Про итальянские боевые машины у нас исторически принято сразу почти как о покойниках: либо никак, либо совсем никак. То есть они вроде бы были, но и их как бы и не было. Что-то там летало такое, что ни на что не годилось изначально.
На самом деле истина была, как всегда, не там, где было торжество идеологии. Если говорить об истребителях, то они у итальянцев были, более того, это были весьма современные и интересные машины, что я, собственно, и собираюсь вам показать.
У итальянцев была своя «фишка», о которой нельзя не сказать перед тем, как начинать. У основного большинства стран была реализована идея буквально пары-тройки марок, чтобы не напрягать свою промышленность. Это «Спитфайр» и «Харрикейн» у британцев, «Мессершмитт» и «Фокке-Вульф» у немцев, Яковлев и Лавочкин у нас.
Некоторые скажут: Поликарпов. Да, но выпуск истребителей Поликарпова фактически был прекращен еще до начала войны. А туда же упомянутый «МиГ» слился в 1942-м. Так что если брать срез именно так – то все нормально.
Так вот, итальянцы в этом плане ребята были более безалаберные и брали все, вплоть до картошки. То есть фактически они превратили свои ВВС в очень забавный набор самолетов от кучи производителей. Capronni-Vizzola, Reggiane, A.U.T, IMAM, Fiat… У французов что-то похожее было, что совершенно было не на пользу в плане обслуживания, ремонта и логистики.
Потому, говоря о том, чего достигли итальянские конструкторы в плане создания истребителей, начать я решил именно с марки "Macchi"/«Макки». Сразу по нескольким причинам, но суть не в них. Суть в том, что в данном материале будут сразу три самолета. Просто потому, что с одной стороны, можно и каждый винтик обсудить, а можно подойти с той стороны, с которой довольно недолгая жизнь итальянских ВВС особо и не заслуживает реверансов.
Марио Кастольди.
Художник мира самолетов. Он создавал самолеты примерно так, как его земляк Рафаэлло Санти (который просто Рафаэль) писал картины: легко и быстро.
«Саетта» получилась именно так: из проекта двухместного перехватчика. Какие проблемы убрать одного члена экипажа, увеличить дальность полета и усилить вооружение (один крупнокалиберный пулемет – ну явно маловато даже для 1935 года)? Да никаких. И вот М.С.200 уже летит. На дворе 1937 год, и перед Кастольди открывается заманчивая перспектива Госзаказа!
Конечно, пришлось повоевать. В Минобороны того времени самолет не очень понравился, в первую очередь, из-за своей внешности. Раздутая бочка, да еще и с горбом. Смотрелось так себе.
Но Кастольди самолет отстоял, причем, помогали ему в этом летчики-эксперты именно Министерства обороны и итальянских ВВС. Именно они разглядели в этом своеобразном самолете золотое зерно.
Этот горб в районе кабины летчика обеспечивал просто прекрасный обзор. Аэродинамика была средней, потому что двигатель воздушного охлаждения. Зато им можно было вполне нормально прикрыться в бою. Вообще аэродинамика была весьма сильным местом итальянских конструкторов, и Кастольди тоже сделал все что мог в плане того, чтобы формы были максимально приближены к идеальным.
Но «изюминка» M.C.200 была не в высокой скорости. Сильными сторонами «Саетты» стали скороподъемность, вертикальный маневр, и прочность. Конструкция реально не боялась жестких посадок и «приложить» М.С.200 можно было неопытному летчику от души, без каких-либо проблем для самолета.
Пикировал самолет вообще исключительно. Во время испытаний самолет развил в пике скорость 805 км/ч, причем без проявлений флаттера.
В 1939 году М.С.200 благополучно приняли на вооружение.
Боевое применение.
На войну с Францией M.C.200 не попал. Франция закончилась несколько быстрее, чем итальянцы поставили в войска должное количество самолетов. Плюс были задержки, в том числе и из-за аварий. В 1940 году 12 машин заказала Дания, но и там повоевать не получилось, поскольку Дания тоже закончилась.
Первое боевое применение «Стрелы» (так переводится с итальянского название) пришлось на конец 1940 года, когда шли бои за Мальту. М.С.200 сопровождали немецкие бомбардировщики и естественно, вступали в бои с британскими истребителями ПВО острова. В основном это были «Харрикейны», которым «Стрела» уступала в скорости. Ну вот такая была итальянская «Стрела», что даже чудовище, которым был «Харрикейн», превосходило ее в скорости.
Однако, итальянские летчики вполне нормально реализовывали превосходство в маневренности, радиусе разворота и скороподъёмности. В итоге «Харрикейны» несли потери, «Саетта» оказалась весьма сложным соперником, плюс 2 пулемета 12,7-мм против 6 пулеметов 7,7-мм у британцев – как мне кажется, несколько более эффективно.
Северная Африка.
Вот там пришлось похуже, потому что к «Харрикейнам» добавились американцы на Р-40. С «Томагавками» было сложнее, самолет был чуть хуже в маневре, но сильно превосходил по скорости и мощи вооружения. 6 пулеметов 12,7-мм – это очень серьезно.
Однако в Африке, в условиях пустыни, M.C.200 зарекомендовал себя весьма положительно. Прочный, с коротким разбегом, плюс даже серийные машины отличались необычайной легкостью пилотирования. Огромный плюс – обзор, чего явно не хватало английским и американским истребителям. Так что слабое вооружение – пожалуй, единственный минус этой машины.
Получился из «Стрелы» и истребитель-бомбардировщик. Подвеска бомб на истребители того времени было делом обыденным, но вот именно с М.С.200 получилось весьма неплохо. Невысокая скорость и прекрасный обзор стали хорошими компонентами успеха. Под успехом я имею в виду потопление «Стрелами» 13-й группы британского эсминца «Зулу». Понятно, что затыкать бомбами уже поврежденный немецкой авиацией корабль – не то чтобы достижение, но тем не менее. Имеем то, что имеем.
Повоевали «Стрелы» и в нашем небе.
Уже в августе 1941 года М.С.200 приняли участие в боевых действиях в составе Итальянского экспедиционного корпуса в России (CSIR). За 18 месяцев боевых действий самолеты выполнили 1983 вылета на эскортирование, 2557 вылетов "по вызову", 511 вылетов на прикрытие своих войск и 1310 штурмовых вылетов. В целом было уничтожено 88 советских самолетов при потере 15 итальянских истребителей.
О цифрах и их правдивости судить не станем, уж если немцы оказались врунами по полной, то и в таких успехах итальянцев можно усомниться. Хотя, если работать по У-2 и транспортникам, можно насбивать и даже больше. Данных о том, кого сбивали итальянцы, понятное дело, нет.
Ну а когда в 1943 году как участник Оси закончилась Италия, соответственно, закончились и ВВС. «Стрелы» в основной свей массе стали учебными самолетами и некоторые из них встретили 50-е годы в этом качестве.
В целом же самолет оказался весьма неплох. Лучше многих в Европе, да и, пожалуй, в мире.
Достоинства: маневренность, обзор, конструкция.
Недостатки: скорость, вооружение.
Этот самолет родился тогда же, когда и все его одноклассники: на пике испанских успехов «Мессершмитта» и мотора жидкостного охлаждения.
Италия не стала исключением, и многие конструкторы бросились придумывать новые самолеты. Не стал исключением и Кастольди.
Беда заключалась в том, что достойного двигателя у него не было. И у конкурентов из других компаний тоже. И тогда Кастольди через самого Муссолини обратился за помощью к немцам, благо союзники и последователи учения дуче не отказали в просьбе.
Так в 1940 году в распоряжении фирмы «Макки» оказался вожделенный рядный Daimler-Benz DB 601 жидкостного охлаждения, вокруг которого Кастольди построил М.С.202.
Прообраз был, и прообраз был весьма интересный: гоночный М.С.72, который в 1934 году установил мировой рекорд скорости в 710 км/ч. Вот используя наработки по М.С.72 и немецкий мотор, Кастольди создал М.С.202.
Мы с вами уже поняли, что импортный двигатель для самолета – не лучшее дело, особенно в условиях меняющейся обстановки (привет МС-21). Потому одновременно с испытаниями опытных экземпляров с немецкими моторами, компания "Alfa Romeo" начала работу по лицензионной сборке DB.601 под обозначением R.A.1000 RC41.
В принципе, за итальянцев можно было бы порадоваться, так как M.C.202 был реально самолетом мирового уровня и мало чем уступал аналогам из других стран, а многих даже превосходил. М.С.202 реально был лучшим итальянским истребителем, воевавшим против союзников на всех фронтах.
Единственным минусом итальянской машины была все та же проблема тяжелого вооружения. Итальянцы так и не смогли создать что-то более или менее приличное калибром 20-мм и выше. Поэтому все, на что можно было рассчитывать – это крупнокалиберные пулеметы 12,7-мм.
Нюанс: итальянские машины отличала законченность аэродинамических форм и сказывалось наследие гоночных машин. Отсюда довольно тонкие профили крыла и невозможность установки в крылья тех же крупнокалиберных пулеметов. Поэтому максимальная комплектация М.С.202 – два синхронных пулемета 12,7-мм и два крыльевых пулемета 7,7-мм. Чего в том де 1942 году реально было недостаточно.
В 1941-43 годах было выпущено около 1500 M.C.202, как самой компанией «Макки», так и на заводах «Бреда».
«Молния» на войне.
С попаданием в горнило воздушных сражений у «Молнии» было не очень. Некоторые эксперты утверждают, что если бы М.С.202 прибыли в северную Африку пораньше, то завоевавшие воздух войска Оси могли бы более успешно противостоять союзникам и расклад в Африке был бы иным.
Не знаю, насколько полезными были бы в Африке М.С.202 с необученными и полуготовыми экипажами, честно не знаю. Тут очень сложно судить, а история не имеет сослагательного наклонения.
Факты же говорят, что «Молнии», впервые столкнувшиеся в 1942 в воздухе Мальты с «Sea Hurricane» и «Sеаfire» с авианосцев «Eagle» и «Wasp», чувствовали себя в боях более чем комфортно.
Повоевал М.С.202 и на Восточном фронте, в составе вышеупомянутого корпуса CSIR. Но так как самолеты в составе воздушных сил корпуса были явлением нечастым, то говорить о каких-то успехах или провалах просто не приходится исключительно из-за того, что «Молнии» присутствовали в единичном количестве.
Вообще, главным больным местом самолета стало даже не вооружение, а мотор. Производство М.С.202 было проблемным в плане количества исключительно благодаря моторам, производство которых итальянцы не смогли поднять выше 40-50 штук в месяц. Конечно, учитывая постоянную потребность в замене выработавших ресурс и поврежденных в боях, это мизер. И то, что итальянские заводы смогли выпустить 1500 самолетов, можно назвать трудовым достижением.
Немцы же не могли себе позволить во время войны поставлять двигатели итальянцам. В итоге так и получилось: весьма хорошая и перспективная боевая машина выпускалась в час по чайной ложке.
Если же говорить об оценке М.С.202 именно с экспертной точки зрения, то тут получается несколько двояко.
Если взять оценки союзников, то самолет ни на что не годился. А если почитать мемуары итальянских пилотов, то это был самолет, который и ценили, и любили те, кто на нем летал.
Самолет, который вполне мог бы претендовать не только на звание лучшего итальянского истребителя, но поспорить за одно из высших мест в общем зачете. Его не зря называли «итальянским «Мустангом», это была действительно выдающаяся машина.
Все началось в 1942 году, когда в Люфтваффе на вооружение посутил весьма выдающийся самолет: Bf-109G с двигателем DB-605 мощностью 1475 л.с. «Фишка» мотора заключалась в том, что по размерам он фактически был идентичен своему предшественнику DB-601, чем не преминули воспользоваться итальянцы.
Компания «Макки» вполне ожидаемо решила внедрить новый мотор в свой старый самолет М.С.202. Задуманное вполне получилось, и так на свет появился М.С.202 bis, который по факту отличался от предшественника только устройством маслорадиатора (в виде двух цилиндров по бокам носовой части фюзеляжа), убираемой хвостовой стойкой шасси и формой кока воздушного винта.
Вполне ожидаемо самолет прошел все стадии испытаний и получил обозначение MC.205V и наименование «Veltro» («Борзая»).
Серийное производство MC.205V развернули на предприятиях фирм Macchi (I и III серии самолета) и Fiat (II серия). Правда, завод Fiat в Турине не выпустил ни одного самолета, но вины итальянцев в этом почти нет. Хотя, как посмотреть. Если бы новые истребители раньше поступили в войска, возможно завод остался бы цел. А так его в декабре 1942 г. полностью разбомбили союзники и ни один самолет на нем так и не был выпущен.
Все, что смогли сделать заводы «Макки» — это выпустить 262 единицы. Согласитесь, что это мизер, который был не в состоянии покрыть потребности ВВС Италии в этих самолетах.
Между тем, М.С.205 мог бы стать весьма замечательной машиной. Он был технологически прост, в его основе лежала конструкция М.С.202. Крыло с двумя пулеметами калибра 7,7-мм было заимствовано полностью.
К 1943 году стало понятно, что 2 х 12,7-мм и 2 х 7,7-мм — это совершеннейшее ни о чем против американских бомбардировщиков, и на самолеты третьей технологической серии крыльевые пулеметы смогли заменить на пушки MG-151. Но импорт – это все-таки слабое звено, как ни крути.
Лицензионный выпуск двигателя DB-605 под обозначением RA 1050R.C. 58 «Tifone» осуществлялся на фирме «Fiat».
Первые «Борзые» поступили на вооружение в начале 1943 г., а к моменту капитуляции Италии в сентябре 1943 года Regia Aeroinautica располагала 66-ю истребителями М.С.205.
В дальнейшем заводы фирмы «Макки» продолжали их производство, но уже под германским контролем. Так получилось, что основные производства «Макки» находились в северной части Италии.
Летчики, освоившие и воевавшие на MC.205V, высоко отзывались о возможностях этого истребителя. Они считали, что при одинаковой подготовке пилотов на малых и средних высотах «Борзая» ничуть не хуже «Мустанга». Да, выше 6000 метров «Мустанг» начинал иметь преимущество в скорости и маневре, так как крыло, заимствованное у М.С.202 «Folgore», было явно маловато для такого самолета.
В данной таблице можно сравнить ЛТХ итальянских самолетов и их противников.
Как можно подытожить все сказанное? Ну, только так: увы для итальянцев, но у истории нет сослагательного наклонения. Самолеты Кастольди действительно были весьма выдающимися машинами, если бы не нюансы, не позволившие уверенно снискать заслуженную славу. Истребители фирмы "Макки" были крепкими и маневренными, им не нужны были длинные и ровные взлетные полосы, они были неприхотливы. Но откровенно слабое вооружение из двух пулеметов — это для 1942 года и дальше просто нелепость.
Если бы итальянцы освоили выпуск пушек, двигателей... Но этого не произошло, а потому, какими бы прекрасными ни были самолеты "Макки", они совершенно ничего не смогли сделать для того, чтобы обеспечить победу своей стране.
На самом деле истина была, как всегда, не там, где было торжество идеологии. Если говорить об истребителях, то они у итальянцев были, более того, это были весьма современные и интересные машины, что я, собственно, и собираюсь вам показать.
У итальянцев была своя «фишка», о которой нельзя не сказать перед тем, как начинать. У основного большинства стран была реализована идея буквально пары-тройки марок, чтобы не напрягать свою промышленность. Это «Спитфайр» и «Харрикейн» у британцев, «Мессершмитт» и «Фокке-Вульф» у немцев, Яковлев и Лавочкин у нас.
Некоторые скажут: Поликарпов. Да, но выпуск истребителей Поликарпова фактически был прекращен еще до начала войны. А туда же упомянутый «МиГ» слился в 1942-м. Так что если брать срез именно так – то все нормально.
Так вот, итальянцы в этом плане ребята были более безалаберные и брали все, вплоть до картошки. То есть фактически они превратили свои ВВС в очень забавный набор самолетов от кучи производителей. Capronni-Vizzola, Reggiane, A.U.T, IMAM, Fiat… У французов что-то похожее было, что совершенно было не на пользу в плане обслуживания, ремонта и логистики.
Потому, говоря о том, чего достигли итальянские конструкторы в плане создания истребителей, начать я решил именно с марки "Macchi"/«Макки». Сразу по нескольким причинам, но суть не в них. Суть в том, что в данном материале будут сразу три самолета. Просто потому, что с одной стороны, можно и каждый винтик обсудить, а можно подойти с той стороны, с которой довольно недолгая жизнь итальянских ВВС особо и не заслуживает реверансов.
1. MC.200 Saetta («Стрела»)
Марио Кастольди.
Художник мира самолетов. Он создавал самолеты примерно так, как его земляк Рафаэлло Санти (который просто Рафаэль) писал картины: легко и быстро.
«Саетта» получилась именно так: из проекта двухместного перехватчика. Какие проблемы убрать одного члена экипажа, увеличить дальность полета и усилить вооружение (один крупнокалиберный пулемет – ну явно маловато даже для 1935 года)? Да никаких. И вот М.С.200 уже летит. На дворе 1937 год, и перед Кастольди открывается заманчивая перспектива Госзаказа!
Конечно, пришлось повоевать. В Минобороны того времени самолет не очень понравился, в первую очередь, из-за своей внешности. Раздутая бочка, да еще и с горбом. Смотрелось так себе.
Но Кастольди самолет отстоял, причем, помогали ему в этом летчики-эксперты именно Министерства обороны и итальянских ВВС. Именно они разглядели в этом своеобразном самолете золотое зерно.
Этот горб в районе кабины летчика обеспечивал просто прекрасный обзор. Аэродинамика была средней, потому что двигатель воздушного охлаждения. Зато им можно было вполне нормально прикрыться в бою. Вообще аэродинамика была весьма сильным местом итальянских конструкторов, и Кастольди тоже сделал все что мог в плане того, чтобы формы были максимально приближены к идеальным.
Но «изюминка» M.C.200 была не в высокой скорости. Сильными сторонами «Саетты» стали скороподъемность, вертикальный маневр, и прочность. Конструкция реально не боялась жестких посадок и «приложить» М.С.200 можно было неопытному летчику от души, без каких-либо проблем для самолета.
Пикировал самолет вообще исключительно. Во время испытаний самолет развил в пике скорость 805 км/ч, причем без проявлений флаттера.
В 1939 году М.С.200 благополучно приняли на вооружение.
Боевое применение.
На войну с Францией M.C.200 не попал. Франция закончилась несколько быстрее, чем итальянцы поставили в войска должное количество самолетов. Плюс были задержки, в том числе и из-за аварий. В 1940 году 12 машин заказала Дания, но и там повоевать не получилось, поскольку Дания тоже закончилась.
Первое боевое применение «Стрелы» (так переводится с итальянского название) пришлось на конец 1940 года, когда шли бои за Мальту. М.С.200 сопровождали немецкие бомбардировщики и естественно, вступали в бои с британскими истребителями ПВО острова. В основном это были «Харрикейны», которым «Стрела» уступала в скорости. Ну вот такая была итальянская «Стрела», что даже чудовище, которым был «Харрикейн», превосходило ее в скорости.
Однако, итальянские летчики вполне нормально реализовывали превосходство в маневренности, радиусе разворота и скороподъёмности. В итоге «Харрикейны» несли потери, «Саетта» оказалась весьма сложным соперником, плюс 2 пулемета 12,7-мм против 6 пулеметов 7,7-мм у британцев – как мне кажется, несколько более эффективно.
Северная Африка.
Вот там пришлось похуже, потому что к «Харрикейнам» добавились американцы на Р-40. С «Томагавками» было сложнее, самолет был чуть хуже в маневре, но сильно превосходил по скорости и мощи вооружения. 6 пулеметов 12,7-мм – это очень серьезно.
Однако в Африке, в условиях пустыни, M.C.200 зарекомендовал себя весьма положительно. Прочный, с коротким разбегом, плюс даже серийные машины отличались необычайной легкостью пилотирования. Огромный плюс – обзор, чего явно не хватало английским и американским истребителям. Так что слабое вооружение – пожалуй, единственный минус этой машины.
Получился из «Стрелы» и истребитель-бомбардировщик. Подвеска бомб на истребители того времени было делом обыденным, но вот именно с М.С.200 получилось весьма неплохо. Невысокая скорость и прекрасный обзор стали хорошими компонентами успеха. Под успехом я имею в виду потопление «Стрелами» 13-й группы британского эсминца «Зулу». Понятно, что затыкать бомбами уже поврежденный немецкой авиацией корабль – не то чтобы достижение, но тем не менее. Имеем то, что имеем.
Повоевали «Стрелы» и в нашем небе.
Уже в августе 1941 года М.С.200 приняли участие в боевых действиях в составе Итальянского экспедиционного корпуса в России (CSIR). За 18 месяцев боевых действий самолеты выполнили 1983 вылета на эскортирование, 2557 вылетов "по вызову", 511 вылетов на прикрытие своих войск и 1310 штурмовых вылетов. В целом было уничтожено 88 советских самолетов при потере 15 итальянских истребителей.
О цифрах и их правдивости судить не станем, уж если немцы оказались врунами по полной, то и в таких успехах итальянцев можно усомниться. Хотя, если работать по У-2 и транспортникам, можно насбивать и даже больше. Данных о том, кого сбивали итальянцы, понятное дело, нет.
Ну а когда в 1943 году как участник Оси закончилась Италия, соответственно, закончились и ВВС. «Стрелы» в основной свей массе стали учебными самолетами и некоторые из них встретили 50-е годы в этом качестве.
В целом же самолет оказался весьма неплох. Лучше многих в Европе, да и, пожалуй, в мире.
Достоинства: маневренность, обзор, конструкция.
Недостатки: скорость, вооружение.
2. MC.202 Folgore («Молния»)
Этот самолет родился тогда же, когда и все его одноклассники: на пике испанских успехов «Мессершмитта» и мотора жидкостного охлаждения.
Италия не стала исключением, и многие конструкторы бросились придумывать новые самолеты. Не стал исключением и Кастольди.
Беда заключалась в том, что достойного двигателя у него не было. И у конкурентов из других компаний тоже. И тогда Кастольди через самого Муссолини обратился за помощью к немцам, благо союзники и последователи учения дуче не отказали в просьбе.
Так в 1940 году в распоряжении фирмы «Макки» оказался вожделенный рядный Daimler-Benz DB 601 жидкостного охлаждения, вокруг которого Кастольди построил М.С.202.
Прообраз был, и прообраз был весьма интересный: гоночный М.С.72, который в 1934 году установил мировой рекорд скорости в 710 км/ч. Вот используя наработки по М.С.72 и немецкий мотор, Кастольди создал М.С.202.
Мы с вами уже поняли, что импортный двигатель для самолета – не лучшее дело, особенно в условиях меняющейся обстановки (привет МС-21). Потому одновременно с испытаниями опытных экземпляров с немецкими моторами, компания "Alfa Romeo" начала работу по лицензионной сборке DB.601 под обозначением R.A.1000 RC41.
В принципе, за итальянцев можно было бы порадоваться, так как M.C.202 был реально самолетом мирового уровня и мало чем уступал аналогам из других стран, а многих даже превосходил. М.С.202 реально был лучшим итальянским истребителем, воевавшим против союзников на всех фронтах.
Единственным минусом итальянской машины была все та же проблема тяжелого вооружения. Итальянцы так и не смогли создать что-то более или менее приличное калибром 20-мм и выше. Поэтому все, на что можно было рассчитывать – это крупнокалиберные пулеметы 12,7-мм.
Нюанс: итальянские машины отличала законченность аэродинамических форм и сказывалось наследие гоночных машин. Отсюда довольно тонкие профили крыла и невозможность установки в крылья тех же крупнокалиберных пулеметов. Поэтому максимальная комплектация М.С.202 – два синхронных пулемета 12,7-мм и два крыльевых пулемета 7,7-мм. Чего в том де 1942 году реально было недостаточно.
В 1941-43 годах было выпущено около 1500 M.C.202, как самой компанией «Макки», так и на заводах «Бреда».
«Молния» на войне.
С попаданием в горнило воздушных сражений у «Молнии» было не очень. Некоторые эксперты утверждают, что если бы М.С.202 прибыли в северную Африку пораньше, то завоевавшие воздух войска Оси могли бы более успешно противостоять союзникам и расклад в Африке был бы иным.
Не знаю, насколько полезными были бы в Африке М.С.202 с необученными и полуготовыми экипажами, честно не знаю. Тут очень сложно судить, а история не имеет сослагательного наклонения.
Факты же говорят, что «Молнии», впервые столкнувшиеся в 1942 в воздухе Мальты с «Sea Hurricane» и «Sеаfire» с авианосцев «Eagle» и «Wasp», чувствовали себя в боях более чем комфортно.
Повоевал М.С.202 и на Восточном фронте, в составе вышеупомянутого корпуса CSIR. Но так как самолеты в составе воздушных сил корпуса были явлением нечастым, то говорить о каких-то успехах или провалах просто не приходится исключительно из-за того, что «Молнии» присутствовали в единичном количестве.
Вообще, главным больным местом самолета стало даже не вооружение, а мотор. Производство М.С.202 было проблемным в плане количества исключительно благодаря моторам, производство которых итальянцы не смогли поднять выше 40-50 штук в месяц. Конечно, учитывая постоянную потребность в замене выработавших ресурс и поврежденных в боях, это мизер. И то, что итальянские заводы смогли выпустить 1500 самолетов, можно назвать трудовым достижением.
Немцы же не могли себе позволить во время войны поставлять двигатели итальянцам. В итоге так и получилось: весьма хорошая и перспективная боевая машина выпускалась в час по чайной ложке.
Если же говорить об оценке М.С.202 именно с экспертной точки зрения, то тут получается несколько двояко.
Если взять оценки союзников, то самолет ни на что не годился. А если почитать мемуары итальянских пилотов, то это был самолет, который и ценили, и любили те, кто на нем летал.
3. MC.205V Veltro («Борзая»)
Самолет, который вполне мог бы претендовать не только на звание лучшего итальянского истребителя, но поспорить за одно из высших мест в общем зачете. Его не зря называли «итальянским «Мустангом», это была действительно выдающаяся машина.
Все началось в 1942 году, когда в Люфтваффе на вооружение посутил весьма выдающийся самолет: Bf-109G с двигателем DB-605 мощностью 1475 л.с. «Фишка» мотора заключалась в том, что по размерам он фактически был идентичен своему предшественнику DB-601, чем не преминули воспользоваться итальянцы.
Компания «Макки» вполне ожидаемо решила внедрить новый мотор в свой старый самолет М.С.202. Задуманное вполне получилось, и так на свет появился М.С.202 bis, который по факту отличался от предшественника только устройством маслорадиатора (в виде двух цилиндров по бокам носовой части фюзеляжа), убираемой хвостовой стойкой шасси и формой кока воздушного винта.
Вполне ожидаемо самолет прошел все стадии испытаний и получил обозначение MC.205V и наименование «Veltro» («Борзая»).
Серийное производство MC.205V развернули на предприятиях фирм Macchi (I и III серии самолета) и Fiat (II серия). Правда, завод Fiat в Турине не выпустил ни одного самолета, но вины итальянцев в этом почти нет. Хотя, как посмотреть. Если бы новые истребители раньше поступили в войска, возможно завод остался бы цел. А так его в декабре 1942 г. полностью разбомбили союзники и ни один самолет на нем так и не был выпущен.
Все, что смогли сделать заводы «Макки» — это выпустить 262 единицы. Согласитесь, что это мизер, который был не в состоянии покрыть потребности ВВС Италии в этих самолетах.
Между тем, М.С.205 мог бы стать весьма замечательной машиной. Он был технологически прост, в его основе лежала конструкция М.С.202. Крыло с двумя пулеметами калибра 7,7-мм было заимствовано полностью.
К 1943 году стало понятно, что 2 х 12,7-мм и 2 х 7,7-мм — это совершеннейшее ни о чем против американских бомбардировщиков, и на самолеты третьей технологической серии крыльевые пулеметы смогли заменить на пушки MG-151. Но импорт – это все-таки слабое звено, как ни крути.
Лицензионный выпуск двигателя DB-605 под обозначением RA 1050R.C. 58 «Tifone» осуществлялся на фирме «Fiat».
Первые «Борзые» поступили на вооружение в начале 1943 г., а к моменту капитуляции Италии в сентябре 1943 года Regia Aeroinautica располагала 66-ю истребителями М.С.205.
В дальнейшем заводы фирмы «Макки» продолжали их производство, но уже под германским контролем. Так получилось, что основные производства «Макки» находились в северной части Италии.
Летчики, освоившие и воевавшие на MC.205V, высоко отзывались о возможностях этого истребителя. Они считали, что при одинаковой подготовке пилотов на малых и средних высотах «Борзая» ничуть не хуже «Мустанга». Да, выше 6000 метров «Мустанг» начинал иметь преимущество в скорости и маневре, так как крыло, заимствованное у М.С.202 «Folgore», было явно маловато для такого самолета.
В данной таблице можно сравнить ЛТХ итальянских самолетов и их противников.
Как можно подытожить все сказанное? Ну, только так: увы для итальянцев, но у истории нет сослагательного наклонения. Самолеты Кастольди действительно были весьма выдающимися машинами, если бы не нюансы, не позволившие уверенно снискать заслуженную славу. Истребители фирмы "Макки" были крепкими и маневренными, им не нужны были длинные и ровные взлетные полосы, они были неприхотливы. Но откровенно слабое вооружение из двух пулеметов — это для 1942 года и дальше просто нелепость.
Если бы итальянцы освоили выпуск пушек, двигателей... Но этого не произошло, а потому, какими бы прекрасными ни были самолеты "Макки", они совершенно ничего не смогли сделать для того, чтобы обеспечить победу своей стране.
- Автор:
- Роман Скоморохов
Свежие комментарии