На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 280 подписчиков

Свежие комментарии

  • Аудрюс
    Дурак ты и уши у тебя холодные!МИГРАНТ ЗАБРАЛ ЖИ...
  • Аудрюс
    Ну и чурбан же ты!МИГРАНТ ЗАБРАЛ ЖИ...
  • виктор климахин
    Эту  черножопую    суку    вместе   губернатором   прокуратурой    с  полицаями   повесить   на  фонарных   столбах  ...МИГРАНТ ЗАБРАЛ ЖИ...

Карл-Людвиг-Иоганн Габсбург. Эрцгерцог, побеждавший Бонапарта

 

Воин по призванию


Наполеоновская эпоха, эпоха почти непрерывных войн, сделала знаменитыми очень многих полководцев, которые воевали под началом великого корсиканца или же против него, а порой и по обе стороны фронта. В этой блистательной плеяде австрийский эрцгерцог Карл занимает особое место, поскольку первым сумел не просто нанести Наполеону поражение, а поставить его армию на грань полного разгрома. 


 


Это случилось в двухдневном сражении у Асперна и Эсслинга на берегах Дуная в кампании 1809 года. Однако и до этого именно Карла Габсбурга по праву считали тем военачальником, который способен противостоять французской Великой армии и её главнокомандующему. Его военный талант был замечен уже во время революционных войн и сочетал в себе качества истинного воина и прекрасного организатора.

В имперской Вене немало памятников героям прошлого, о которых сами венцы почти не имеют представления. Однако памятник эрцгерцогу Карлу на Хельденплатц, где скульптор изобразил полководца на поле битвы под Асперном, со знаменем полка Цаха в руках, не просто любим. Когда рядом с ним воздвигали современные туристические павильоны, протестовал чуть ли не весь город. 

Карл был третьим сыном будущего императора Леопольда II и Марии-Луизы Испанской, правившими тогда в Тоскане. Он родился в 1771 году во Фландрии, имея практически ничтожные шансы на престол Габсбургов. Карл вырос в Тоскане, не отличаясь крепким здоровьем, у него нередко случались эпилептические припадки и его готовили к карьере священника. Однако с ранних лет эрцгерцог стал всерьёз интересоваться военным делом.

Карл-Людвиг-Иоганн Габсбург. Эрцгерцог, побеждавший Бонапарта

Император Леопольд II правил совсем недолго, зато оставил много наследников

В пятилетнем возрасте отпрыска августейшей фамилии, по заведённой у Габсбургов традиции, назначили командиром полка. В 1790 году его отец, получив императорскую корону, предложил тётке – эрцгерцогине Марии-Кристине и её супругу герцогу Альберту Саксен-Тёшенскому, у которых не было детей, усыновить, а точнее – признать наследником своего третьего сына. Так Карл-Людвиг-Иоганн в возрасте 19 лет стал Тёшенским. 

Год спустя вместе с приёмными родителями он перебрался в Нидерланды, и уже в 1792 году, когда начались революционные войны с Францией, получил боевое крещение в сражении при Жемаппе. Оно было с треском проиграно австрийцами, которыми, кстати командовал приёмный отец эрцгерцога, но уже в сражении под Альтенховеном Карл-Людвиг весьма успешно командовал кавалерийским полком. Вскоре его назначают губернатором австрийских Нидерландов (теперь это часть Бельгии), с присвоением звания фельдмаршал-лейтенанта.

При этом он остаётся в действующей армии принца Кобурга, получая вскоре звание фельдцейхмейстера. Молодой энергичный Карл постоянно конфликтует с пассивным Кобургом, и после поражения при Флёрюсе вынужден отправиться в Вену, где проведёт три года практически в бездействии.

