На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 327 подписчиков

Свежие комментарии

  • Alex Nемо
    Разница между генералом и судьёй в том что судья лицо реально неприкосновенное. Судью отдать под суд дело не просто х..."Такое поведение ...
  • N N
    Сейчас основной целью противника является развал фронта. Как в первую мировую. Помните заключение позорного "Брестско..."Обращаемся к Мин...
  • Андрей Шурканцев
    А что же к НГШ Герасимову не обратились...!? Вроде как он (Ггерасимов) командует СВО... . Верный экс.зам. Шойгу навер..."Обращаемся к Мин...

Удар по Йемену как пролог к хаотизации Ближнего Востока в ожидании прихода Д. Трампа

Удар по Йемену как пролог к хаотизации Ближнего Востока в ожидании прихода Д. Трампа


Удар по Ходейде


20 июля ВВС Израиля ответили движению йеменских хуситов массированной бомбардировкой Ходейды — главного порта северного Йемена.

Удар был явно подготовлен заранее и не был спонтанным. По всей видимости, он был проработан как ответ-заготовка под определённый случай. Этим случаем стала уже атака БПЛА хуситов по Тель-Авиву, который привёл к жертвам.

Эта атака оказалась довольно интересной с технической точки зрения, поскольку длина маршрута БПЛА хуситов составила почти 2000 км.

Маневрирование проходило у границ Израиля, над территорией Израиля, над морской акваторией Израиля, откуда в итоге БПЛА и вышел на цель. Это довольно сильно отличается от масштабного, но в итоге медийного налёта со стороны Ирана этой весной. Израилю через хуситов показали своего рода выписку по «гамбургскому счёту».

Б. Нетаньяху получил очередную (и значительную) порцию негатива внутри Израиля, поскольку оппозиция, картинно разведя руками, развернула дискуссию о том, что раз нерешительный Б. Нетаньяху ничего толкового не может сделать на ливанской границе, то налёт хуситов можно было считать просто делом времени. Это не самая приятная ситуация для репутации израильского премьера, но лишь одна в череде многих, а Б. Нетаньяху — это политический зубр с дубовой кожей.

Надо сказать, что если бы всё ограничивалось обменом ударами, то исходя из личных предпочтений, кто-то выступил бы за хуситов, кто-то против, кто-то сделал бы акцент на последствиях в Тель-Авиве, кто-то переживал, наблюдая за столпами горящей нефти в Ходейде, но аналитической сути тут было бы не очень много. Новость есть, а предмета анализа нет, кроме технической стороны обмена ударами.

Неявный тандем США-хуситы


Однако в том-то всё и дело, что в данном конкретном случае перед нами довольно важный маркер, по которому мы можем говорить, что ситуация в большой политике претерпевает изменения. Важно и то, что он такой, это маркер, не один — их уже много, следовательно, надо к истории с Ходейдой присмотреться повнимательнее. Она может отозваться на других направлениях, и не стоит думать, к примеру, что хуситы и Израиль «это одно», а Украина «это совсем другое». Не совсем.

Многих обозревателей со временем стал откровенно смущать странный характер морской операции, которую коалиция США проводила в Красном море якобы для «защиты судоходства».

Сбивались беспилотники и ракеты, ходили слухи о результативных атаках йеменцев на американские корабли и корабли коалиции (ни одного прямого подтверждения).

Слухи эти США почему-то не сильно стремились опровергать, что вообще не характерно для их политической модели.

Практически не были затронуты и силы коалиции, зато торговые суда продолжали гореть и даже уходить на дно.

США иногда даже бомбили Йемен (как бы пусковые установки), но всё это откровенно напоминало уже малость подзабытые «бомбардировки ИГИЛ (запрещено в РФ) в Сирии» до прихода туда российского контингента. Запрещённый ИГИЛ США и коалиция бомбили настолько «результативно», что не могли продемонстрировать даже остатков сараев.

Примерно так же проходили и нынешние воздушные операции в Йемене — картина для США была если и получше, то ненамного.

Конечно, часть этих странностей объясняется позицией Саудовской Аравии, но при всём нежелании Эр-Рияда иметь причастность к атакам на хуситов на фоне операции Израиля в секторе Газа, ударам возмездия за торговый флот саудиты не могли принципиально препятствовать. Просто реалистичного возмездия не было.

Становилось понятно, что США и йеменские хуситы, не будучи ни в каких союзах или политической кооперации, разыгрывают общий сценарий (О возможной реальной роли хуситов в партии США вокруг Израиля и сектора Газа).

Ведь США таким образом подпитывали проблемы в торговом и финансовом секторах настолько широкого круга участников, что это стало одним из серьёзнейших факторов для снижения Израилем интенсивности боевых действий.

