Стоимость топлива остается высокой, во всех бедах пытаются обвинить «независимые» сети АЗС
Рукотворный топливный кризис в РФ продолжается, цены на бензин и солярку, несмотря на обещания властей, так и не пошли вниз. Чиновники ещё две недели назад отчитались о падении каких-то мифических биржевых цен на ГСМ, но сам якобы подешевевший товар на АЗС странным образом не появился.
Теперь в ходу очередной фейк — дескать, во всём виноваты некие «серые экспортёры» и «независимые» сети заправок.Цены на ГСМ замерли на уровне конца сентября, обещанного властями дешёвого горючего нет. И не предвидится. В столичном регионе 92-й в среднем стоит 54 рубля и выше, 95-й — 58 рублей, дизтопливо — от 64 рублей. На АЗС вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) всё на пару рублей дешевле, но не везде и не всегда.
Но в Москве и Московской области, считай, топливный коммунизм. На Камчатке 92-й стоит 62 рублей и выше, солярка — 80 рублей, на соседнем Сахалине аналогично. Такие цены наблюдаются в многих регионах, в том числе и там, где есть местные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). В чём дело?
Прежде всего, в том, что горючее вновь пошло на экспорт. Нефтяники и стоящие за ними «иностранные акционеры» — реальные владельцы российского нефтегазового комплекса — прогнули Кремль и запрет на вывоз ГСМ полностью отменён. Рубль нынче очень дешёвый, то есть долларовая себестоимость бензина и солярки копеечная, вот ВИНК и наращивают поставки за бугор. Полностью наплевав на внутренний рынок. Ибо налицо сверхприбыли.
На собственных заправках топливо у них есть, по сравнению с так называемыми «независимыми» АЗС оно дешевле. Однако у ВИНК всего 40% «колонок», тогда как большая часть территории РФ обеспечивается горючим другими компаниями. Которым попросту негде взять топливо. На бирже его нет, так как олигархические структуры гонят его на Запад, на торги выставляются сущие капли. Которые тут же кто-то скупает.
«При столь стремительном ослаблении рубля выплаты по демпферу с октября пришлось восстановить в прежнем размере, чтобы сбалансировать маржинальность НПЗ при поставках на внутренний рынок и экспорт. Но само по себе это не может решить проблемы внутреннего рынка, если перекупщики по-прежнему будут вывозить на экспорт нефтепродукты, за которые НПЗ получили демпфер, то ситуация радикально не поменяется. Увеличение выплат по демпферу без комплекса других стабилизационных мер сделало бы бизнес перекупщиков только еще более прибыльным. Поэтому первостепенной здесь была задача принять административные и экономические меры, что сейчас и делает правительство», — вещает замминистра финансов Алексей Сазанов.
«Демпфер» — это официальная дань нашего государства нефтяникам дабы они поставляли ГСМ на внутренний рынок. Штука сама по себе дикая и невозможная в любой другой стране мира. Если, к примеру, в США некая компания, положим, ExxonMobil, заявит, что им выгодней поставлять бензин в Европу, а не на внутренний рынок Америки, то в её штаб-квартире тут же устроят «маски-шоу». Руководство моментально окажется в тюрьме, а управление самой конторой власти возьмут в свои руки. До лучших времён. И никто даже не вякнет про какие-то там права акционеров.
Фантазии? А давайте вспомним историю General Motors Corporation (GM), 60% акций которой в 2009 году забрали себе власти США. Навели на фирме порядок, влили денег, кого не нужно из состава акционеров выкинули, из руководства тоже. Любопытно, что никто и не скандалил, так как понимали — сие чревато. Компания стратегическая, её власти Штатов будут спасать. Хоть она и частная. «Что хорошо GM — то хорошо и Америке». Данный девиз был реализован на деле, корпорацию спасли, правительство потом вышло из состава акционеров. Но история очень многим сильно прочистила мозги. Впрочем, светлая идея шантажировать Вашингтон никому в США никогда не приходила. Так как ответ будет жёстким, даже жестоким. И это — правильно!
Возможно ли нечто подобное в РФ? Однозначно нет! И метания наших чиновников между страхом перед народом и немилостью своих хозяев наглядное доказательство того, у кого в России сейчас реальная власть.
«Наша задача — и мы ее последовательно выполняем уже много лет, как минимум на протяжении последних десяти лет — чтобы цены на автозаправочных станциях для потребителей в течение года изменялись на уровень не выше инфляции. При том, что на бирже цены колеблются в зависимости от спроса и предложения. И вот это колебание сглаживается, в том числе, за счет демпфера, и мы видим практически прямую линию по ценам на АЗС, как у ВИНК, так и у независимых компаний.
Поэтому правительство первым делом запретило экспорт нефтепродуктов, чтобы насытить рынок внутренний. И мы увидели, что эта мера, которая действовала две недели, чуть больше, дала положительный эффект. Поскольку у нас цены в течение буквально двух дней на бирже уменьшились значительно: тысяч на 15 по дизелю, на автомобильный бензин тысяч на 10. Сейчас на бирже стабильная ситуация, но мы не должны были допустить затоваривания заводов. Как я уже в самом начале говорил, мы производим больше, чем потребляем внутри страны. Складировать некуда лишние объемы нефтепродуктов. Поэтому правительство приняло решение частично отменить запрет на экспорт", — убеждает насвице-премьер РФ Александр Новак. Не понимая, что противоречит сам себе.
Никакой такой «прямой линии» между биржей и большей части АЗС нет, топливо поступает «независимым» торговцам через вторые и третьи руки. Чьи это руки и кто на данном посредничестве наживается догадаться несложно.
«Серый экспорт» возник и ширился в условиях, когда, с одной стороны, росли биржевые и оптовые цены на топливо, но с другой — действует соглашение правительства с нефтяными компаниями о сдерживании розничных цен. В итоге в какой-то момент реализовывать топливо на внутреннем рынке стало практически невозможно, если АЗС не были готовы работать в минус.
Некоторые независимые заправки подняли цены, некоторые приостановили продажи, а владельцы некоторых решили, что раз не получается заработать на внутреннем рынке, можно заработать на внешнем. Экспортный поток увеличился. Оценка в «несколько миллионов тонн» звучит достаточно корректно, чтобы ею пользоваться", — говорит замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.
Собственно, вот вам и козёл отпущения — «независимые» АЗС. Это они, а не ВИНК, виноваты в топливном кризисе, который продолжается. Классический «перевод стрелок»! Для справки — Институт национальной энергетики — это структура, очень «дружественная» «Газпрому», где в первых рядах владельцев американцы. Дальнейшее можно даже не объяснять.
«Минсельхозу совместно с властями регионов продолжить мониторинг цен посредников при продаже топлива аграриям. Федеральная антимонопольная служба должна организовать проверки в проблемных регионах на предмет снижения цен на АЗС и в мелкооптовом сегменте крупными нефтяными компаниями и независимыми участниками рынка в соответствии с динамикой цен на бирже, где это топливо закупается», — чиновники изображают бурную деятельность по защите интересов простого народа и экономики РФ от злобных «спекулянтов».
Спектакль продолжается. ВИНК, естественно, не тронут, а вот «независимым» сейчас не позавидуешь. С подачи олигархов их сети начнут всячески гнобить, а потом и отбирать — с последующей передачей их ВИНК. При этом, как несложно догадаться, ситуация с стоимостью ГСМ улучшаться не станет. Напротив, рост монополизации рынка прямо по классике экономики вскоре приведёт к ещё большему скачку розничных цен. Национализация российской нефтегазовой отрасли не просто назрела, она уже давно перезрела.
Свежие комментарии