Умный «чугуний»
Одним из «открытий» российской специальной военной операции (СВО) на Украине стали авиабомбы, оснащённые унифицированным модулем планирования и коррекции (УМПК). Наиболее активно с УМПК применяются фугасные авиабомбы (ФАБ) ФАБ-250 и ФАБ-500, массой 250 и 500 килограмм соответственно, а также разовые бомбовые кассеты РБК-500 и объёмно-детонирующие авиационные боеприпасы ОДАБ-500.
Несколько реже с УМПК используются ФАБ-1500, ОДАБ-1500 и ФАБ-3000, обладающие значительно большим могуществом боевой части. Характерно, что долгое время ряд экспертов говорили о ненужности разработки УМПК для авиабомб повышенного могущества, однако, как показала практика СВО, в некоторых случаях без них не обойтись – только ФАБ 1500 и ФАБ-3000 могут «складывать» сильно укреплённые опорники и заводские цеха советской постройки «в пыль», так что выживших солдат противника под развалинами уже не остаётся.
ФАБ-3000 с УМПК
Следом за авиабомбами с УМПК был создан универсальный планирующий межвидовой боеприпас (УМПБ) Д-30СН, который может применяться как путём его сброса с самолётов тактической авиации, так и с наземных реактивных систем залпового огня (РСЗО) «Смерч» калибра 300 мм. Тем не менее, исходя из открытых источником, УМПБ применяется явно реже, чем ФАБ с УМПК, что, скорее всего, обусловлено сложностью изготовления и, соответственно, увеличенной стоимостью указанного боеприпаса.
Учитывая, что в подавляющем большинстве с УМПК используются именно фугасные авиабомбы, то в дальнейшем в данной статье будем говорить: «ФАБ с УМПК».
Применение четырёх УМПБ Д-30СН. Фото Telegram / Aviahub34
Противник сразу «оценил» российские ФАБ с УМПК – во многом благодаря этим боеприпасам линия боевого соприкосновения дрогнула и поползла в сторону Днепра. ФАБ с УМПК разносят «в пыль» опорники, складывают здания, в которых укрепился противник. С момента начала их применения наземные подразделения противника в любую секунду могут ожидать, что их настигнет бесславный конец, без возможности даже попробовать вступить в бой.
Однако постепенно риски для самолётов, применяющих ФАБ с УМПК, возрастают. Это связано как с передачей странами НАТО на Украину новейших зенитных ракетных комплексов (ЗРК), так и истребителей F-16.
Применять истребители F-16 для охоты на российские самолёты вооружённые силы Украины (ВСУ) пока боятся – с нашей стороны их ждут с нетерпением. Но всё может измениться в любой момент. С другой стороны, использование засадной тактики применения ЗРК создаёт для наших самолётов повышенную угрозу, поскольку чем больше ФАБ с УМПК применяется, тем более рутинной становится эта работа для пилотов, тем выше вероятность того, что кто-то допустит ошибку.
Кроме того, увеличение количества применяемых ФАБ с УМПК приводит к повышенному расходу ресурса дорогостоящих самолётов поколения 4+ / 4++, таких как Су-30СМ, Су-34 и Су-35 – ведь в стоимость применения ФАБ с УМПК входит не только стоимость самих боеприпасов, но и стоимость лётного часа их носителей.
Минимизация рисков
Для минимизации расходов на применение ФАБ с УМПК мы рассматривали возможность создания узкоспециализированных боевых самолётов, обладающих меньшей стоимостью лётного часа по сравнению с вышеуказанными многофункциональными самолётами Су-30СМ, Су-34 и Су-35.
Потенциально одним из самых недорогих носителей ФАБ с УМПК мог бы стать учебно-боевой самолёт Як-130
Проблема в том, что узкоспециализированные боевые машины не решают проблему возникновения рисков для боевых самолётов и их пилотов в случае применения противником засадной тактики с использованием ЗРК и/или истребителей F-16.
Ещё одним вариантом является применение для сброса ФАБ с УМПК беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), например, таких как БПЛА «Гром», о чём мы ранее говорили в материале «Гром» над Украиной: перспективный БПЛА может стать наиболее эффективным носителем авиабомб с УМПК. Преимуществом использования БПЛА для применения ФАБ с УМПК является возможность их захода на территорию противника без риска для жизни пилотов, особенно если в конструкции БПЛА реализованы меры по снижению заметности.
Однако перспективы БПЛА «Гром» пока выглядят как-то туманно, кроме того, исходя из крайних изображений этого летательного аппарата, возникает ощущение, что от малозаметности разработчики решили отказаться. Почему? Сказать сложно, но крайние версии макетов БПЛА «Гром» скорее напоминают советские БПЛА семейства «Стриж», ранее применяемые ВСУ для ударов по нашей территории.
Ранний (слева) и текущий (справа) макеты БПЛА «Гром»
Впрочем, если упрощение конструкции позволит БПЛА «Гром» быстрее пойти в серию, то это решение можно считать оправданным – любой вариант БПЛА «Гром» был бы весьма эффективен в качестве носителя ФАБ с УМПК.
Ещё одним вариантом минимизации рисков для самолётов-носителей ФАБ с УМПК является попытка забросить их к противнику с максимально возможного расстояния, но для этого требуется поднять ФАБ с УМПК на максимальную высоту и разогнать до максимально возможной скорости.
Теоретически лучше всего с этим могут справиться самолёты семейства МиГ-25 / МиГ-31, о чём мы ранее говорили в материале Реинкарнация МиГ-25, однако здесь есть несколько сложностей.
Во-первых, количество самолётов МиГ-31 у нас ограничено, так что расходовать этот ценный ресурс для сброса ФАБ с УМПК не слишком целесообразно, а возможность восстановления самолётов МиГ-25 с хранения находится под вопросом, поскольку неизвестно наличие и техническое состояние этих машин. В любом случае это займёт значительное время.
МиГ-25РБ мог бы стать эффективным и массовым носителем ФАБ с УМПК, если бы он у нас был...
Во-вторых, ограничителем может выступать конструкция ФАБ с УМПК, точнее, её способность выдерживать механические и тепловые нагрузки, возникающие при сбросе на большой высоте и на огромной скорости.
Ещё одним способом минимизации рисков для носителей является повышение дальности самих ФАБ с УМПК, и здесь также существуют различные подходы к решению этого вопроса.
Двигатель для авиабомбы
В настоящее время, исходя из информации, размещённой в открытых источниках, дальность применения ФАБ с УМПК варьируется от 50 до 70 километров, в зависимости от типа авиабомбы, параметров носителя и поражаемой цели. В последнее время появляется информация о том, что дальность применения отдельных образцов ФАБ с УМПК достигает 85 километров.
Разумеется, самым простым способом увеличения дальности ФАБ с УМПК видится оснащение их малогабаритным двигателем, но здесь возникает ряд проблем и вопросов.
Недорогие электродвигатели с питанием от аккумуляторных батарей здесь явно не подходят, как из-за размеров и массы ФАБ с УМПК, так и из-за того, что сбрасывают их с больших высот – аккумуляторы просто замёрзнут, да и рискованно вешать пожаро-взрывоопасные литиевые аккумуляторы на авиабомбы.
Под вопросом находится и способность малоразмерных поршневых двигателей внутреннего сгорания (ДВС) вытянуть «тушку» ФАБ с УМПК, кроме того, могут возникнуть проблемы с запуском таких двигателей на больших высотах.
Турбореактивный двигатель (ТРД)?
Да, конечно, но ТРД стоят дорого – это сразу обнулит весь критерий «стоимость/эффективность» для ФАБ с УМПК, конечно, если не будет разработано какое-то простейшее примитивное решение, которое можно будет производить сотнями тысяч «за недорого». Между прочим, это вполне реально, противник (страны Запада) сейчас активно привлекают нейросети для разработки перспективных технических решений, иногда это даёт весьма оригинальные и нестандартные результаты.
Менее дорогим решением является использование пульсирующего воздушно-реактивного двигателя (ПуВРД) – это направление сегодня вновь активно развивается, ранее мы говорили об этом в материале В США переизобрели ФАУ-1: это может стать новой вехой в создании БПЛА-камикадзе.
Воздушная мишень Е95M (изображение enics.aero) и концепт БПЛА типа «Герань-2» с ПуВРД
Однако и здесь есть вопросы – во-первых, позволят ли габариты ПуВРД разместить его на ФАБ с УМПК, да ещё и уместить потом всю эту конструкцию на самолётах тактической авиации?
Во-вторых, ПуВРД предназначены для работы на скоростях менее 400 километров в час, запустится ли он вообще на больших скоростях при сбросе? Не приведёт ли вся эта конструкция к большей потере дальности из-за своей аэродинамики, особенно на высоких скоростях?
В общем, лучше оставить ПуВРД для БПЛА, где он будет смотреться куда более уместно.
Следующий вариант – твердотопливный ускоритель, наиболее простое и потенциально недорогое решение. Но позвольте, ведь твердотопливный ускоритель уже используется на УМПБ Д-30СН и потенциально увеличивает дальность их применения до 120-150 километров и более, не так ли?
Да, но, судя по всему, требование к унификации, в связи с тем, что боеприпас является межвидовым, сказывается на его стоимости, поэтому количество применяемых УМПБ значительно ниже, чем количество применяемых ФАБ с УМПК.
Возможно, что существует компромиссный вариант, когда ФАБ с УМПК будут оснащены каким-либо твердотопливным реактивным ускорителем (или несколькими ускорителями) от каких-либо серийных изделий, например, от неуправляемых авиационных ракет (НАР). После сброса с носителя такие твердотопливные ускорители помогут ФАБ с УМПК набрать дополнительную высоту и скорость, что увеличит дальность планирования.
Насколько? Прогнозировать сложно, это будет зависеть от того, сколько и каких твердотопливных ускорителей будет установлено на ту или иную связку ФАБ и УМПК. Вряд ли здесь можно ожидать увеличения дальности в разы, но на несколько десятков процентов вполне – если отталкиваться от существующей максимальной дальности в 85 километров, то дополнительные 15-30 километров это немало.
Возможно, что разгонные двигатели от НАР позволят увеличить дальность ФАБ с УМПК на 20-30 % от текущей
Именно вариант ФАБ с УМПК, оснащённый твердотопливным реактивным ускорителем, обозначен в заглавии статьи как УМПК-Р (реактивный).
Выводы
Ключевым преимуществом ФАБ с УМПК является относительная дешевизна данного оружия, при высоком поражающем воздействии и относительной безопасности применения.
Понимая, что для противника ФАБ с УМПК представляют значительную угрозу, а также то, что противник всеми силами будет стараться противодействовать применению этого типа российского оружия, необходимо минимизировать потенциальные риски для его носителей.
Сделать это можно путём применения беспилотных носителей, например, таких как БПЛА «Гром», однако пока информация о каких-либо конкретных сроках поступления этих машин на вооружение отсутствует.
Другой способ – увеличить дальность применения ФАБ с УМПК. Предположительно, оптимальным решением может стать оснащение комплекта ФАБ с УМПК одним или несколькими твердотопливными реактивными ускорителями, заимствованными из состава каких-либо серийных изделий, например НАР, с доработкой или без таковой.
Фактически ФАБ с реактивным ускорителем у нас уже есть – это УМПБ Д-30СН, однако указанный боеприпас, судя по всему, сложнее и дороже в производстве, чем обычные ФАБ с УМПК – необходимо какое-то компромиссное решение, с простотой и относительно низкой стоимостью ФАБ с УМПК и дальностью полёта УМПБ Д-30СН.
Отказываясь от межвидового применения, мы можем вернуться к концепции максимальной простоты и дешевизны комплектующих в ФАБ с УМПК-Р.
Применение таких боеприпасов, как условные ФАБ с УМПК-Р, позволит минимизировать риски для самолётов-носителей или же атаковать цели на большую глубину территории противника.
Ну и, разумеется, оптимальным решением с точки зрения коэффициента «стоимость/эффективность» и безопасности применения могла бы стать связка реактивных БПЛА «Гром» и ФАБ с УМПК-Р.
Впрочем, имеется ещё одна возможность увеличения дальности полёта ФАБ с УМПК, но о ней мы поговорим в отдельном материале.
Свежие комментарии