Блистательный дебют


Его возвращение в действующую армию состоялось только в 1796 году, когда две французские армии – Самбро-Маасская генерала Ж.Б. Журдана и Рейнско-Мозельская Ж.В. Моро вторглись в Германию. По плану, который разработал сам Лазар Карно, Моро должен был отвлечь на себя австрийскую армию, чтобы обеспечить вступление Журдана в Баварию. Впоследствии две французских армии должны были идти на Вену, где и соединиться с Итальянской армией Бонапарта.


С генералом Журданом эрцгерцог Карл впервые столкнулся ещё при Флёрюсе

Австрийцы тоже вынашивали далеко идущие планы, но эрцгерцог Карл просто умело воспользовался разделением сил противника. Он нанёс последовательные поражения обеим французским армиям, что даже привело к отставке Журдана, вместо которого был назначен популярный генерал Л. Гош. Удивительно, что звание генерал-фельдмаршала 25-летний австрийский эрцгерцог успел получить ещё до своих блестящих побед, как бы авансом, когда только вступал в командование.

После серии маневров и сражений (под Нересгеймом, Амбергом, Фридбергом) армии Гоша и Моро вынуждены были отступить за Рейн. Военные историки долгое время, пока французы не раздули наполеоновскую легенду, считали, что кампания эрцгерцога Карла на Дунае и Рейне превосходит даже итальянскую генерала Бонапарта. 



Генерал Моро в сражении при Гогенлиндене, 1800 г.

При этом, как ни странно, и отступление генерала Моро за Рейн признано шедевром военного искусства. Пройдёт 16 лет, и эрцгерцог Карл не примет предложения русского императора возглавить союзные армии в борьбе с Наполеоном. А его старому противнику генералу Моро, специально прибывшему из эмиграции в Америке, принять командование не позволит французское ядро, поразившее генерала в сражении под Дрезденом.

Тем временем молодой генерал Бонапарт, который, между прочим, был на два года старше эрцгерцога Карла, разгромил австрийские армии в Северной Италии. Австрийский гофкригсрат, военный совет, состоявший в основном из отставных генералов, который заменял сразу и военное министерство, и главный штаб, срочно отправил туда Карла, но сойтись на поле боя, двум выдающимся полководцам, тогда было не суждено. 

Австрийский главнокомандующий предлагал перебросить в Италию высвободившиеся войска с Рейна, однако в Вене всерьёз планировали вторжение во Францию. В итоге Карлу оставалось только спасать уцелевшие части, спокойно доведя дело до Лёобенского перемирия, завершившего не только кампанию, но и всю войну первой антифранцузской коалиции. 

На равных с Суворовым?


Спустя три года была сформирована новая коалиция против революционной Франции. Весной 1799 года армия эрцгерцога Карла успешно теснила французов из Северной Италии, заняв Милан, но на этом театре её вскоре сменили русские войска во главе с Суворовым. Сам же эрцгерцог отправился в Баварию, и сразу стал настаивать на переброске победоносной суворовской армии, которая практически очистила Ломбардию и Пьемонт, в Швейцарию. 


Суворов в Италии. В день сражении на реке Треббии он ничуть не сомневался в победе

Именно так Карл-Людвиг-Иоганн вместе с гофкрисратом приступил к реализации плана, предложенного русским императором Павлом. Этот план предполагал последовательный маневр к северу всеми союзными силами для того, чтобы в итоге провести экспедицию в Нидерландах вместе с англичанами и тем самым в корне изменить ход войны. Армии Карла-Людвига предстояло осаждать Майнц и захватить всю территорию нынешней Бельгии. 

Суворов громил будущих наполеоновских маршалов, а эрцгерцог снова воевал на немецкой земле. Армия, которой командовал Карл, уже фельдмаршал, сначала сосредоточилась на берегу реки Лех, где была атакована войсками всё того же генерала Журдана, против которого Карл сражался ещё при Флерюсе, а затем в кампании 1796 года. Но Журдан не смог добился успеха под Штоккахом и был вынужден, в который уже раз, отступить за Рейн.

