Нику Мындреску.
Российская спецоперация подтолкнула Вооруженные силы Румынии начать масштабные программы модернизации. Учитывая украинский опыт и поддержку НАТО, Бухарест решил улучшать свои ВС не количественно, а качественно. Пока что на этом пути власти Румынии столкнулись с проблемой нехватки квалифицированных кадров в военной промышленности.
Однако российская угроза из-за событий на Украине может быть всего лишь предлогом для усиления румынской военной машины. Куда более предметным выглядит применение этих вооруженных сил для «выравнивания фронта» НАТО с Россией на южном направлении. Одной из таких акций может стать обсуждаемое сейчас и в Кишиневе, и в Бухаресте применение румынской жандармерии и ограниченного контингента вооруженных сил для «усиления безопасности Республики Молдова» – от гипотетического российского вторжения. И вряд ли стоит ждать, что «контингент безопасности» будет способствовать укреплению молдавского суверенитета и нейтралитета.
«Партия войны» Бухареста одержима идеей стать главным военным союзником США на Балканах. Это не просто означает встать на одну ступеньку с Польшей, но и сулит значительный рост престижа страны во внутриевропейских делах и на международной арене. А это, в свою очередь, доступ ко все большим фондам и денежным потокам, как в рамках Евросоюза, так и сотрудничества с Соединенными Штатами. В этом случае, конечно же, градус русофобии в Бухаресте будет зашкаливать все сильнее, а Румыния из гаранта региональной безопасности, которым пытается выглядеть, может превратиться в региональную угрозу – для Приднестровья с расположенным там российским миротворческим контингентом и маленькой нейтральной Молдовы.
«Окно возможностей»
Начало крупномасштабных боевых действий на территории Украины сподвигло весь блок НАТО пересмотреть свои подходы к европейской безопасности. США и другие союзники перебросили на восточные границы Альянса до 40 тысяч солдат, развернули системы ПВО и сформировали дополнительные боевые группы, которые должны сдержать гипотетический удар российских военных в случае вооруженного конфликта РФ и НАТО.
Румыния, которая является составной частью блока НАТО, считает происходящее окном возможностей. В предыдущие годы Бухарест оставался на последних местах приоритетов Альянса в выстраиваемой инфраструктуре безопасности. Как отмечает министр обороны Румынии Василе Дынку, наибольшим вниманием всегда пользовалась Польша и страны Балтии.
«С самого начала строительства Восточного Фланга [блока НАТО] был установлен очень большой акцент на Польшу и прибалтийские страны. Считалось, что они в большей опасности. Мы с министром иностранных дел Ауреску с самого начала моего мандата работали над тем, чтобы не меньшее внимание уделялось и южной зоне Восточного Фланга», – заявил Дынку в свежем интервью «Свободной Европе».
Как признает министр, изначально европейцы к предложениям Бухареста относились настороженно. Что, в принципе, можно понять, поскольку по рейтингам коррупции госструктур, в том числе армейских, Румыния в ЕС уступает только Болгарии.
«Лишь в последний месяц всё радикально изменилось и стала очевидной значимость нашего региона», – отмечает Дынку.
Деньги в технологии
Одним из первых решений блока НАТО в контексте украинских событий стало формирование в Румынии интернациональной боевой группы: из французских, американских, испанских, португальских и британских военных. Французский контингент в 500 военнослужащих прибыл на базы в Румынии еще 1 марта. Последнее дополнение к усиленной группировке в Румынии в виде летного крыла из четырех истребителей Typhoon Королевских ВВС Великобритании прибыло на базу Михай Когэлничану 30 марта.
Аналогичные смешанные боевые группы НАТО формирует и в других странах региона, включая Болгарию и Словакию. Ускоренное продвижение российских войск к Николаеву, угроза Одессе и мощный поток беженцев убедил Брюссель в необходимости наращивать численность и разнообразие средств в боевых группах в странах Балканского полуострова.
Однако в Румынии на будущее противостояния с Россией смотрят несколько иначе. Бухарест принял решение увеличить свой военный бюджет до 2,5% от ВВП (против стандарта НАТО в 2%), запросил дополнительную финансовую поддержку союзников по Альянсу, и решил направить новые финансовые потоки на высокотехнологичные решения, а также невоенные и полувоенные операции.
Время для ВПК
«НАТО должно изменить мышление и начать думать не только как, но и что оно защищает. Важной частью адаптации НАТО должно стать усиление стратегических коммуникаций, борьба со злобными кампаниями внешнего информационного влияния и т.д.», – так прокомментировал британской Time необходимость перемен в подходах Альянса премьер-министр Румынии Николае Чукэ.
Последний сам в прошлом натовский боевой командир, организатор и командующий наступления войск коалиции в иракской Эн-Насирии в 2003 году. Западные журналисты шутят, что «НАТО у него даже в костном мозге».
Анализируя решения Бухареста о планируемом использовании увеличившегося потока средств на борьбу с «российской угрозой», можно прийти к нескольким выводам. Во-первых, румынские вооруженные силы не станут увеличивать свою численность, которая сейчас составляет скромные 70 тыс. действительного личного состава и 55 тыс. резервистов. Вместо этого предполагается активно закупаться как разведывательными, так и ударными беспилотниками, а также наладить их производство непосредственно в самой Румынии. Во-вторых, вообще власти страны делают серьезный акцент на том, чтобы большая часть выделенных средств осталась дома.
«У нас есть очень большая сумма, которую мы отдаем тем, кто работает в нашей оборонной промышленности, и наша главная задача — развивать нашу оборонную промышленность» – так видит главную задачу Минобороны Румынии глава ведомства Василе Дынку.
Не всё так гладко
Устаревшие истребители МиГ-21 (28 машин) румынское Минобороны намерены списать до конца года и заменить их норвежскими F-16 с модернизацией на румынских предприятиях. Точно так же и закупка 36 бронированных машин пехоты Piranha V швейцарского происхождения будет сопровождаться передачей Румынии производства по сборке еще почти 200 единиц.
Более того, учитывая всплеск на рынке вооружений, спровоцированный боевыми действиями на Украине и масштабной поддержкой Запада одной из воюющих сторон, в Румынии решили вернуться к программе модернизации до стандартов НАТО (программа MiG-29 Sniper) имеющихся в наличии (законсервированных) МиГ-29. Ответственная за реализацию проекта Ассоциация румынских производителей военной техники и снаряжения смотрит на эту задачу с оптимизмом.
В Министерство обороны, однако, конкретные сроки реализации всех запланированных программ называть опасаются. Дело не только в сомнительном опыте сотрудничества с европейскими зарубежными военными производителями, – например, французские корабелы спустя четыре года судебных тяжб отказались от проекта строительства для Румынии четырех фрегатов и перепродали начатые корабли Греции.
Руководство Румынии отмечает, что главной опасностью программы перевооружения является сокращение кадрового потенциала в военной промышленности и нехватка квалифицированных инженеров и специалистов. То есть, даже при наличии денег, для быстрого перевооружения румынских вооруженных сил может банально не хватить рабочих рук. Как бороться с этой проблемой в короткие сроки – в Бухаресте пока не придумали.
Свежие комментарии