![Музейные редкости: настоящий доспех тосей-гусоку](https://topwar.ru/uploads/posts/2024-04/1-shlem.webp)
Шлем судзи-кабуто, имеющий 62 ребра «судзи», то есть состоящий из 62 металлических пластинок. Очень похожий глеем имеется в экспозиции Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Там про него написано, что он относится к эпохе Муромати. Год изготовления 1538
«Сжимаю меч – он верный друг громам –
И в бой готов, отважен и упрям.
Иные зря свои проводят дни,
Отважных духом не поймут они».
Китайский поэт Цао Чжи «Креветкам и угрям из озерка...»
И в бой готов, отважен и упрям.
Иные зря свои проводят дни,
Отважных духом не поймут они».
Китайский поэт Цао Чжи «Креветкам и угрям из озерка...»
История оружия. Не знаю как, не знаю почему, но посещая Пензенский областной краеведческий музей в далеком детстве, я не видел там доспеха японского самурая. Вот не видел и все. Потом, когда там стала работать моя жена, я узнал, что он там есть. И даже краем глаза сумел взглянуть на его кирасу, которая тогда никакого впечатления на меня не произвела. Вот он – гибельный удел невежды! Глаза видят, а мозг не осознает, уши слышат, но… человек не понимает.
И впрямь получается так, как недавно написал один из наших авторов, что невозможно соблазнить человека пончиком со сгущенкой, если он никогда не видел ни пончиков, ни сгущенки, и уж тем более не пробовал ни того, ни другого.
Но вот прошло время, знаний в этой области у меня прибавилось, и когда наконец-то эти доспехи попали ко мне в руки, то я мог уже оценить их по достоинству и сфотографировать так, как того мне хотелось.
А вот каким образом они попали в Пензу, мне выяснить не удалось. Возможно, что еще до революции, когда японцы активно торговали военным прошлым своей родины, меняя на доллары и фунты винтовки Снайдера и револьверы Кольта. В любом случае доспех оказался очень интересным, так что сегодня мы наконец-то рассмотрим настоящий японский доспех в деталях.
Краткая характеристика экспоната: японский самурайский доспех типа «тосей гусоку» («новые доспехи»). Не мог быть изготовлен раньше 1556 года. Но вполне мог быть изготовлен до 1868 года.
Начнем рассматривать его со шлема.
Это судзи-кабуто, причем появиться на этом доспехе он не мог раньше 1556 года, а скорее всего, появился даже и позже, все потому, что в доспехе присутствует кольчуга, а она была заимствована японцами у европейцев и на более ранних образцах доспехов не встречается.
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2024-04/2_-dyrka.webp)
Вид на шлем сверху. Хорошо видно отверстие тэхэн, через которое в голову воина должен был входить дух бога Хатимана. И через него же наружу выпускался конец шапочки эбоси
Известно, что такие шлемы принадлежали офицерам, простые самураи довольствовались шлемом всего из нескольких деталей, а асигару и вовсе шлемом-шляпой дзингаса. Характерны такие шлемы были для последних лет эпохи Муромати (1336–1573). Но вероятнее всего, он был все-таки сделан позднее, в XVIII–XIX веках и продан в комплекте с другими частями доспеха иностранцам после открытия Японии в 1868 году.
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2024-04/3_-iznutri.webp)
Вид шлема изнутри
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2024-04/3a-maski.webp)
Самурайские маски мэн-гу. В Японии они заменяли европейское забрало у рыцарского шлема. Все маски, кроме хаппури, носили только самураи! Рис. А. Шепса
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2024-04/4_-maska.webp)
Типичная маска мэмпо. Состоит из двух половин, скрепленных крючками так, что нос может сниматься. Изнутри покрыта хорошо сохранившимся красным лаком. Снаружи – ржавчина, что говорит о том, что японским лаком её не покрывали. Скорее всего, она была окрашена. Несомненно, что это часть боевого доспеха, а не сувенирная поделка для иностранцев, о чем говорит толщина металла и вес маски – она отнюдь не легкая!
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2024-04/5_-iznutri.webp)
Маска мэмпо, вид изнутри. Изнутри самурайские маски всегда покрывались красным лаком, чтобы на их поверхности не было бы видно крови…
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2024-04/6-na-mne.webp)
А вот так устрашающе она смотрится на авторе
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2024-04/7_-hoate.webp)
Лицевая маска хоатэ с горловым прикрытием ёдаре-каке. Изнутри покрыта красным лаком. Материал маски – металл. Горловое прикрытие – лакированная кожа. Шнуровка редкая – сугаке-одоси. Два больших г-образных крючка по бокам служили для того, чтобы за них крепились шнуры, которыми маска закреплялась на лице
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2024-04/8_-podpis.webp)
«Очень странная надпись» на бирке к маске хоатэ. Такие вот «описания» в наших музеях, увы, не редкость. Впрочем, где только у нас не проявляется махровый дилетантизм?!
