На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Николай Чернышев
    Давить надо гадов. И нечего дикарей пускать в Россию.Звериная ярость: ...
  • Василий
    По Сталинскому варианту нам кое-что и перепало бы, а долбанный Хрущ отдал бесплатно, если ещё и не с доплатой.Как Хрущёв разруш...
  • Валерий
    Правильно и восстановить Прибалтийский военный округ !!!В МИД БЕЛОРУССИИ ...

ЖИВИ И ЗДРАВСТВУЙ, ПОЛИГОН!

 

 

Сегодня, 13 мая, ракетный полигон "Капустин Яр" отмечает своё 70-летие.

               

Весна 1947 года, половодье.  К невысокому берегу реки Подстёпки чуть выше основной пристани, где становились пароходы, причалил баркас с баржой, груженной всякими ящиками и разной военной амуницией. Были военные и люди в штатском.

Серьёзность намерений военных и предстоящих перемен в жизни селяне почувствовали с принятием  Решения  об изменении границ села и переселением около 200 семей района Богучаровки (застройки от геодезической вышки дачного кооператива «Строитель» до существующей западной границы) на свободные для застройки участки.

 Пособия в 5 тысяч рублей на семью для переселения были в те времена ощутимой поддержкой государства.  Многие семьи смогли переселиться  из кухонь-мазанок в деревянные дома. Не без помощи военных переселение к 1949 году было закончено.

Впрочем, денежные компенсации давали только тем, у кого было собственное жильё на предполагаемой территории полигона. Остальным, проживавшим в колхозных землянках, как говорится, давали вольную волю, разве что от колхоза  корову.

Трудное голодное время переживало население села, и приезд воинских частей вселял уверенность в завтрашнем дне. Многие наиболее грамотные, молодые и сильные жители получили рабочие места  в сфере обеспечения, обслуживания, в тыловом хозяйстве,  оформились на сверхсрочную службу.

 Начальником полигона был назначен молодой 39-летний заместитель командующего артиллерией Южной группы войск гвардии генерал – лейтенант артиллерии Вознюк Василий Иванович, человек огромного природного ума, несгибаемой воли, неиссякаемой энергии, активный участник Великой Отечественной войны, впоследствии ставший генерал-полковником, Героем Социалистического Труда.

 В знойные июльские и августовские дни на железнодорожную станцию Капустин Яр начали прибывать из Германии, Москвы и других мест эшелоны с техникой, людьми, строительными материалами и различным оборудованием.

Здесь, на относительно небольшом пространстве, были сосредоточены три инженерно-строительных бригады по 4-5 батальонов каждая. Кроме них, было несколько самостоятельных техбатов, автобатов, отдельная транспортная рота и другие подразделения.

Грузы и техника прибывали не только по суше, но и по воде. Река Подстёпка была в те годы судоходной. И по ней баржами доставляли стратегические грузы для строительства полигона.

Пристань примыкала к улице. Она и сегодня существует и называется Пристанской. Здесь, во дворе дома номер 2, был перевалочный склад.

 Безжизненная степь встретила зноем и суховеем, песчаными бурями. Песок был везде – в сапогах, в хлебе, в спальных мешках. Вода доставлялась на машинах и подводах из Ахтубы.

Один из ветеранов полигона, военный строитель Н. Литвинов, так вспоминает о том времени: «Тогда (в конце июля 1947 года) в селе Капустин Яр было сосредоточено свыше десяти тысяч военных строителей…. Первые впечатления от увиденного были удручающими: голая безжизненная степь, сухая и серая от пыли полынь, невыносимая жара, по обе стороны железнодорожного полотна нагромождения разных ферм и конструкций, строительного материала и другого имущества, большое скопление военнослужащих…. Все земляные работы выполнялись в основном вручную, солдатскими руками…»

Военный строитель из в/ч 58108 майор Атаманов в письме на адрес музея полигона писал: «В июне 1947 года на восточной окраине села Капустин Яр, примерно а пяти километрах от железнодорожной станции, остановился воинский эшелон. Вагоны были загружены стройматериалами, автотранспортом и конструкциями разобранных в Германии бараков, в которых содержались военнопленные и жила охрана концлагеря. Именно эти сборно-разборные щиты бараков легли в основу первых построек: казарм для солдат, штабов, столовых, жилья для семей офицеров и даже финских домиков. Их и  сегодня можно увидеть в старом квартале города».

      Старший прапорщик Лаврушкин В.Н. вспоминает: «Выгрузились мы на железнодорожной станции села Капустин Яр и пришли к школе, которая стояла на окраине села. Здесь мы прожили три недели на открытом воздухе, палаток не ставили. Потом было принято решение перебазироваться на северную окраину села. Я поставил свою палатку на том месте, где впоследствии из листов железа была сооружена столовая, в которой мы питались. Сейчас там находится магазин «Дежурный». В палатках, укладываясь спать, проверяли, нет ли ядовитых насекомых. Нас успели напугать тарантулами и фалангами. Они, конечно, были, но в палатках мы их не видели, нами они пренебрегали…».

А вот что писал в то время своей жене Нине Ивановне С. П. Королёв: «Внешние условия очень тяжёлые. Пыль ужасная, жара днём, холод ночью, нехватка воды и эта унылая солончаковая степь кругом…».

Таковы впечатления Главного конструктора, который приезжал в наши края в командировки. А что говорить о военных строителях, о номерах боевых расчётов на стартовой площадке, работавших в неимоверную жару и в лютый холод?

-Здесь можно жить месяц, два, а больше не выдержать, - услышал однажды В. И. Вознюк от молодого специалиста.

-Вы не были на фронте? – спросил Вознюк.

-Не успел.

-Запомните: многие из тех, кто не вернулся с войны, были бы счастливы работать здесь. Вы меня поняли?..

 

28 июня 1947 года было сформировано Управление строительства полигона, известное всем старожилам, как УИР №117, представлявшее собой многотысячный коллектив. Его основные подразделения располагались в Царёве, Капустине Яре, Пологом Займище, а само Управление строительства находилось в Ленинске Сталинградской области. Затем оно передислоцировалось в районный центр – село Капустин Яр.

Для оказания помощи и координации действий строителей непосредственно на месте из Москвы были направлены маршал инженерных войск М.П. Воробьёв, Герой Советского Союза генерал М.Г. Григоренко и генерал В.Ф. Зотов, поселившиеся в землянке прямо на стройке.

В начале строительства штабы, мастерские, столовые, жильё – всё находилось в палатках. С приближением зимы были оборудованы землянки и временные постройки, личный состав перевели в отапливаемые помещения.

Строили много, но только для пуска ракет. Первое жильё для офицеров было построено только в 1948 году.

От станции Капустин Яр всего за 12 дней ко второй площадке была проложена железнодорожная ветка протяжённостью в 7 километров, да ещё и с мостовым пролётом  через глубокий  овраг.

В конце лета  1947 года на полигон была передислоцирована бригада особого назначения РВГК под командованием генерал–майора Тверецкого А. С. Из её состава и из числа инженерно – технического состава 1 управления были сформированы техническая и стартовая команды во главе с инженер – майорами Трегубом Я. И. и Ханиным Б. Г.

К октябрю 1947 года были построены вертикальный стенд для испытаний ракетных двигателей, деревянные ангары для проведения предстартовых испытаний ракет и стартовая площадка  для их запуска, временная техническая позиция, монтажный корпус.

На проложенной от станции Баскунчак железнодорожной ветке стояли специальные поезда, так называемые «экспедиции», в которых размещались лаборатории, чертёжные залы, расчётное бюро и другие инженерно-технические службы.

К 1 октября 1947 года Вознюк доложил в Москву о полной готовности полигона для проведения пусков ракет, а уже 14 октября 1947 года  в Капустин Яр прибыла первая партия ракет ФАУ-2 (А-4) собранных частично в Германии, частично в Подлипках.

Министр вооружений Д. Ф. Устинов говорил конструкторам: «Надо научиться вначале тому, что было сделано в Германии. Мы должны точно воспроизвести немецкую технику раньше, чем начнём делать свою. Я знаю, это некоторым не нравится. Вы нашли много недостатков в немецкой ракете и горите желанием сделать по-своему. На первое время мы это запрещаем. Вначале докажите, что можете делать не хуже».

И конструкторы вместе с военными специалистами нашего, а затем и байконурского полигонов, доказали, что могут не только не хуже, а и значительно лучше.

Но сначала были пуски А-4. Первый – 18 октября 1947 года в 9 часов 47 минут по московскому времени.

   Через год с небольшим, 10 октября 1948 года, с капустиноярской земли стартовала ракета отечественного производства Р-1, два месяца до этого проходившая на полигоне лётно–конструкторские испытания. Вслед за первым пуском той же осенью было проведено ещё 13. Через два года комплекс был принят на вооружение и поступил в первую ракетную часть (22-ую бригаду особого назначения) для отработки методики боевого применения. Началась новая ракетно-космическая эра.

 

 Историческое значение испытаний ракет А-4 и Р-1 нельзя преуменьшить. Это был первый прорыв в совершенно новую область техники. Понадобился всего лишь год, чтобы промышленность, которая бурно восстанавливалась в послевоенное время, освоила совершенно новый вид сложнейшего оружия.

В деле укрепления обороноспособности страны Советов, противостояния угрозам США и Запада была развёрнута колоссальная работа по созданию ракетно-ядерного щита державы. Вслед за первыми пусками пошли десятки, сотни, тысячи ракет (около 8 тысяч пусков по тематикам РВСН, ПРО, ПВО и Сухопутных войск!), было создано ядерное оружие,  межконтинентальные ракеты. Параллельно с этими грандиозными свершениями были исторические  достижения:  первый советский искусственный спутник Земли, первый  советский человек в космосе! Невольно вспоминаешь Гоголя, который заметил, что русский человек медленно запрягает, но затем быстро едет.

Приведу афористичные строки из стихотворения ветерана полигона Н. А. Голубцова, обращённые к первоиспытателям:

                                Вы дали команду: «Протяжка!»,

                               Вы взяли ракетный разбег.

                               Из века седла и упряжки

                               Шагнули в космический век.

 

Десять лет (с 1947 по 1957 год) Капустин Яр был единственным местом испытаний советских баллистических ракет.

……………………………………..

История полигона – это неиссякаемый источник человеческой мудрости и мужества, стойкости, умения преодолевать любые трудности, не ссылаясь при этом на их причины и обстоятельства.

Полигон награждался орденом «Красная звезда»   (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 17.06.1961г.) за успешное выполнение заданий Правительства по испытаниям специальной техники и орденом    «Красного Знамени» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 31.01.1977 года) за заслуги в создании, испытании и производстве специальной техники.

На полигоне побывали многие видные военачальники, маршалы Советского Союза Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, Р.Я. Малиновский, С.К. Тимошенко, И.С. Конев, И.Х. Баграмян, С.С. Бирюзов, А.Л. Гречко, К.С. Москаленко, В.И. Чуйков, Н.И. Крылов, маршал артиллерии М.И. Неделин, главный маршал авиации К.А. Вершинин и другие.

 

 Традиции тех, кто начинал, кто создавал полигон, живут в сердцах и в делах сегодняшних исследователей и испытателей. А те, чья  служба и работа была связана с полигоном, и кто переехал на новое место жительства, всегда душою вместе с ним, особенно в памятные даты.

 

 В книге Ю.П. Толкачёва «Что было, то было» говорится:

«13 мая была традиционная встреча ветеранов полигона Капьяр  в сквере у Большого театра. Я, по правде говоря, не знаю, кто придумал эти встречи, выбрал место, как сообщил всем об этом. Но эти встречи происходят уже много лет, мне кажется, что больше десяти. … В сквере у Большого театра собиралась огромная толпа. Там были и первопроходцы Капьяра, люди, которые создавали полигон, проводили первые пуски, были люди старше нас, было много из спецнабора, ну и поколения после нас. Было очень интересно встретиться и с трудом узнавать людей, с которыми столько всего связано и которых много лет не видел. Москвичи с недоумением смотрели на возбуждённую толпу запрудивших сквер и не понимали, почему здесь собрались эти люди. После одной из первых встреч я написал шуточные стихи…

 

День Победы отгремел салютом,

Отзвенел военными медалями.

Но сегодня снова почему-то

Ветеранов встречу увидали мы.

У Большого, на аллеях сквера,

Где цветами яблони увенчаны,

Обнимаются седые офицеры

И то плачут, то смеются женщины.

Люди здесь особенной породы,

Не грозит их дружбе увядание.

К ним сюда, презрев закон природы,

Молодость пришла их на свидание…»

                                                         

 Полигон «Капустин Яр» - ведущий межвидовой научно-исследовательский испытательный центр России, способный решать широкий спектр задач отработки перспективных образцов техники и вооружения. Сегодня здесь объективно сошлись интересы Сухопутных войск и Флота, ПВО и ВВС, самих Ракетных войск, военно-космических сил и ВДВ. Здесь идут уникальные эксперименты, испытываются новые системы, планируются и осуществляются пуски ракет в интересах всех видов и родов войск, разрабатываются десятки исследовательских тем.

В учебных центрах готовят специалистов тыла, связистов, механиков – водителей известных всему миру «Тополей».

Межвидовой полигон  был и остаётся великим тружеником. 

 

Эту главу завершу чудесным стихотворением ветерана полигона, «спецнаборовца» Ю. П. Толкачёва: 

Так уж в жизни у нас получилось –

Чуть успев инженерами стать,

Мы и сами всему учились

И учили ракеты летать.

Мы копались в их круглых тушах,

Муравьями ползли по ним,

Мы свои в них вложили души,

Чтоб живыми стали они.

И они нам были как дети:

Кто здоров, а кто – не совсем,

Кто капризен, кто неприметен,

Но родные, любимые – все!

Сколько дней и ночей бессонных

Проводили с ними порой,

Но детей своих многотонных

Мы сумели поставить в строй.

И когда с громовым раскатом

Уходила ракета ввысь,

Мы её провожали взглядом,

Как ребёнка в большую жизнь.

Вот и всё. Она улетела.

И, забыв другие дела,

Мы стояли осиротело

Возле стартового стола.

Единичка. Двойка. Пятёрка.

С той поры и навеки для нас –

Не отметки в тетрадках школьных,

А тех первых ракет имена. 

 

Отрывки из книги Г. Ростовского «Капустин Яр: село, город, полигон»

Картина дня

наверх