Выполняя распоряжение гофкригсрата, Суворов двинул часть своих войск в Швейцарию, откуда уже успели уйти значительные силы австрийцев, в том числе и те, которыми командовал эрцгерцог. Заслон, оставленный Карлом против мощной французской армии генерала Массены, та, похоже, просто не заметила, а вслед за ним разгромила в сражении при Цюрихе и русский корпус Римского-Корсакова. 


Генерал Массена в сражении при Цюрихе

А Суворов вёл свои полки как раз на соединение с ним, и в результате оказался в полуокружении. Есть немало историков, причём не только российских, обвиняющих австрийского фельдмаршала, который был почти втрое моложе Суворова, в том, что он попросту бросил союзника. Переписка великого русского полководца с австрийским гофкригсратом и лично с эрцгерцогом Карлом, а также другие источники, не дают для этого прямых оснований, но сам Суворов в такую ловушку точно бы не залез. 

Ценой небывалого напряжения сил и беспримерного героизма, одержав серию блистательных побед, великий русский полководец провёл свою армию фактически по французским тылам. Провёл с минимальными потерями – из почти 20 тысяч солдат и офицеров у него осталось чуть меньше 16 тысяч. 


Переход Суворова через Альпы. Классическая работа великого Василия Сурикова

Однако к тому времени, когда русские соединились с австрийцами, исход войны был ещё неясен, но Павел I принял решение выйти из коалиции. 

Тем временем 28-летний австрийский полководец также одержал ряд побед, но его успехам, как до этого и Суворову, помешали крайне противоречивые распоряжения австрийского гофкригсрата. Эрцгерцог Карл, который к этому времени номинально уже числился главнокомандующим австрийской действующей армии, не скрывал своего недовольства. 

После того, как австрийцы были биты Бонапартом при Маренго, а генералом Моро – у Гогенлиндена, Карл-Людвиг-Иоганн в 1801 году оставил свой высокий пост и с разрешения императора уехал в Прагу. Однако сразу же за ним туда отправился посланник из Вены с просьбой возглавить защиту Богемии от французов. Для этого эрцгерцог Карл сформировал Богемский корпус волонтёров, но возглавить его так и не смог по причине обострившейся болезни.

Реформатор


С окончанием очередной кампании эрцгерцог сосредоточился на реформировании австрийской армии. Он вовсе не собирался отказываться от наследия «великих» противников Фридриха Прусского и полностью перестраивать её на французский лад. При этом навыкам стрелкового боя, построению в каре или глубокие колонны для штыкового удара солдат учить стали фактически заново. Время отказаться от линейной тактики и кордонной стратегии для австрийцев наступит чуть позже.

До следующей кампании, 1805 года, эрцгерцогу не удалось внедрить в армии Габсбургов корпусную организацию, но система снабжения, организация артиллерии и инженерных войск претерпели значительные изменения. В империи вместо рекрутских наборов ввели ландвер – целую систему подготовки военных кадров, а заодно реформировали значительную часть кавалерии, лёгкую пехоту преобразовали в егерей, уравняли в правах австрийские и все иные полки. 


Наконец, злополучный гофкригсрат, который в итоге возглавил сам эрцгерцог Карл, преобразовали в военное министерство и дополнили полноценным генеральным штабом. С адъютантской службой под началом генерал-квартирмейстера, с топографическим отделом и военным архивом. Перемены, скорее всего, были к лучшему, хотя в войне 1805 года французы не слишком это почувствовали. 

Промаршировав из Булонского лагеря, Великая армия Наполеона разгромила сначала австрийскую армию генерала Мака под Ульмом, а затем соединённые силы союзников – под Аустерлицем. При этом сам эрцгерцог Карл, который стал во главе армии в Северной Италии, снова считавшейся главным театром военных действий, воевал достаточно успешно. Не проиграв сражения при Кальдиеро, он вынужден был отступать, чтобы соединиться с русскими в окрестностях Вены. Однако не успел.


Разгром под Ульмом и не менее страшное поражение под Аустерлицем были восприняты при дворе Франца II достаточно трезво. Император, которого Наполеон не так давно вынудил сменить титул с германского на австрийского, и даже стать Францем I, дал Карлу добро на продолжение реформ. Для начала тот уволил 25 генералов, а также предложил ввести в армии полное единоначалие. 

Эрцгерцог писал своему венценосному брату:
«Первый шаг для достижения этой цели, я думаю, Ваше Величество, я должен стать генералиссимусом во главе всей армии».


Франц не стал возражать и сделал Карла главнокомандующим в звании генералиссимуса. У эрцгерцога оказались полностью развязаны руки, и он тут же взял в помощники графа Филиппа Грюна, барона Вимпффена назначил личным адъютантом, а своего друга Майера — генерал-квартирмейстером. А для редактирования нового устава привлёк знаменитого поэта Ф.Шиллера. 

Армию мирного времени тут же фактически перевели на военное положение, установив постоянную расстановку полков, дивизий и корпусов. Полки стали состоять из двух батальонов по шесть рот и четырёх-ротного резервного батальона. Сохранился неизменным, и даже получил развитие национальный принцип формирования многих полков, что на том этапе принесло неплохой результат. По крайней мере, патриотизма и лояльности к правящей династии прибавилось.

Реформаторы воссоздали элитный резерв армии из гренадер и гвардии, и продолжили преобразования в кавалерии и артиллерии. Полевую артиллерию вообще почти полностью свели в единые бригады, что позволяло концентрировать огонь батарей на определённых важных участках, не распыляя пушки по полкам и батальонам. 


Получила развитие также и система территориальных резервов, ставшая фактическим развитием идеи народного ополчения. Она носила оборонительный характер, но изрядно обеспокоила Наполеона, который впоследствии потребовал от Австрии ликвидации этого института. В итоге реформа эрцгерцога Карла сработала. И хотя четыре года — срок явно недостаточный для полного преобразования армии, уже в следующей войне с Наполеоном австрийцы показали себя настоящими вояками. 

Победитель


Весной 1809 года Австрия буквально жаждала реванша за 1805 год, и попыталась воспользоваться тем, что Наполеон всерьёз застрял в Испании. Вторжение в Баварию угрожало крахом Рейнской конфедерации и всей системы управления Германией, которую выпестовал Наполеон. В этой кампании Австрия выставила на поле боя 280 тысяч солдат при 790 орудиях под командованием эрцгерцога Карла.

Поначалу ему сопутствовала удача, он нанёс несколько серьёзных ударов разбросанным французским корпусам. Но смелые маневры маршала Даву и прибытие лично Наполеона переломили ситуацию. В пятидневных боях в окрестностях Регенсбурга французы вырвали победу буквально из рук эрцгерцога Карла. С 19 по 23 апреля 1809 года две огромные армии сражались при Тейгене, Абенсберге, Ландсхуте, Экмюле и Регенсбурге. Австрийцы, потерял до 45 тысяч человек, отступили к окрестностям Вены.

Отстоять столицу под напором французов австрийским войскам не удалось. Эрцгерцог Карл увёл армию из-под удара главных сил Наполеона, но тот, ворвавшись в Вену, буквально расколол австрийские силы надвое. Однако переправы через Дунай были своевременно уничтожены. Наполеону пришлось форсировать реку к югу от Вены с явно недостаточными силами. 

В результате император французов потерпел своё первое тяжёлое поражение в полевом сражении у Асперна и Эсслинга. К тому же он потерял первого из своих маршалов – Жанна Ланна, одного из немногих, кто говорил с Наполеоном на ты и был его личным другом. 


Эрцгерцог Карл в сражении под Асперном

После Асперна и Эсслинга было ещё и великое противостояние при Ваграме, в котором Наполеон снова был на грани поражения. Австрийцам просто не хватило сил, чтобы отрезать французов от переправ на Дунае, пока Массена совершал свой рискованный фланговый марш. Даву не решился на более глубокий обход левого фланга эрцгерцога Карла, а Бернадотт, выравнивая линию, оставил австрийцам селение Адерклаа – важнейшую позицию в самом центре. 

Во второй день битвы Наполеону пришлось разгребать завалы, которые нагородили его маршалы. Мощная почти 40-тысячная колонна Макдональда буквально проломила австрийский фронт, и эрцгерцог Карл начал отступление, признав сворё поражение. Он организованно отвёл армию в Кроацию, готовясь к защите последних владений Габсбургов.


Главный из Габсбургов, император Франц, пошёл на заключение мира в Шёнбрунне, а спустя всего несколько месяцев дал согласие на брак Наполеона с дочерью – Марией-Луизой. Тот факт, что французский монарх выбрал эрцгерцога Карла в качестве своего представителя во время сватовства, считается знаком особого уважения Наполеона к своему сильнейшему противнику.

Теоретик


После поистине эпического соперничества с французским гением эрцгерцог Карл больше уже не принимал участия в войнах. И если он дважды отказался от возможности занять трон – сначала в Португалии, а затем в Бельгии, стоит ли удивляться, что его уже не прельщала перспектива снова воевать с французами – пусть и во главе всей союзной армии. 

Есть сведения, что после поражений от французов, многие австрийские офицеры были готовы устроить заговор в пользу эрцгерцога Карла, но сам он от такой перспективы благоразумно открещивался. Августейший полководец решил устроить личную жизнь, женился, завёл детей и всерьёз занялся теоретическими разработками в сфере военного искусства.


Эрцгерцог написал несколько томов в стиле, характерном скорее не для XIX, а для предыдущего века. Автор увлекался незначительными деталями и придавал слишком большое значение географическому фактору. Карл-Людвиг-Иоганн много чертил и считал, и его «науку побеждать» кто-то назвал «геометрией победы». 

Талантливый русский военный историк Александр Свечин обратил внимание, что сам эрцгерцог, «несмотря на свои новаторские идеи и преклонение перед Наполеоном, по характеру был человеком, постоянно оглядывающимся назад». Труды эрцгерцога Карла, безусловно, представляют большой интерес для специалистов, но здесь вполне достаточно будет привести лишь несколько цитат, которые наиболее ярко характеризуют одного из победителей Наполеона.


Война — это наибольшее зло, которое может выпасть на долю государства или нации. Поэтому главной заботой правителя… должно быть, немедленно же собрать все силы… и приложить все усилия, чтобы война была возможно кратковременна… Целью каждой войны должно быть достижение выгодного мира; только выгоды мира устойчивы, и счастье народам может дать только продолжительный мир.

Крупные цели могут быть достигнуты только решительными ударами… Решительный удар возможен лишь при превосходстве в силах в пункте его нанесения.

Ничто не может служить оправданием государству, решившемуся вести оборонительную войну, кроме неизбежной необходимости или… уверенности в том, что в ближайшее время… полководцу удастся перейти от оборонительной войны к наступательной.

Верный операционный план может быть составлен лишь после того, как будут получены точные сведения о средствах противника и местности, на которой придётся оперировать.

Главное правило как наступательной, так и оборонительной войны заключается в следующем: никогда не избирать для главных сил операционной линии или позиции, позволяющих противнику оказаться ближе к нашей коммуникационной линии, к нашим магазинам и т.д., чем будем мы сами.


Несмотря на все проблемы со здоровьем, эрцгерцог Карл прожил достаточно долгую жизнь, пережив не только Наполеона, но и австрийского императора Франца. Настоящий пережиток прошлого, он скончался уже 75-летним в 1847 году, всего за несколько месяцев до того, как по Европе всерьёз забродил небезызвестный «призрак». Всколыхнувший среди прочих и тысячелетнюю империю Габсбургов.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх