Бурные события начала августа в Белоруссии переходят в спокойную фазу, попытка блицкрига с путчем провалилась, поднять рабочих на забастовки также не получилось, а мирные «хождения», пусть даже и массовые, поколебать устойчивость власти уже не могут. Белорусский кризис еще не завершился, но по прошедшим этапам уже можно делать выводы, какие результаты достигнуты и в каком направлении ситуация может развиваться дальше.
Как Лукашенко устоял
Заранее подготовленная попытка свержения Лукашенко и отрыва Белоруссии от России с использованием недовольства значительной части общества методами его правления и направление недовольства в нужное для Запада русло натолкнулись на твердую решимость президента стоять до конца и разрушило эти планы. Способствовали этому несколько факторов.
Отсутствие единства коллективного Запада и его раскол из-за отсутствия общих интересов стран «старой» и «новой» Европы не позволили ему нанести серьезный удар по своему геополитическому противнику — России. Наиболее активные сторонники путча и его главные исполнители Польша и Литва с участием спецслужб других стран с присущим им гонором и наглостью пытались провести его по классическим схемам (НКО, работа в соцсетях, подготовка боевиков, извращение информации, давление стран Запада), особо не утруждая себя серьезным анализом ситуации в стране и возможностью властного режима противостоять путчу.
К тому же амбициозные планы усиления Польши, ставшей основным проводником политики США в Европе, и подыгрывающей ей Литвы не устраивали Германию и стоящей за ней Францию, стремящихся сохранить за собой роль европейских лидеров. Усиление конкурента им было не нужно. Они предприняли шаги по ограничению их возможностей привлечения аппарата и механизмов Евросоюза на свою сторону с целью развязать противостояние и настоящую гражданскую войну в Белоруссии по примеру Украины. США, занятые внутренними разборками, большого интереса к этим событиям также не проявили. Все ограничилось заявлениями о недемократичности выборов и призывами к диалогу между властью и оппозицией.
Точку в неопределенности после выборов поставила Россия, признав легитимность избрания Лукашенко и недвусмысленно предупредив о невмешательстве третьих стран во внутренний белорусский конфликт. В случае такого вмешательства Россия заявила о готовности оказать необходимую поддержку Белоруссии в рамках существующих межгосударственных договоров, чем быстро остудила горячие польские и литовские головы.
После оглашенной официальной позиции России стало понятно, кто будет решать будущее Белоруссии и ее президента. Руководители западных стран, Евросоюза и ОБСЕ, на звонки которых Лукашенко никак не реагировал, начали созваниваться с Путиным и согласовывать с ним свои действия. Все это привело к снятию напряженности и поиску компромиссных путей выхода из сложившегося кризиса.
Битва за Белоруссию переходит в политическую плоскость
При этом попытка Запада ослабить Россию никуда не исчезла: не взяв «нахрапом» Белоруссию и затратив значительный усилия и средства для свержения Лукашенко, они не остановятся и будут искать другие пути отрыва Белоруссии. Убедившись, что митинговая тактика успехов не приносит, они используют иные механизмы достижения цели, одним из которых является перенос борьбы в политическое пространство.
Никто уже не сомневается, что отстроенная Лукашенко политическая система изжила себя и требует замены. Белоруссия уже не может остаться такой, какой она была до 9 августа. Президент России подталкивает всех, в том числе и Лукашенко, к началу обсуждения вопроса будущего Белоруссии и подчеркивает, что белорусское общество путем диалога должно само определиться, как оно будет жить дальше. Лукашенко уже заявил о начале конституционной реформы и возможных досрочных выборах. В ближайшее время состоится встреча в Москве двух президентов, на которой будут рассматриваться эти вопросы.
В разрешении этого кризиса Запад и Россия преследуют разные цели, Запад стремится оторвать Белоруссию, а Россия — сохранить ее в сфере своих интересов. В связи с этим российское руководство, поддерживающее Лукашенко, предлагает вести открытый диалог с представителями политических и общественных организаций белорусского общества, а Запад — с митингующей оппозицией, которую никто не уполномочивал на это. Она сама себя назначила на эту роль, и от ее имени выступает никем не избранный самозваный координационный совет для передачи власти. Попытки Польши и Литвы представлять лидером оппозиции домохозяйку Тихановскую мало кем воспринимаются всерьез. Она — расходный материал, и в ближайшее время должна будет сойти с политической сцены; о ней быстро все забудут.
Германия делает другие ставки
Западу необходимо легитимное представительство в белорусском обществе. В этом направлении уже начали предприниматься конкретные шаги, за которыми просматривается след Германии. У Тихановской неожиданно из ее же окружения появилась более презентабельная конкурентка — «флейтистка» Мария Колесникова, пока что такая же самозванка, объявившая себя лидером оппозиции. Следующим этапом стало ее заявление и создании вместе с сидящем в Минском СИЗО экс-кандидатом в президенты Бабарико политической партии «Вместе». Для оценки происходящего необходимо понимать, кто такие Колесникова и Бабарико.