Да, медийно первую скрипку тут вроде бы играли массовые протесты в США и Европе, эмоции вокруг МУС и Международного суда ООН, политические заявления на самом высоком уровне, вопросы военных поставок из США, но это во многом следствие именно фактора торговли и финансов.

Как бы ни стремился Б. Нетаньяху и близкие ему политики показать обратное, но уже в марте стало понятно, что пик операции в Газе пройден и дальше будет только мучительный переговорный процесс, периодически осложняемый эксцессами, вроде ответного удара Ирана или ситуации с освобождением заложников.

И надо сказать, что США в этом плане кнутом, пряником, дипломатией и финансовым давлением добились немалого, хоть и не в те сроки, которые публично ставили перед собой.

Понятно, что ни о каких «союзах» или «коалициях» Вашингтона и Саны говорить не приходится. Но весь вопрос в том, что этого и не требовалось. Вашингтон создавал условия, в которых игроки могли действовать в заданном ключе, и под ковром договаривался о рамочных правилах и ограничениях – своих и йеменских.

Что сделали США после израильского удара по Ходейде? Мгновенно открестились от любого, даже косвенного участия. Но неудивительно ли, что США ни разу не нанесли за полгода удара по контейнерным терминалам Ходейды?

Ведь именно там идёт разгрузка вооружений из Ирака и Ирана. Нефтяную и зерновую инфраструктуру можно было и не трогать, всё-таки Ходейда традиционно уже в плане такой товарной номенклатуры находится под патронажем ООН, это часть старых сделок между США, Саудовской Аравией и Йеменом.

А вот контейнерные поставки вооружений к таким договорённостям не относились. США били по «пусковым установкам» на побережье, но не трогали поставки того, чем стреляют? Да, вот так и было.

Автор вообще не допускает мысли, что в кабинете Б. Нетаньяху не понимали, о чём идёт речь. Собственно, поэтому и удары хуситов по Израилю были невнятными, и ответы Израиля были такими же. А всё потому, что Йемен — это же не просто «проиранские хуситы».

Йемен как часть стратегии США


Йемен у нас традиционно недооценивается. И это совершенно зря. Например, во времена почившего в бозе СССР его роль оценивалась как раз-таки наоборот — очень высоко. Некоторые аспекты при желании можно освежить в прошлогоднем, но полностью актуальном материале Сложные, но необходимые уроки йеменского конфликта, здесь же отметим, что именно Йемен — это своего рода отправная точка внутренней арабской политической повестки. Он таким был столетия назад, в прошлом веке, остаётся таковой сегодня и останется в будущем. Детали опять-таки можно посмотреть в приведённом материале.

Мы иногда удивляемся, что «Глобальный Юг» не понимает, что такое «Киев как мать городов русских», ну вот Йемен — это примерно то же самое, что «отец городов и родов арабских».

Понимая эти нюансы, США приложили, без сомнения, серьёзнейшие усилия, чтобы не потерять отношения с Саудовской Аравией, которая решила с хуситами повоевать за «историческую родину». Одновременно Вашингтон по возможности дистанцировался от участия в конфликте даже по линии разведки.

Но реальную дипломатию США там развернули именно при администрации Дж. Байдена, и уже к началу 2022 г. она стала давать результаты, поскольку США, по сути, помогали М. бен-Салману без потери лица выйти из того болота, в которое он сам же и залез.

В общем, Йемен в плане длительного умиротворения между аравийскими монархиями и родами, а также Йемен как часть плана по давлению на Израиль представляли собой элементы политической стратегии. Это означало, что играть все стороны должны были по правилам.

Выход за рамки правил


Удар хуситов по Тель-Авиву, который был исполнен на высоком профессиональном уровне, не просто отличался от ответной акции Ирана, он отличался принципиально, и этот удар был вне старых правил.

Ответный удар Израиля показал, что разведывательные данные по критической инфраструктуре у еврейского государства имеются достаточные, а масштаб атаки также показывает, что правила не работают.

И ведь для Б. Нетаньяху это своего рода находка, если так вообще можно говорить о политике, сопряжённой с трагедиями. Но это, увы, политика.

Дело в том, что теперь вместо крайне опасного и неоднозначного противостояния с Ливаном и Хезболлой, демонстрации решимости в секторе Газа, которая уже приносит одни политические убытки, операций на Западном берегу, которые приносят убытков не меньше, можно теперь периодически демонстрировать решимость в Йемене.

Там ведь помимо Ходейды есть ещё аэропорт многострадальной Саны, если брать крупную инфраструктуру. При этом политический зубр Б. Нетаньяху акценты смещать умеет так, как никто другой.

Но если хуситы перешли черту, а Израиль начинает операции в Йемене, да ещё с такими мощными и эффектными кадрами в СМИ, то это означает заколачивание аршинного кованого гвоздя в ряд концептуальных программ администрации Дж. Байдена в этом регионе.

Нельзя не отметить и то, что 16 июля в столице Омана — Маскате, произошёл теракт. Событие для Ближнего Востока, к сожалению, тривиальное, но это для Ближнего Востока в целом, а вот конкретно для Омана это вообще из ряда вон.

Из обсуждения в арабских пабликах можно было вынести заключение, что исполнители (а теракт был совершён в мечети) вообще на удивление слабо ориентировались в обрядовой стороне. Они и были неофитами ИГИЛ (запрещено в РФ).

Если Йемен — это «родовая аравийская земля», то Оман — это «договорная земля». Это место, где решаются проблемные вопросы, там договариваются и переговариваются, но там не воюют, там не ведут разборки, это земля арабского и, даже шире, ближневосточного арбитража.

Именно там велись переговоры между Саудовской Аравией и Ираном, Катаром и Саудовской Аравией, Ираном и Бахрейном, кстати, между хуситами и саудитами.

Теракт в Омане — это нонсенс, но как-то всё кучно идёт — нонсенс в Омане, выход за негласные правила в Йемене и Израиле.

Наследство для Трампа


По всей видимости, администрация Дж. Байдена начинает пожинать плоды ошибок в предвыборной гонке. Уже не один, не два и не три сигнала поступают с разных сторон о том, что в большой политике начинают прощупывать варианты «после Байдена».

Нельзя сказать, что за свою каденцию Д. Трамп не решил ни одной задачи в регионе. Решил. Он со своей стороны дожал детище Клинтон-Обамы — ИГИЛ (запрещено в РФ) в Ираке и частично в Сирии. С другой стороны, он не предложил в регионе ничего, что можно назвать стратегическим видением или концепцией.

С большим трудом загнав с иракцами и курдами на контролируемых территориях ИГИЛ в подполье, Д. Трамп вчистую проиграл Ирак Ирану. Заморозил политическую ситуацию на юго-востоке Сирии без возможности выхода на какой-то позитивный трек. Разворошил медийно ситуацию с признанием Иерусалима столицей Израиля, представив по Палестине «план Кушнера», который никто не понял и не воспринял.

Ему хватило ума дистанцироваться от конфликта в Йемене, но и там он начал в своей манере просто торговаться с Саудовской Аравией в стиле «платите за защиту». А что, Саудовская Аравия мало платила раньше?

Он так и не вышел на полноценные отношения с Турцией по причине нежелания что-то менять в плане поддержки курдов из Рабочей партии.

Перечислять можно этих узлов много, но по сути Д. Трамп ничего долгосрочного в регион не принёс, кроме тезисов, вроде: «За Израиль — против Ирана», «ОПЕК должен быть под контролем», «Ирак должен платить нефтью за отношения с США», «Саудовская Аравия должна платить за помощь и платить дорого».

Но это тезисы, это не концепция, кроме того, что всем известно, что Д. Трамп будет пытаться контролировать нефтяной экспорт. Это тоже его старый тезис, а как это должно выглядеть в плане модели, он показать для региона не мог. Впрочем, у него и советники были такие, что это заслуживает отдельного описания.

Переход за черту прошлых правил показывает, что некоторые участники хотят поставить Д. Трампа (поскольку они прямо демонстрируют, что уже ожидают его в Белом доме) перед проблемой хаотизации региональных отношений.

Тут, как говорится, история «ни два, ни полтора» — старая модель Блинкена-Салливана не работает, но добавлены проблемные для всех узлы, ну и (куда без этого) именно для Д. Трампа сделан ещё раз акцент на том, что «хуситы = Иран». Собственно, как уже неделю западная пресса пишет, что за покушением на Д. Трампа могут стоять «иранские ячейки».

Кто и зачем именно это пишет — понятно. Но концепции у Д. Трампа всё равно нет — ему её придётся вырабатывать, как-то совмещая свои сырьевые идеи с тем, что было сделано до него. А там было немало рационального. Зато сейчас перед выборами уже вроде бы заживающие региональные раны расковыривают, натирают солью.

В общем, ряд «неких интересантов» явно хочет перезапустить ближневосточную игру, создав дополнительные проблемы перед приходом эксцентричного политика на президентский пост в США. Зная, что у него нет чёткого плана, а есть набор тезисов-идей, так можно попытаться ближневосточной политикой Д. Трампа ни много ни мало поуправлять, порулить трамповской машиной, чтобы она ехала в нужном направлении. Что это за группы интересов, будет понятно в ближайшее время, здесь явно не только и не столько команда Б. Нетаньяху.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх