Что бы ни случилось, что бы ни происходило, какие бы неприятности ни случились с Украиной за прошедший день, а они случаются ежедневно, украинские эксперты каждый вечер неизменно приземляют свои пятые точки в мягкие кресла хорошо обогретых студий, дабы обсудить судьбы мира.
Тем, которые они обсуждают, великое множество, и почти все они носят глобальный характер.
Украинским проблемам уделяется гораздо меньше внимания, нежели мировым. Если забыть про то, что это всего лишь украинские политологи и эксперты, то может сложиться такое впечатление, что мы смотрим ток-шоу какой-нибудь как минимум региональной державы, которая способна оказать огромное влияние на политику какого-то конкретного региона.К моему удивлению, обсуждение этих тем с очень «украинскими» выводами и прогнозами точно такого же качества стало в последнее время вызывать злобу и гнев украинских зрителей.
Некоторым, не скажу, что многим, уже надоело, что украинские эксперты чаще всего обсуждают глобальные темы, которые, по идее, должны волновать только лишь экспертов сверхдержав, а внутренним украинским вопросам, повторюсь, уделяется сравнительно мало внимания.
Украинцы в комментариях пишут, что неплохо бы уделить время насущным украинским вопросам, а не проблемам мирового масштаба.
Что ж, вкину свои пять копеек в защиту украинских ток-шоу: такие темы там поднимаются, причём регулярно, но вот по времени они занимают малую часть эфирного времени. И качество обсуждений внутриукраинских проблем оставляет желать лучшего, ведь украинские зрители не получают главного: ответа на вопрос «что делать?» Об этом некоторые украинские комментаторы прямо так и пишут, упрекая украинских экспертов за сплошное «бла-бла-бла».
Это ещё не всё. Внутренние проблемы украинские эксперты рассматривают исключительно под углом «а что если» и «если бы да кабы».
К примеру, а как бы было хорошо, если бы трёхсторонний газовый консорциум, которым бы «рулила» исключительно Украина, существовал.
Или, а как бы было хорошо, если бы преференции в адрес Украины были как со стороны России, так и со стороны Запада.
Если короче, то украинские эксперты в какой-то степени живут прошлым, а взглянуть в глаза страшному, без преувеличений, настоящему никак не желают. Вот поэтому у них и не получается дать ответ на вопрос «что делать?», а именно этого и хочет украинский зритель.
По итогу имеем лишь пресловутое «если бы да кабы» и банальную констатацию украинских проблем вкупе с чванством, которое выражается в уверенности, что именно из-за Украины на глобальной арене сцепились Восток с Западом.
И если российских комментаторов подобное «решение судеб мира» откровенно веселит, то гражданам Украины от подобных перлов совсем не весело.
Чего стоит недавнее высказывание украинского политолога Руслана Бортника, который заявил, что если Украина будет вместе с Россией, то «критически её усилит». И наоборот, если Украина вступит в НАТО, то «критически усилит Запад». Чем она будет «усиливать» Запад или Россию ― огромными ли долгами или всеобъемлющим кризисом государственности, ― неизвестно. Оценивать адекватность такого заявления могут только улыбающиеся люди в белых халатах с соответствующей квалификацией.
Немало времени украинские эксперты уделяют и украино-российским отношениям как продолжениям или, если хотите, спин-оффам дискуссий, посвящённых глобальным вопросам.
Часто обсуждают вопрос возврата Крыма и интеграцию полуострова в унитарное украинское государство. Причём подаётся это так, что возврат Крыма ― дело решённое и остаётся только решать текущие вопросы, как то: возобновление украинизации полуострова, пересмотр российских решений, в результате которых некоторые богатые украинцы много чего потеряли, и далее по списку.
Отдельно и особо подчёркнуто обсуждаются меры, стимулирующие у населения Крыма поголовную любовь к Украине и насаждение украинского патриотизма.
Российские комментаторы, преимущественно крымчане, уже, наверное, все пальцы сбили, пытаясь достучаться до украинских телеведущих и донести до них мысль о том, что Крым вернулся в Россию навсегда и вот это действительно вопрос решённый. Но куда там!
Так же усердно, активно и увлечённо обсуждается вопрос реинтеграции Донбасса в Украину. Метода точно такая же: обсуждение подаётся с такого ракурса, как будто это уже вопрос решённый, осталось только обсудить чисто технические аспекты.
Не менее острой проблемой на Украине на данный момент является полномасштабный энергетический кризис. Обсуждаются три варианта решения вопроса всё в той же описанной мною выше манере.
Первый: значительное увеличение объёмов прокачки российского газа через украинскую трубу вкупе с подписанным сверхвыгодным прямым контрактом на поставку газа с «Газпромом». Сверхнизкие цены на газ и увеличение объёмов прокачки подаётся так, как будто это вопрос решённый.
Второй: образование пресловутого трёхстороннего консорциума, где, повторюсь, всецело и полностью «рулит» Украина. Создание данного условно совместного предприятия на сугубо украинских условиях подаётся опять же так, будто согласие европейцев и русских на эти самые условия ― вопрос решённый.
Третий: увеличение собственной добычи газа до двадцати (сорока, восьмидесяти и так далее, в зависимости от фантазии и степени «пыхатости» докладчика) миллиардов кубометров газа в год. Методы подачи информации и ракурс рассмотрения проблемы идентичны тем, что описаны в первых двух вариантах. Хотя последние годы показывают, что для Украины нарастить собственную добычу газа является очень трудной, почти непосильной задачей.
Не менее интересны и ток-шоу, где обсуждают политический и экономический статус Украины.
Многие украинские эксперты преподносят возвращение внеблокового статуса как благо для Украины. Нередко монологи экспертов, ратующих за нейтральность, прерывают истеричные вопли сторонников вступления в НАТО, но то, как говорится, такое…
Как продолжение и неотъемлемое дополнение внеблокового статуса, я бы даже сказал, как бонус к нему, преподносится неизбежное сосание ласковым телёнком молока у двух маток: и у российской, и у европейской. Дескать, как только приобретём нейтральный статус, так нас тут же закидают деньгами.
Однако украинские эксперты забывают напомнить зрителям о том, что именно западников подобная политэкономическая схема не устраивала, не устраивает и устраивать не будет. Но подача информации опять такая же, как будто нейтральный статус ― вопрос с американцами и европейцами уже обговорённый. Как и двусторонний финансовый душ с Запада и Востока.
Очень занимательны дискуссии про возрождение украинской промышленности. Такое ощущение, что они обсуждают реконструкцию какого-то маленького заводика, как будто возродить промышленность ― это раз, и готово! Я подобного подхода не наблюдал нигде и никогда, признаюсь честно.
Рассмотреть наглядные примеры того, как отстраивал свою промышленность Китай и, естественно, возрождала и до сих пор возрождает Россия, украинские эксперты не желают, «бо цэ зрада». Не в политическом смысле, а в том, что оба эти примера покажут, что и становление, и возрождение промышленности, и даже банальное восстановление некоторых технологических компетенций отнимают много ресурсов, финансов, а самое главное, времени.
Примеров можно приводить много, если их подробно описывать и рассматривать, можно написать целую диссертацию по психиатрии, поэтому перейдём к двум главным вопросам, на которые я хочу дать свой ответ в этой статье.
Первый: почему решение трудных с экономической и политической точки зрения вопросов на украинских ток-шоу подаётся как само собой разумеющееся и уже практически свершённое действие?
Второй: почему внутриукраинские проблемы рассматриваются не с точки зрения нынешних реалий, а с ракурса «если бы да кабы»?
Ответ прост и един для обоих вопросов, заданных выше: за ширмой украинского чванства в телевизионных дискуссиях скрывается банальное незнание, отсутствие компетенций и, если хотите, паника. Они не знают, что делать, у них нет никакого механизма решения или даже намёка на него. Это касается абсолютно всех вышеперечисленных тем, как и всех тех, которые я не затронул.
На Украине почти не осталось компетентных управленцев, способных совладать с таким огромным комплексом проблем, но это ещё полбеды. У Украины почти совсем не осталось внутреннего ресурса, эта территория, имитирующая государство, существует за счёт крайне мизерной внешней подпитки.
А это значит что? Что решение любого политического или экономического вопроса в первую очередь зависит от внешних игроков. Потому что дополнительный политический и экономический ресурс на данный момент может прийти только извне ввиду оскудения внутреннего экономического ресурса Украины, а также необходимости легитимации практически любого политического вопроса через западных кураторов.
Не то что украинцы ― коллективный Запад не знает, как вернуть Украине Крым, поэтому украинские эксперты и не обсуждают сам предполагаемый механизм его возвращения, считая эту задачу уже решённой. Тот же приём применяется по отношению к обсуждению темы реинтеграции Донбасса.
Также американцы и компрадорская элита Европы попросту не знают, как заставить русских прокачивать через Украину значительно бо́льшие объёмы газа, нежели сейчас.
Трёхсторонний газовый консорциум неинтересен ни русским, ни европейцам от слова «совсем».
А потеря компетенций, как технических, так и управленческих, не позволяет Украине нарастить собственную добычу газа. Не говоря уже о том, что их месторождения заметно оскудели.
Поэтому эти три вопроса и подаются как практически решённые, ибо украинские эксперты не способны описать механизм их решения, опираясь лишь на скудный внутренний экономический и практически атрофированный политический ресурс.
То же самое могу сказать про мрию относительно ласкового теля и двустороннего финансового душа. Ни Запад, ни тем более Россия не заинтересованы в подобном статусе Украины, не говоря уже о том, что не имеют ни малейшего желания заваливать Украину деньгами и преференциями с двух сторон. А без доброй воли на это двух центров силы (не пойму с чего бы?) ласковое теля ни при каких обстоятельствах не сможет сосать молоко у двух маток. Но украинцам очень хочется, поэтому и этот вопрос они представляют как практически решённый, хоть и не имеют ни малейшего понятия, как провернуть подобный политический кунштюк. Мысль о том, что это уже невозможно, изгоняется из «светлых» украинских голов всеми возможными способами.
С восстановлением промышленности всё гораздо сложнее, и факторов влияния гораздо больше, но подача украинцами этой задачи как лёгкой и практически решенной тем не менее наличествует.
И плевать, что никто не даст денег на строительство и реконструкцию предприятий, на отсутствие перспективных рынков сбыта, на затраты ресурсов и времени, да и на много чего ещё. Для дураков вопрос решён, им кажется, это случится уже завтра.
И так, к сожалению украинских зрителей и жителей территории бывшей УССР, будет продолжаться и дальше. На Украину семимильными шагами надвигается продовольственный кризис, который будет бить по жителям этой территории больно и безжалостно. Но ни тональность дискуссий, ни подача материала от этого не изменятся.
Украинские эксперты будут игнорировать реальность и чужой практический опыт, чванливо насмехаться над северным соседом и подавать информацию о продовольственном кризисе так, как будто он уже априори купирован украинским руководством, которое следовало ценным указаниям украинских экспертов. Правда, как и во всех случаях, описанных выше, механизм купирования кризиса они не раскроют, ибо на самом деле не представляют, как это сделать.
А украинские зрители в комментариях ещё не одну тысячу раз напишут «бла-бла-бла…» и будут совершенно правы.
Анатолий Урсида
Свежие комментарии