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2024-04/9_-izgutri.webp)
Эта же маска хоате, вид изнутри. Отверстие на подбородке служило для того, чтобы через него вытекал пот!
Кираса доспеха тосей-гусоку – из склепанных горизонтальных полос (окэгава-до). Поскольку головки заклепок видны – то это какари-до или бё-какари-до. Накладной карман слева характерен для доспехов японских мушкетеров и их командиров ко-гасиру. Два кольца служили для подвешивания боевого веера гумбай-утива, которым командир знаками отдавал приказы.
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2024-04/10-kirasa.webp)
Вот она – «кираса с накладным карманом»
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2024-04/11_-zaklepki.webp)
Даже простые заклепки и те на японским доспехе представляли собой образец мастерства!
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2024-04/12_-zaklepki.webp)
Одно из нагрудных колец
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2024-04/13_-dlja-flaga.webp)
Наспинная деталь самурайского доспеха гаттари. Служила для того, чтобы в отверстие в ней вставлять личный опознавательный флажок самурая сасимоно
В качестве сасимоно могли использоваться и не только флажки, но и странные символы в виде шаров из шерсти, репы с листьями из папье-маше, черепа, пестика для толчения риса, зонта, веера, набора молитвенных палочек. Любой предмет, окружавший самурая, мог стать его сасимоно. Лишь бы как-то отличаться им от других. К гаттари полагался ещё и пенал для древка в нижней части кирасы. Но на данном доспехе он отсутствует.
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2024-04/14_kusadzuri.webp)
Шестисекционная «юбка» кусадзури, с редким плетением сугакэ-одоси. Шнуры синие – йугути-ито. Состоит каждая секция из пяти пластин, сделанных из лакированной кожи. На фото одна из секций
Рукава японских доспехов, то наручи, всегда были из ткани и надевались по отдельности. Причем сначала у них был лишь один рукав и только потом два, так что это позволяет увереннее их атрибутировать. Важно также иметь в виду, что кольчуга в Японии имела другую форму плетения, причем не одну, отличавшуюся от тех, что применялись в Европе, и к тому же она практически всегда нашивалась на ткань.
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2024-04/15_-vidy-kote.webp)
Виды панцирных рукавов котэ (в японском языке часто меняется одна из согласных слова для мелодичного звучания): 1 – цуцу-готэ, XIV в., 2 – сино-готэ, XVI–XVIII вв., 3 – ода-готэ, XVI–XIX вв., 4 – бисямон-готэ, XVI в., 5 – ёсицунэ-готэ, XII–XIII вв., 6 – о-сино-готэ, XIII–XV вв. Рис. А. Шепса
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2024-04/15a_-kotje.webp)
Перед нами два рукава – типичные ода-котэ с грушевидными рифлеными пластинами сива-фукумэ и металлически пластинками икада. Кольчужное плетение кусари по японской традиции нашито на ткань. Тип плетения камэ-ко-гусари. Эпоха Эдо. Неплохо сохранилась тканевая основа иейи. Также имеются металлические рукавицы тэкко с гербом рода
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2024-04/16_grsha.webp)
Сива-фукумэ крупным планом
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2024-04/17_-perchatki.webp)
Латные перчатки составляли одно целое с котэ и закрывали тыльную сторону ладони и большой палец. Чтобы выяснить, какому роду принадлежал изображенный на них мон – герб – цветок с пятью лепестками в круге, нужно будет сделать запрос в Японию, в Токийский национальный музей
В любом случае доспехи эти ну очень интересные. И сохранились достаточно хорошо, хотя и, безусловно, нуждаются в реставрации.
Вот только кто будет её проводить?
Специалистов такого уровня у нас в городе просто нет, да и откуда им взяться. А те, что в Москве, заломят за это немыслимые для бюджета музея деньги.
P. S.
И надо же было такому случиться, чтобы эти доспехи попали ко мне в руки, как раз когда я получил из издательства свою очередную книгу из серии «Больших иллюстрированных атласов» – «Самураи – рыцари страны Восходящего солнца». Книга очень хорошо издана. Нет ни единой страницы, кроме разве что глоссария терминов, а всего их 191, на которой бы не было по 2–3 цветных иллюстрации. Очень качественная бумага и печать.
В книге подробнейшим образом и очень наглядно, опять же, в цвете, показаны и доспехи, и оружие самураев, и их жилища, замки, рассказывается история самых знаменитых. В своё время на нашем сайте уже выходил цикл статей о самураях. Но давно. И кое-что из него в эту книгу попало, подавляющее же количество фотографий совершенно оригинальные, то есть ранее у нас не публиковались и получены из самых известных музеев мира.
Многие фото сделаны непосредственно в Японии. Для любителей восточной экзотики и в качестве подарка детям это как раз самое то…
На очереди продолжение книги «Блестящее Средневековье: рыцари и замки», которое будет посвящено рыцарству XVI–XVII веков, а называться будет так: «Рыцари заката».
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2024-04/18-kniga.webp)
Вот она, эта самая книга, вернее – фотография её обложки
Свежие комментарии