Старик помнил, как по плоским литаврам его палуб гремели шаги Муссолини. Помнил выстрелы и яростные крики орудийной прислуги в бою у Калабрии. Помнил бурун от перископа HMS Upholder. Помнил столб смешанной с нефтью воды, взметнувшейся у его борта 28 июля 1941 года. Тогда казалось, ему приходит конец.
Однако, он выжил. Но даже представить не мог, какая участь ожидает на старости лет.
«Джузеппе Гарибальди» - легкий крейсер типа «Дюка делльи Абруцци», спущенный на воду в 1936 году. В отличие от многих ровесников, он благополучно пережил войну и был оставлен в составе итальянского флота. В середине 50-х крейсер неожиданно исчез, скрывшись в доках арсенала Ла Специи. Спустя четыре года оттуда выползло чудовище, у которого от прежнего корабля сохранилось только название и броня.
В кормовой части, где раньше стояли рельсы с рядами рогатых мин появилась странная конструкция. Крышки пусковых шахт для баллистических ракет «Поларис».
Несмотря на удачные испытания, «Гарибальди» остался без ядерного оружия на борту. Что, не отменяло возможности по его превращению в «корабль апокалипсиса». В любой момент пусковые шахты были готовы к приёму ракет стратегического назначения.
Отказавшись от передачи «Поларисов» по ряду политических причин, янки предложили итальянцам морской зенитно-ракетный комплекс «Терьер».
127-тонная пусковая установка, пять американских радаров и 72 зенитные ракеты массой по полторы тонны каждая. «Джузеппе Гарибальди» стал первым ракетным крейсером в Европе.
В дополнение к «Поларисам» и «Терьерам» модернизированный корабль ощетинился 12-ю стволами артиллерийских орудий. Универсальные зенитки с радарным наведением калибра 76 и 135 мм.
Экипаж - 600+ человек.
Максимальная скорость хода 30 узлов.
Полное водоизмещение после модернизации составило 11 тыс. тонн. Это в 2,5 раза меньше, чем у современного атомного крейсера «Петр Великий».
«Грозный»
Любимый крейсер Никиты Хрущева, открывший новую великолепную эпоху в истории русского флота. Именно такие корабли позволили ВМФ СССР заявить о себе в Мировом океане.
С этим малышом приходилось считаться, «Грозный» имел потенциальную возможность перебить своими ракетами целую эскадру. Притом, в отличие от своих громоздких предшественников, он еще имел шанс продержаться какое-то время в бою против ВМС стран НАТО. Крейсер имел ракеты на все случаи жизни.
Хрущев не любил устаревшие и избыточно крупные «калоши», которые массово строились в послевоенное время. И эта нелюбовь была вполне оправданной. Ни один из прошлых проектов не значил ничего на фоне ракетного крейсера новой эпохи.
Проектирование этого корабля велось под личиной эсминца. Да и кто мог знать, как правильно классифицировать «Грозный»? До него никто в мире подобных кораблей не строил. По размерам он действительно соответствовал крупному эсминцу.
На испытаниях в 1962 г. выяснилось несоответствие его размеров и возможностей. На глазах Генсека ракетный корабль первым же залпом потопил мишень. Приняли решение классифицировать «Грозный», как крейсер.
Даже невооруженным глазом видно, насколько он перегружен оружием. Две пусковые установки для ракет П-35, восемь изделий в залпе, две из них - с ядерными боевыми частями. В погребах - еще восемь ракет для повторного залпа.
В носовой части - корабельный ЗРК «Волна» с двумя вращающимися магазинами для зенитного боезапаса.
Два радара общего обнаружения «Ангара».
Пост управления зенитным огнём «Ятаган», представляющий замысловатую комбинации из пяти громоздких параболических антенн.
А также, десять других радиотехнических постов для получения данных от внешних средств ЦУ, управления огнём и ведения радиотехнической разведки в океане.
Универсальная артиллерия (2x2 76 мм), торпеды, вертолётная площадка, впоследствии - шестиствольные автоматы.
Скорость - такой нет ни у одного современного корабля.
34 узла на паровых котлах.
Экипаж - три сотни офицеров, матросов и старшин.
Как советским конструкторам удалось разместить такое количество систем и вооружений при полном водоизмещении 5,5 тыс тонн (вдвое меньше, чем у американского эсминца «Арли Берк») ?
Да вот так. Без всяких затей. Советские конструкторы знали, что именно столько оружия беспрепятственно помещается на корабле водоизмещением 5,5 тыс. тонн.
В былые годы они спокойно умещали схожее по массе артиллерийское и минно-торпедное вооружения в корпусе с водоизмещением 7-8 тыс. тонн (пример - КРЛ пр. 26-бис «Максим Горький»). Но теперь у них отпала надобность в броневом панцире, оттого крейсер «ужался» до размеров эсминца или современного фрегата.
Самый вооруженный эсминец
USS Hull (DD-945) - единственный в мире эсминец с 203 мм артиллерией.
К началу 1970-х реликтовые крейсера эпохи ВМВ уже «дышали на ладан». В то время, когда война во Вьетнаме вновь продемонстрировала важность непосредственной огневой поддержки для морских десантов и армейских подразделений, ведущих боевые действия в прибрежной зоне. Только за первые три года войны (1965-68 гг.) тяжелые крейсеры и линкоры ВМС США выпустили по берегу 1 миллион 100 тыс. снарядов.
Решение проблемы виделось в создании новой, в меру компактной и высокоэффективной пушки большого калибра для вооружения существующих эсминцев.
Конструкторы стряхнули пыль с чертежей старого «Де Мойна» и на оcнове его 8‘’ автоматизированных пушек сконструировали полностью автоматическую установку Марк-71.
Калибр 203 мм.
Система управления огнём по данным радара.
Автоматизированная боеукладка - 75 выстрелов.
Практическая скорострельность - один выстрел каждые 5 секунд.
Масса осколочно-фугасного снаряда - 118 кг.
Эффективная дальность стрельбы - около 30 километров.
Первой экспериментальной «платформой» для размещения Марк-71 был выбран эсминец «Халл». Скоромный, непримечательный корабль типа «Ф. Шерман». Последний послевоенный проект торпедно-артиллерийского эсминца ВМС США, сочетавший в себе все лучшее от "Флетчеров" и "Гирингов" военных лет. Традиционно крупные для американских эсминцев размеры (4000 тонн) и отличное по меркам 1950-х гг. вооружение с таким же совершенными СУО.
К моменту описываемых событий «Шерманы» были всё еще молоды телом, но уже старый душой. Понимая бесполезность подобных эсминцев в современном бою, их начали активно перестраивать в ракетные эсминцы.
Но больше всех повезло «Халлу», чья носовая пятидюймовка оказалась заменена 203 мм суперпушкой.
Орудие такого калибра выглядит забавно на эсминце.
Графская охота
Он мог пройти вдвое большее расстояние, чем любой из его ровесников-ТКР.
Из-за нестерпимого шума от работы дизелей на полном ходу офицеры в кают-компании «Дойчланда» общались записками.
Но главной особенностью немецких «карманных линкоров» было их оружие. Корабль, схожий по размерам с «вашингтонцами», был вооружен 283 мм артиллерией. Это не считая еще восьми шестидюймовок и батареи зенитных «Флаков» калибра 88 или 105 мм!
Каждая из двух его башен главного калибра имела массу 600 тонн.
По бронепробиваемости и могуществу своих 300 кг снарядов немецкие «карманники» имели абсолютное превосходство над всеми «договорными крейсерами» 1930-х гг, стандартно вооруженными шести- и восьмидюймовыми пушками. Разница по массе снарядов в 3-6 раз!
По своим характеристикам великолепные пушки 28 cm SK C/28 приближались к орудиям линкоров. По крайней мере, боеприпасы калибра 283 мм уже могли представлять реальную угрозу для высокозащищенных кораблей.
Видно, настолько непропорционально велики эти артсистемы для не самого крупного корабля.
Именно благодаря своему супер-оружию, «Адмирал Граф фон Шпее» раскидал, как щенят, три британских крейсера в бою у Ла-Платы. В том числе, полностью обезоружил и вывел из строя тяжелый крейсер «Эксетер».
Немцам удалось создать прекрасно вооруженную морскую артиллерийскую платформу.
Единственное, что не удалось обеспечить в рамках отведенного водоизмещения - это защищеность. Конструктивная защита «карманного линкора» не могла защитить его даже от попаданий 152 мм снарядов, уже не говоря о других, гораздо более серьезных угроз того времени. А сама схема защиты, толщина палуб и поясов выглядит неудачной шуткой на фоне сходных по водоизмещению тяжелых крейсеров других стран.
Современный флот
Сейчас цена победы стала важней самой победы. Да и, признаться, побед на флоте не видели уже семь десятков лет.
Главное в мирное время - не порвать собственный бюджет. Отсюда, всевозможные инциативы по сокращению расходов, прописанные в конструкции современных боевых кораблей. Все фрегаты и эсминцы наших дней намеренно недогружены.
Яркий пример - ракетный фрегат «Де Зевен Провинсен» (Нидерланды). Вместо шестой секции УВП - металлическая заглушка. Боекомплект искусственно сокращен. Сколько дополнительных вооружений могло бы появиться на этом фрегате в военное время - остается загадкой.
Большой противолодочный корабль «Адмирал Кулаков» ходил тридцать лет без половины положенных по проекту систем ПВО. В мирное время они ему не нужны.
Оружие в больших количествах не нужно. Скорость не важна. О конструктивной защите не задумываются последние 50 лет.
Жизнь конструкторов облегчают современные технологии. Самый громоздкий компьютер весит в 1000 раз меньше, чем ствол восьмидюймового орудия эпохи ВМВ. Компактные ракеты, высокоэффективные дизели и турбины, многократно сокращенный экипаж.
Но бывали времена, когда вопрос «жизнь или смерть?» стоял ребром. Тогда создатели боевой техники бились не за каждый рубль, а за сантиметры метацентрической высоты, что обещало возможность размещения дополнительных вооружений. Бились до последнего, чтобы заполучить хоть какое-то преимущество над противником.
Настоящий конкурс конструкторов, в котором учитывались международные ограничения и необходимость постройки кораблей в строго оговоренных пределах. При вечном недостатке средств. В условиях недостатка информации, расчетов «в ручную» и несовершенной технологической базы того времени.
Подобно тому, как истинное искусство рождается в стесненных условиях, из стремления нарушить запреты. Именно так рождались невероятные, сверх-вооруженные корабли. Чья огневая мощь была непропорциональна их скромных размерам.
Автор: Олег Капцов
Свежие комментарии