Во время Второй Мировой войны Атлантика долгое время была ареной ожесточенных схваток англо-американских противолодочных сил с немецкими "волчьими стаями".
5 мая 1943 г. английская эскортная группа В-2 вышла в море на соединение с конвоем SC-129, который следовал из канадского порта Галифакс в Англию. Корабли вел в поход коммандер Дональд Макинтайр, один из наиболее удачливых английских противолодочников. В состав группы входили эсминцы "Гесперус" и "Ванесса", и 7 корветов. Группа В-2, которую коммандер возглавлял с июня 1942 г., провела не один конвой и имела отличный результат - ни один транспорт из охраняемых ими не был потоплен. Вдобавок "Гесперус" потопил 26 декабря тараном U-357, а 25 апреля, применив новый бомбомет "Хеджехог", отправил на дно U-191.
В полдень 11 мая радист сообщил Макинтайру, что, судя по характеру радиообмена, немецкие лодки конвой не обнаружили, хотя они находятся довольно близко. Такое положение сохранялось несколько часов, лодки себя не обнаруживали, но и далеко не отходили. Неожиданно в 18 часов взорвались и начали тонуть сразу два транспорта: британский "Антигон"(4545 брт) и норвежский "Градо"(3082 брт). Это "прислал привет" корветтен-капитан барон Зигфрид фон Форстнер с лодки U-402.
До темноты корабли охранения усиленно искали того, кто подорвал репутацию "непробиваемого эскорта", но безуспешно.
Наступило 12 мая. конвой находился недалеко от Азорских островов, все моряки на кораблях и транспортах ждали, что вот-вот в атаку пойдут "волки" Деница. Наконец, радиолокационный пост доложил: "Слабый контакт по пеленгу 230 градусов, дистанция 5 миль." Это к конвою приближалась субмарина. Она не имела яркой биографии.
6 мая 1942 г. в Киле была спущена на воду новая подводная лодка U- 223. После прохождения курса боевой подготовки на Балтике, она была зачислена в состав 6-й флотилии Кригсмарине и перешла во французский порт Сен-Назер.
Командир лодки - капитан-лейтенант Карл Юрген Вахтер оправдывал свою фамилию и "стоял на вахте денно и нощно", изнуряя команду постоянными тренировками. Вероятно, в тот момент подводник считали, что им не повезло с командиром. Тем более, что особой удачливостью Вахтер похвастаться не мог, но и моря зря не утюжил. 3 февраля 1943 г. потопил американский пароход "Дорчестер"(5649 брт), а через двадцать дней - панамский танкер "Винклер"(6907 брт). Теперь, в мае командир был полон стремления продолжить список своих побед.
Однако он не знал. что его путь пересекся с одним из лучших "убийц лодок" английского флота.
Коммандер Макинтайр, получив доклад об обнаружении цели, направил "Гесперус" полным ходом к подлодке. Вскоре английский моряк заметил в бинокль белый, пенный кильватерный след субмарины, хорошо видимый в неярком свете луны на темной воде.
На лодке увидели эсминец довольно поздно, когда он выскочил на субмарину из дождевого заряда, но тренированная команда четко исполнила приказ "Срочное погружение". В воздух взлетели фонтаны брызг, и U-223 скрылась с глаз. Но на темной поверхности воды осталась фосфорисцирующая крутящаяся воронка. По этой отметке, как по мишени, сбросили первую серию глубинных бомб. В лодке погас свет силой ударов матросов бросило на палубу, и "двести двадцать третья" начала стремительное падение на глубину. Вот тут-то подчиненные въедливого Вахтера вспомнили его добрым словом. В полной темноте подводники действовали по схеме, отработанной до автоматизма. Вскоре зажглось аварийное освещение, погружение (или падение) замедлилось на глубине 180 м, и лодка медленно пошла вперед.
На поверхности моря Макинтайр развернулся, сбросил ход, и ввел в действие гидролокатор, который показал, что цель очень глубоко. Тогда бомбометная команда подготовила еще одну партию "глубинок" и по команде офицера сбросила за корму.
Коммандер доказал еще раз, что не зря заслуживает известность. Даже на такой глубине бомбы взорвались близко от лодки. На ней снова погас свет и от ударной волны и от огромного давления на глубине в носовой отсек стала поступать вода. начались замыкания и загорелась электропроводка. Обстановка на лодке постепенно выходила из-под контроля. Отказал один электродвигатель, многие механизмы вышли из строя и лодка снова начала падать. Все же высокая выучка экипажа позволила задержать корабль на глубине 210 м. Макинтайр вцепился в лодку "мертвой хваткой" и сбросил еще одну большую серию бомб, а затем пустил в ход британскую "новинку" - глубинную бомбу МК-Х. Собственно эта была даже не глубинная бомба, а разновидность метательной мины времен русско-японской войны. В корпус торпедывместо двигателя заливали взрывчатку и махину весом в одну тонну выстреливали из торпедного аппарата.
После ужасающего взрыва командир лодки встал перед дилеммой - или погибнуть, или всплыть и надеяться на свою удачу.
Погибать подводникам не хотелось, и Вахтер скомандовал "Всплытие".
Акустик на эсминце услышал характерный1 звук продуваемых цистерн, и Макинтайр в свою очередь скомандовал артиллеристам "Приготовиться".
Лодка вынырнула прямо перед эсминцем. и стрелять из 120-мм орудия было нельзя. "Гесперус" поливая лодку из 20-мм "эрликонов", проскочил вплотную , сбросив серию бомб с установкой на минимально безопасную для себя глубину взрыва - 15м.
Когда опали фосфоресцирующие в лунном свете фонтаны воды, оказалось, что лодка не утонула, и, более того, смогла дать ход.
Стреляя из 120-мм орудия эсминец пошел на сближение. В ответ, уворачиваясь, капитан-лейтенант выстрелил последовательно четыре торпеды и даже попробовал идти на таран, но это не получилось. Главный калибр "Корабля Его Величества" стрелял беспрестанно, лодка снова потеряла ход и стояла без движения в свете прожектора. Но упрямо не тонула.
Время шло, конвой уходил все дальше, снаряды и глубинные бомбы подходили к концу, К тому же, израсходовав весь запас бомб, эсминец оставался безопасным для других встретившихся лодок. Такого коммандер себе позволить не мог.
После короткого совещания с командиром минно-артиллерийской боевой части Макинтайр решил попробовать загнать лодку в воду весом корабля. Эсминец дал ход, направляясь к U-223. Вид надвигающегося для смертельного удара противника был так впечатляющ, что без приказа стоящие на мостике унтер-офицер и матрос бросились в воду. "Гесперус" приблизился и уперся форштевнем в борт лодки, дав "малый вперед". U-223 накренилась и легла на борт, однако как только форштевень соскользнул с борта, лодка выпрямилась, хотя теперь сидела в воде гораздо глубже.
Вахтер отдал сразу два приказа. "Торпедный аппарат пли", "Команде в спасательных жилетах выйти на палубу и приготовиться покидать корабль".
Макинтайр никак не ожидал еще одной торпеды и с трудом уклонился от нее.
Он стоял перед необходимостью выбора: или таранить лодку, или бросить последние глубинные бомбы, которые гораздо менее эффективны против лодки на поверхности, или "вывалить" по малозаметной цели остатки снарядов. В момент раздумий он увидел, как из открывшихся люков на палубу начали подниматься фигуры в темных комбинезонах с ярко заметными спасательными жилетами.
Конвой за время боя ушел вперед миль на тридцать, и забота о его судьбе волновала командира эскорта все больше и больше.
Тогда-то Макинтайр нашел необычное решение. Плюнуть на немцев и уйти - пусть тонут как хотят!
К полному изумлению немцев эсминец прекратил артиллерийский огонь, развернулся и исчез в темноте.
Вахтер пребывал в замешательстве недолго, пожалев двух "слабонервных". бесцельно пропавших в волнах, он приказал - "По боевым постам!"
Развернувшейся работе трудно найти определение. 12 часов подряд полуоглохшие, в синяках и ссадинах люди трудились над спасением своего корабля и своей жизни. С большим трудом откачали воду, постоянно очищая фильтры насосов от обломков, какими полны были трюмы. Хорошо подготовленный экипаж вводил в строй один механизм за другим. Небо и море оставались пустынными, немецкое везение продолжалось. Через двенадцать часов U-223 смогла дать ход.
Самое странное, что хоть "баталия" длилась несколько часов, на лодке не было убитых и раненых, кроме двух пропавших в море.
Их история тоже весьма примечательна. Всплыв на поверхность после прыжка с лодки, подводники наблюдали окончание боя и уход эсминца. Лодку они не видели, поскольку все море застилал туман, а затем начал капать мелкий дождь. Неожиданно в разрыве тумана подводники увидели темный объект, дрейфующий к ним. Это оказался резиновый плот с одного из потопленных судов. Он уже полузатонул, но выдержал вес моряков. Прошел день, наступили сумерки,волны снова начали крепчать. Моряки страдали от холода и голода, постоянной болтанки. Дважды плот переворачивался и каждый раз унтер-офицер заставлял впавшего в апатию товарища залезть на плот. В третий раз это не удалось, и унтер-офицер остался в одиночестве. С рассветом волны еще усилились и приобрели пенные гребешки. Одна такая волна стукнула плот и он разорвался. Казалось, что все кончено и осталось только ждать прекращения мучений.
Однако во всей этой истории все шло не как обычно.
Рядом с человеком посреди громадной Атлантики всплыла германская подводная лодка. Просчитать вероятность такого совпадения, наверное, невозможно. Командир вышел на мостик и бросил взгляд в бинокль, собираясь дать команду на зарядку аккумуляторов. В этот момент обер-лейтенант Хайнц Фостер услышал крик. Он командовал лодкой U-359. Взглянув в бинокль, он увидел человека, болтающегося на волнах недалеко от его лодки.
Фостнер знал из сообщения штаб-квартиры, что позапрошлой ночью одна из субмарин в ходе боя потеряла двух человек экипажа, но никак не мог предположить, что найдет одного из "утопленников" в целости и сохранности.
После обмена радиограммами лодки встретились, и "пропажа" вернулась к месту службы. Кроме того, с борта подошедшей лодки передали некоторые запасные части. "Ожившая" U-223 кое-как поковыляла в Сен-Назер, куда прибыла через 12 дней.
Случай чудесного спасения и героический бой с английским эсминцем, еще долгое время живо обсуждался среди немецких моряков во Франции
Дональд Макинтайр еще раз подтвердил свою репутацию, потопив утром этого же дня остатками глубинных бомб U-186, которая прорвалась к конвою SC-129, находящейся в тот момент севернее Азорских островов.
За последние дни апреля и первые три недели мая через Атлантику прошло 12 конвоев, плотно прикрытых авиацией. Погибло 5 транспортов, потоплено 13 подлодок. Эра "волчьих стай" стала клониться к закату.
Сам Макинтайр плавал до августа 1944 г. 28 числа в Баренцевом море его новый корабль-фрегат "Бикертон" был торпедирован подводной лодкой U-354 обер-лейтенанта Ханса Штамера. Причем Штамер попал одной торпедой из трех в авианосец "Набоб" и пытался добить его пятым торпедным залпом. Одна из торпед навелась на фрегат. ставший фактически случайной жертвой. После этого случая коммандера перевели на береговую должность.
U-223 после памятного боя ремонтировалась до сентября 1943 г. во Франции, а затем была переведена в 29-ю флотилию на Средиземном море. Там Карл Вахтер потопил 2 октября английский пароход "Стенмор"(4970 брт), а 11 декабря так торпедировал английский эсминец "Стенмор", что его исключили из состава флота.
Затем он сдал в январе 1944 г. корабль новому командиру, и счастье отвернулось от U-223. Ее потопили 30 марта 1944 г. севернее Палермо глубинными бомбами английские эсминцы, которые завершили таким образом дело, начатое почти год назад "Гесперусом".
- Автор:
- Юрий Токарев
Свежие комментарии