Колесникова — гражданка Белоруссии, имеющая вид на жительство в Германии и практически все время проживающая в Штутгарте. Она общественный деятель в области музыкальной культуры, работающая в ряде НКО, зарегистрированных в Германии. С 2017 года начала проявлять интерес к политике и вошла в команду белорусского банкира Бабарико, а когда он стал кандидатом в президенты, вошла в его штаб.
Бабарико — также интересная личность, белорусский банкир, возглавлявший принадлежащий «Газпрому» «Беларусгазбанк». По своим взглядам — ярый сторонник интеграции Белоруссии с Западом, отстаивающий приватизацию белорусской промышленности, человек националистических убеждений, тесно контактировавший с прозападными оппозиционерами, в том числе с правозащитницей Алексиевич.
Кандидатом в президенты он выдвинулся при негласной поддержке «Газпрома» и как бы на пророссийских позициях. Предвыборную кампанию развернуть он не успел, так как был обвинен в неуплате налогов и арестован. «Газпром» не афишировал свою поддержку Бабарико, поскольку серьезно расходился с официальной линией российского руководства на поддержку Лукашенко. Газпромовские клевреты Балкунец и Суздальцев на российских телеканалах и в соцсетях вели и ведут работу по дискредитации Лукашенко, требуя его отстранения от власти, начала переговорам с оппозицией и намекая, что есть куда более приемлемый в его кресле «честный пророссийский» банкир.
Все это говорит о том, что Колесникова и Бабарико — очень удобные для Германии кандидаты в лидеры будущей белорусской оппозиции. Неадекватная Польша со своими белорусскими маргиналами и дальше будет оттесняться от участия в серьезных играх, этап «уличной демократии» завершается и начинается борьба на официальном политическом поле, а для этого нужны совершенно другие легитимные политические силы и лидеры.
Имидж «пророссийского» политика Бабарико, к тому же пострадавшего «за правду в застенках Лукашенко», дает ему фору в будущих политических баталиях в Белоруссии. Колесникова также изменила воинственную риторику, выступает против конфликтов с правоохранителями, убеждает всех, что «кулаком протестов» является миролюбие и цивилизованность белорусов, говорит о возможных тесных экономических связях с Россией и необходимости прислушиваться к разным слоям белорусского общества.
Германия грамотно рассчитала, что попытки Польши путем переворота подчинить себе Белоруссию встретят жесткое сопротивление России, куда проще и надежнее искать компромисс с ней при определении будущего Белоруссии. В условиях наметившегося процесса подготовки к трансформации политической системы Белоруссии преимущество будет отдаваться легитимным партиям и общественным объединениям. Подготавливаемая Германией не уличная, а вменяемая белорусская оппозиция меняет тактику, готовится к будущему политическому противостоянию и ищет свое место в новых белорусских раскладах.
Навальный с отравлением «Новичком»
Параллельно Германия ищет способы давления на Россию,. И как-то вовремя произошло «отравление» Навального. Он быстро оказался в немецкой клинике «Шарите», в которой ему поставили диагноз ни много ни мало — отравление «Новичком», и уже раскручивается новое «дело Скрипалей». Эта клиника, межу прочим, в 2004 г. давала заключение об отравлении Ющенко диоксином, которое потом так и не подтвердилось. Битва за Белоруссию переходит в новую фазу, и за это берутся не поляки, а серьезные структуры с серьезными намерениями, и с этим надо считаться.
Россия, действуя поэтапно, с помощью Лукашенко добилась погашения активной фазы противостояния, пресекла попытки Запада вмешаться в этот процесс, не дала сформироваться единому антибелорусскому европейскому фронту и убедила Лукашенко начать реформу отстроенной им политической системы. Теперь предстоит определяться с контурами будущего Белоруссии, с ее руководством и отрабатывать тактику и стратегию защиты Белоруссии от поглощения Западом. Для этого, по всей видимости, Лукашенко и приглашен в Москву.
Таким образом, стартовала подготовка к новому этапу политической борьбы за Белоруссию, центры влияния готовят площадку и силы для включения ее в свою сферу влияния. После встречи Путина и Лукашенко наверняка будет озвучена тактика действий по реформированию политической системы и досрочным парламентским и президентским выборам. Станет понятна и судьба Лукашенко: останется он в какой либо роли в новой структуре власти или уйдет на политическую пенсию.
- Автор:
- Юрий Апухтин
- Использованы фотографии:
- president.gov.by
Свежие комментарии