-Венгрии, практически не были многонациональными, если брать исключительно европейские метрополии, без колоний.

И всё же, народы, оставшиеся на просторах западной части бывшей Римской империи, шедшие сначала по пути воинствующего католицизма, а после – пришедшей ему на смену реформации, в массе своей закрепили эту обособленность от народов Восточной и Южной Европы, испытавшей сильное влияние Византии. И теперь, когда речь заходит о, так называемых, «западных» или «европейских» ценностях – имеется в виду именно наследие Западной Римской империи, Католичества и Реформации, насколько бы взаимоисключающими они ни были.

 

Европейская культура: Quo vadis?

Что же скрывается за таким расхожим понятием, как «европейские ценности»? На чём стоит объединённая Европа с культурологической точки зрения? Что если попробовать отбросить все стереотипы (именно все!)? Что если почувствовать себя человеком, который живёт в обществе, требует к себе определённого уважения, но ему не всё равно, что происходит вокруг, как выглядят его сородичи со стороны, как они будут выглядеть, когда будут расти его дети, как вообще обстоят дела с семейными ценностями? Не будем полагаться на всесильный Интернет и вводить в поисковой строке эти слова: «европейские ценности»…
Что характерно, истоки общественно-политических принципов современной объединённой Европы мы находим в документе, разработанном президентом США Вудро Вильсоном, это известные «Четырнадцать пунктов Вильсона». Именно этот документ оформил принципы формирования Европейского союза, как союза, основанного на общеевропейских ценностях. И, хотя какого бы то ни было более или менее каноничного списка не существует, большинство сторонников концепции европейских ценностей и единого европейского пространства в настоящее время относят к ним такие, которые вполне соотносятся с «14-тью пунктами».

Законодательно базовые для Евросоюза ценности закреплены в статье 2 Договора о ЕС и выглядят следующим образом:

Статья 2. Ценности Союза.

Ценностями, на которых основан Союз, являются уважение человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, верховенства закона и уважения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам. Эти ценности являются общими для совокупности государств-членов, которая характеризуется плюрализмом, недискриминацией, терпимостью, справедливостью, солидарностью и равенством между женщинами и мужчинами.

На практике с этим всё обстоит сложнее. Характерный пример: в ходе подготовки основных документов Европейского Союза встал вопрос о том, считать ли одной из европейских ценностей христианское наследие Европы и фиксировать ли его значимость или обойтись без этого (в целях проявления толерантности к представителям иных конфессий и атеистам). То есть, другими словами, вполне серьёзно, на наднациональном уровне рассматривался вопрос о том, отбросить ли двух тысячелетнюю историю христианского общества, в ходе которой сформировались все европейские народы и нации, или оставить ей «почётное» место одного из принципов наряду с принципом защиты прав всякого рода меньшинств.

Итак, безверие в Европе, если ещё не возведено в ранг одной из «ценностей», то по меньшей мере, для большинства европейских государств является данностью сегодняшнего дня.

eu_belief_in_godОчевидно, что, поскольку, христианство носило в Европе во многом цивилизаторский характер, и, по меньшей мере, сформировало морально-этический облик европейских народов, такой планомерный отказ от него – через Реформацию, через низложение авторитета католической церкви, через либерализацию, обновленчество, а теперь и полный отказ признавать его миссию основополагающей, не может иметь положительного эффекта для общества. Расхожие понятия толерантности и терпимости в современной Европе принято толковать в таких крайних формах, которые, подчас, могут ставить права большинства в более ущемлённое положение, чем права меньшинств.

Следует отметить, к тому же, что ряд принципов, провозглашённых европейским сообществом, как основополагающих, отнюдь не всегда и не во всех случаях трактуются одинаково. Взять хотя бы пресловутое право наций на самоопределение: этот принцип был признан адекватным для населения Сербского края Косово при поддержке объединённой Европы и США, хотя в тоже время, уже давно назревшие проблемы таких народов, как баски, британские ирландцы и каталонцы – не находят понимания на высшем уровне управления ЕС, не говоря уже о других малых народах, не имеющих собственной государственности.

Такие явления не могут не вызывать здорового сопротивления в некоторых кругах европейского общества. В прочем, к этому стоит добавить и экономические диспропорции, негативно сказывающиеся на европейском единстве.

 

 Экономика и политика

Экономические и политические затруднения возникали в Европе ещё на стадии формирования Европейского союза. Это вполне актуальные объективные причины, благодаря которым, к примеру в союз не вступили такие высокоразвитые с точки зрения макроэкономических показателей Швейцария и Норвегия. Даже в структуре единой Европы нет полно однородности: в зону хождения Евро, к примеру, не входит одна из крупнейших европейских экономик – Великобритания.

Практика показывает, что какими бы жёсткими не были условия вступления государства в Европейский Союз, их выполнение абсолютно не означает, что это государство может реально рассчитывать на экономическую помощь при возникновении экономических трудностей. Вмешательство и контроль внутренней политики государства на наднациональном уровне, призванный регулировать и унифицировать общеевропейскую экономическую политику, на который добровольно идут государства, присоединяющиеся к ЕС, в момент кризисных явлений внутри этих государств усугубляется до угрожающей степени.

Ярким тому примером является на сегодняшний день Греция. Кризисные явления, экспортированные в Европу из США, прокатились по всему Евросоюзу. Но отразились на экономике Греции, Исландии и Испании наиболее негативно. Греция, входившая в ЕС с 1981 года, вполне адекватно рассчитывала на широкую экономическую помощь. Впрочем, Брюссель не торопился её предоставлять, а в кругах европейских экономических экспертов вообще бытовало мнение о необходимости исключения Греции из еврозоны. В конечном итоге, когда всё же был принят ряд мер по стабилизации греческой экономики, стало очевидно, что эти меры не предусматривают полной нормализации экономического положения Греции. Напротив, при выделенном минимуме средств, власти Греции обязывались предпринять такой набор непопулярных экономических мер в отношении населения своей страны, который, вполне справедливо, в последствии, вызвал масштабные социальные протесты. Положение было настолько серьёзным, что в любой момент могло стать угрозой конституционному строю Греции, а сейчас,мы видим, что оно серьёзно повлияло на настроения греков в отношении внешнеполитического курса своей страны.

Внешняя политика Евросоюза также неоднородна и часто демонстрирует разное, полярное отношение разных европейских государств в возникающим проблемам. Так, например, было во время последней инициированной США Иракской кампании, когда Франция и Гремпания, наряду с Россией, выступили против вмешательства во внутренние дела Ирака, а Великобритания и ряд других стран – за.

В целом, объединённая Европа находится на данный момент во вполне нестабильном положении: как в культурологическом, так и в экономико-политическом положении. Внедряемые европейским сообществом нормы права в области толерантности и терпимости – только начинают приносить первые плоды, но уже сейчас видна реальная угроза того, что в условиях таких человеческих ценностей может сформироваться общество не только лишённое морального облика, но и попросту не способное к воспроизводству. Жёсткое регулирование внешней миграционной политики и открытые границы внутри ЕС приводят в образованию «наций сиделок», «наций сантехников» ­– межкультурные коммуникации на бытовом уровне в пределах объединённой Европы тоже оставляют желать лучшего, поскольку вступление в ЕС новых государств не оправдало экономических ожиданий их правительств и населения, хотя и дало возможность людям свободно перемещаться по Союзу в поисках заработка. Естественно, такая ситуация не способствует межкультурному общению и толерантности. Похоже ЕС накапливает целый спектр разноплановых проблем, которые не успевает решать, а нарастающие центробежные течения даже в странах-учредителях Союза (в Нидерландах, например), свидетельствуют о критичности такого положения.

 

Список использованных источников

Европейские Ценности. / Юрий Рубинский. http://magazines.russ.ru/vestnik/2009/26/ru3.html 
Кризис Евросоюза. Подборка материалов портала Эксперт.Online.  http://expert.ru/dossier/podrubrika/krizis-evrosoyuza/

Евросоюз: кризис — предвестник социальной катастрофы http://newsland.com/news/detail/id/1154098/

Евросоюз хочет превратиться в Еврофедерацию. 19 сентября 2012. http://www.geopolitics.ru/2012/09/evrosoyuz-xochet-prevratitsya-v-evrofederaciyu/

http://visionaryart.ru/wp-content/uploads/2013/08/Hieronymus_Bosch_stog_sena.jpg Сад земных наслаждений

http://mapinmap.ru/wp-content/uploads/2014/08/image29.jpg религиозность

http://cdn.topwar.ru/uploads/posts/2014-04/1396981832_konec-es.jpg кризис

— Александр Стадник

 

 
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх