В отделении ПФР Амурской области заявили, что, мол, ошибочка вышла – и пригрозили судом тем, кто откажется вернуть уже полученные деньги: участникам пограничного конфликта на Даманском острове назначенные президентом выплаты не полагаются.
Когда закрутился скандал, приамурские власти позвали к себе оскорблённых ветеранов-даманцев на переговоры – и успокоили, что возвращать им ничего всё же не придётся, а урегулирование этой проблемы они возьмут на себя. Как именно они это сделают, вопрос третий. Суть в другом: кому и зачем нужна была эта, по сути, провокация? Бывшие пограничники и вдовы тех из них, кто не дожил до этого дня, в шоке: зачем же было так поступать?Степанов Александр
Громким скандалом обернулась "забота" о ветеранах в Амурской области: местный Пенсионный фонд потребовал от 50 из них вернуть уже начисленные выплаты, которые произведены по указу президента России Владимира Путина в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.
"Не вернёте сами, взыщем через суд"
В апреле, за пару недель до 9 Мая, приамурские ветераны получили по 75 тысяч рублей в честь 75-летнего юбилея Победы. Все – в том числе и пограничники, участвовавшие в советско-китайском военном конфликте на Даманском острове: как лица, в соответствии с приложением к федеральному закону "О ветеранах", приравненные к защитникам Родины в Великую Отечественную.
Но праздник миновал, и спустя каких-то 10 дней после Дня Победы все даманцы (в Приамурье их 51 – и ныне живущих, и вдов уже ушедших в мир иной воинов), как называют тех, кто встал на пути агрессоров в 1969-м, получили письма от регионального Пенсионного фонда (собственно, он и занимался вопросом начисления денег).
В них, чёрным по белому, написано:
С глубочайшим сожалением сообщаем, что несмотря на то, что лица, принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в марте 1969 года в районе острова Даманский, по правовому статусу приравнены к участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, Указом Президента РФ №100 данные лица не наделены правом на получение единовременной выплаты.
Далее, что называется, по тексту: указывается, что решение о начислении искомой суммы вынесено ошибочно. И высказана просьба – вернуть. Добровольно. Иначе, пригрозили в ПФР, учреждение обратится в суд.
Нет, каково, а? Сами нам начислили, а потом сказали – отдавайте, мол! Да ещё и форму заявления о добровольном возврате приложили к письму. Несколько человек плюнули и пошли возвращать. Но разве так можно поступать? Мы что, какие-то не такие защитники Родины? Или кто мы вообще?
– до сих пор не может сдержать возмущения в разговоре с Царьградом руководитель объединения приамурских даманцев Владимир Олиферов.
Причём случилось всё как-то абсолютно неожиданно: логично и нормально ведь считать деньги, которые "упали" тебе на счёт своими – тем более, если ты пребываешь в полной уверенности, что реально заслужил это, а не украл, не получил тайком ото всех.
"Мы заплатили вам по ошибке. Верните в добровольном порядке!" – такие требования получили ветераны-даманцы... Фото: телеканал Царьград.
"Государство не может так поступать! Мы ведь не дети – всем за семьдесят уже. Кто-то на таблетки потратился, кто-то велосипед внуку купил. Да ведь ребята и получили заслуженно эти деньги. Я им так сказал, чиновникам: вы, вместо того чтобы у тех, кто на полях сражений честь Родины защищал, у какого-нибудь полковника-коррупционера заберите, который наворовал у страны миллиарды, – и отдайте, если посчитали, что неправильно начислили ветеранам. Зачем же вы с ними так поступаете? У какого-нибудь условного Захарченко или Черкашина – там не то что даманцам, на всю Россию хватит народ поддержать", – поделился и председатель региональной организации "Боевое Братство" и Амурского областного отделения Российского Союза ветеранов Афганистана Валерий Вощевоз.
Про траты на лекарства и прочее, кстати, – вовсе не фигура речи.
Ветеран Павел Косицын, допустим, часть суммы успел потратить на стоматолога: а что тут такого? И когда приказали вернуть, был, мягко говоря, огорошен таким требованием – возникло чувство горечи и обиды.
"Скоро народ вообще начнут делить по сортам"
Люди возмущались – и не за сами деньги, Бог с ними, а получается, что они, словно жулики, прихватили что-то чужое, а теперь их поймали.
Мне иногда кажется, что у нас скоро будут вообще делить людей по сортам: одни – первого, другие – второго, а кого-то отнесут к последнему. У нас в удостоверениях записано: "Ветераны Великой Отечественной войны". А почему так происходит, знаете? Потому что всегда холопам хочется выслужиться, вот и всё. Они, кажется, и закон-то сам не читали. Для них что даманцы, что таманцы. Или Спартак и триста спартанцев. Всё одинаково, без разницы. Мы везде проходим как ветераны Великой Отечественной войны, а нам заявляют: вам выплаты не полагаются. Но это всё федеральный Пенсионный фонд. Наши-то, местные, как раз правильно всё рассудили. А потом и получили за это,
– продолжает Владимир Олиферов.
И Валерий Вощевоз с ним здесь согласен: подобное градирование "по категориям" часто вызывает вопросы: одни получают, допустим, в части обеспечения жильём субсидию на 36 квадратных метров, а участники боевых действий – на 18 "квадратов".
"Почему так, чем обосновано? – тоже вопрос. Но есть такие нюансы в законодательстве, на которые ответить никто не может. Так принято, говорят чиновники, и всё тут", – объясняет он.
Олиферов, между тем, вспоминает, что тогда, в 1969-м, подвиг советских пограничников (и жёсткие действия страны в ответ на попытки Китая расшатать ситуацию), по сути, предотвратил новую большую войну – ядерную.
Той весной, в ночь с 1 на 2 марта, почти восемь десятков китайских диверсантов в маскхалатах скрытно перешли границу и, переправившись через Уссури, закрепились на Даманском острове.
...А тем, кто не вернёт сам, пригрозили взыскать деньги через суд. Фото: телеканал Царьград.
Одна их групп пограничников, выдвинувшихся дать отпор противнику, попала в засаду, в жестоком бою погибло 18 воинов, через некоторое время ещё – около 10. В первый день головы на "острове смерти", как позже окрестили Даманский, сложили три десятка пограничников.
Китайцы тоже понесли потери – наши ребята бились жестоко.
На некоторое время наступило затишье, но только военное. Политическое противостояние с обеих сторон, напротив, стало жарким.
Через недели ситуация вновь обострилась, в дело вступила боевая техника. Остров несколько раз переходил из рук в руки. Столкновения продолжались до 10 сентября.
В ходе боёв погибли и скончались от ран 58 советских пограничников, около сотни получили ранения.
Пятеро военнослужащих получили звание Героя Советского Союза (трое посмертно), три человека награждены орденами Ленина, 10 - орденами Красного Знамени, 31 – орденами Красной Звезды, 10 – орденами Славы III степени, 63 – медалями "За отвагу", 31 – медалями "За боевые заслуги".
Пограничники на Даманском острове бились за Родину. Практически все удостоены государственных наград. Чем они заслужили такое отношение к себе? Фото: предоставлено телеканалу Царьград Олиферовым.
"Перед началом, до того как в бой вступить, было страшно, – признаётся Владимир Олиферов. – Потом, когда уже поднимаешься в атаку, охватывает чувство злости, ярости, что ли: "Ах, вы, гады! Вы на кого рыпнулись?" И вперёд – за Родину! Мы ведь были детьми воинов-победителей, дух этот имелся. Комбат наш воевал в Великую Отечественную. Так что мы знали, за что идём сражаться".
И потом, когда всё закончилось, их так и воспринимали все – как солдат, воевавших за свою страну, не позволивших, как бы то ни было противнику (как бы ни пытались сглаживать теперь, в целях политкорректности), захватить нашу землю, нашу территорию.
Власти ошибаются нередко. И почти всегда – не в пользу людей
Теперь, видимо, что-то изменилось невероятным образом.
Когда пришло это дурацкое уведомление от Пенсионного фонда, мне лично обидно не было. Скорее – противно. Да деликатно-то и не скажешь – об этой бумажке. Мелочность какая-то. Такое ощущение, что власть просто совсем не беспокоится о своём имидже. Словно нет никакого понимания чести, достоинства и осознания самого смысла "защитников Родины". Как будто к 9 Мая вспоминают, и всё. Печально,
– констатирует Олиферов.
В реальности же произошла просто чиновничья глупость, которая, впрочем, больше напоминает провокацию.
Сейчас в произошедшем разбираются следователи и прокуратура, а спикер ЗС Амурской области, встретившись с представителями ветеранов-даманцев, пообещал, что возвращать деньги им всё-таки не придётся.
А как уже законодатели собираются урегулировать проблему с возвратом средств в ПФР, которому предстоит отказаться от исковых требований (и тогда, в любом случае, в бюджете учреждения возникнет дыра), – это их дело. Объяснять они не стали.
Региональные власти оперативно провели переговоры с даманцами – и заверили, что ничего отдавать им не придётся. Будем надеяться, что своё обещание они сдержат. Фото: ЗС Амурской области.
Впрочем, такие "ошибки" происходят не в первый раз. И к сожалению, вряд ли стоит надеяться – что в последний.
Вспомнить, к примеру, гнусную историю, когда в Новгородской области у бывшей узницы концлагерей, 89-летней бабушки, чиновники отобрали сертификат, выделенный ей на покупку квартиры взамен аварийного дома, в котором она жила – причём эту злосчастную бумажку она выбила через суд, который заставил региональный комитет по ЖКХ выдать ей документ. Но после того, как она приобрела квартирку в одном из посёлков Ленинградской области, сделку... аннулировали. Пожилая женщина от переживаний попала в больницу, а разбирательством занялся Следком.
Или как в селе в Белгородской области чиновники пришли поздравлять с Новым годом 96-летнюю женщину, ветерана Великой Отечественной, и даже вручили подарки – одеяло (!), конфеты (!!!) да букет цветов. Но Лидия Ивановна, рассказывала её правнучка, так обрадовалась этому вниманию, когда к ней пришли из администрации, что просто сияла от счастья – оттого, что пару лет её попросту забывали поздравлять.
Но в ходе слащавых речей выяснилось, что чиновники ошиблись адресом. И тогда они отобрали дары и ушли к "правильному" адресату.
А вот и совсем свежий случай.
94-летнему ветерану из Москвы Вагаршаку Хачатряну, который ушёл на фронт в 17 лет, освобождал Крым, а потом, после войны, стал Героем Труда, столичные власти обещали выделить на старости лет собственную квартиру. И он ютится в 8-метровой кухне однушки, где также живут его дочь, внучка и правнучка.
Однако в мэрии подсчитали, что его семья не попадает в категорию (опять эти чудовищные категории!) нуждающихся в улучшении условий, поскольку у квартиры есть "лишние" 40 квадратных сантиметров площади.
И это – лишь малая толика несправедливости.
Так что, думаете, стоит удивляться "ошибкам" Пенсионного фонда? Будто они других ошибок не совершали никогда.
Свежие комментарии