Мускоги — предки и составная часть семинолов
Племя семинолов относится к так называемым «пяти цивилизованным племенам». В XVIII веке часть племён крик и мускоги мигрировали на территорию полуострова Флорида (земли стояли пустыми после того, как местные племена выкосили завезённые европейцами болезни) с территорий современных Теннесси, Алабамы и Джорджии, где объединились в племя семинолов. Поскольку большим новое племя не было, то семинолы активно принимали к себе беглецов как из других индейских племён (чикасо, чокто), так и беглых рабов-негров. Последние даже образовали в составе племени общность, известную как «чёрные семинолы».
Чёрные семинолы
Надо сказать, что к моменту формирования племени Флорида была испанской, отсюда и название «семинолы» — индейское произношение многозначного испанского «cimarron» (раскатистое испанское «r» индейцам было произносить сложно) — «дикий», «беглый», «изгой», можно даже перевести это слово как «сепаратист». Как выяснилось, название племени очень подошло!
В 1763 году Испания уступила Флориду Великобритании, но вскоре американские колонии оной добились независимости, и англичане вернули полуостров его старым владельцам. Не индейцам, само собой, а испанцам. Тем временем численность семинолов стала выше семи тысяч человек — достаточно много для того времени.
Эндрю Джексон, ещё не президент, но уже - генерал
Надо сказать, что с американцами отношения у семинолов не сложились с самого начала. На набег колонистов они традиционно отвечали набегом, да и привычка принимать в племя беглых рабов отношений с рабовладельцами не улучшала. Первая семинольская война началась 26 декабря 1817 года, когда военное министерство США отдало приказ генералу (и будущему президенту) Эндрю Джексону взять племя под контроль. Надо сказать, Флорида на тот момент была испанской, но когда это останавливало американцев?
«Негритянский форт»
Джексон сжёг «Негритянский форт» — укрепление, построенное британцами в 1814 году (во время войны 1812 года с США англичане планировали нападение на южные штаты с территории испанской Флориды) и переданное чёрным семинолам в 1815 году, и несколько деревень. «Сражение при негритянском форте» стало первым сражением Семинольских войн.
Несмотря на возвращение территорий, влияние на полуострове у англичан осталось: британские торговцы активно торговали с семинолами. Во время вторжения Джексона американская армия захватила в плен двух англичан: Александра Арбутнота и Роберта Амбристера. Их обвинили в сотрудничестве с индейцами и повесили. Вместе с ними были повешены индейские вожди Джосайа Фрэнсис и Химатло Микко. Расследование было проведено формально, суд — на скорую руку, в результате англичане подняли в прессе кампанию по осуждению американского варварства. Что не оказало на Джексона никакого впечатления — американцы традиционно не ведутся на шум в иностранных СМИ. Не обратили внимания они и на возмущение Испании вторжением армии США на их территорию и временным занятием Пенсаколы — столицы испанской Флориды.
Первая Семинольская война показала, что Испания защитить Флориду не может, и в 1819 году был подписан договор Адамса-Ониса: благородные доны уступали Флориду в обмен на урегулирование пограничных споров в Техасе (его американцы откусят себе немного позже). Флориду передали США в 1821 году, передали вместе с семинолами. Правительство США предложило племени резервацию на их землях, на что семинолы согласились, и в 1827 году полковник Дункан Клинч докладывал, что во Флориде наведён закон и порядок.
Воины семинолов
Мир продолжался пять лет: американцы решили переселить семинолов в резервацию Крик, расположенную к западу от Миссисипи. Семинолы себя криками уже давно не считали и переезжать отказались, а тут ещё и чёрные семинолы... Испанцы предоставили беглым американским рабам свободу, но власти США этот акт не признали. По американским законам следовало вернуть беглых их владельцам, но семинолы уже считали негров частью племени и выдавать их отказались.
В 1832 году вождей семинолов вывезли в резервацию Крик, осмотреть земли, куда американцы планировали переселить племя. Вожди посоветовались с вождями криков, и правительство подало им на подпись договор о переселении. Дальше история мутная: американцы утверждали, что вожди договор подписали, сами вожди после возвращения в Флориду объявили либо, что их подписи подделали, либо, что заставили подписать насильно. Но США это не волновало: Сенат договор утвердил, и семинолам дали три года на переезд в резервацию Крик.
Уайли Томпсон агент семинолов
В 1834 году агент семинолов (не шпион племени, а американский чиновник, отвечающий за связи с ним) Уайли Томпсон созвал вождей в Форт-Кинг и объяснил, что они обязаны переехать на Запад. Вожди объяснили, что договор — обман, и они никуда не поедут. Одновременно племя закупило порох и свинец «на все наличные». В 1835 году ставший президентом Джексон отписал семинолам письмо, где объявил, что если они откажутся уходить со своих земель по-добру-по-здорову, то их заставят это сделать силой. Вожди попросили месяц на размышление и через 30 дней дали отрицательный ответ. Дело шло к войне...
Оцеола - авторитетный семинол
Томпсон запретил продажу индейцам оружия и боеприпасов, что стало спусковым крючком: молодой воин Оцеола (реальный прототип героя Майн-Рида вождём семинолов не был, но авторитет имел) был противником переезда, его арестовали, и в обмен на освобождение он согласился подписать договор. Возможно, что мирное переселение и состоялось бы, но группа американцев напала на индейцев, сидевших у костра, произошла стычка, одного индейца убили, три американца были ранены. В ответ семинолы убили рядового Кинсли Далтона, перевозившего почту. В ноябре вождь Чарли Эматла решил согласиться с переездом, но остальное племя сочло это предательством, и он был убит Оцеолой.
Американцы стали собирать ополчение в Сент-Огастине. Вскоре под командой у генерала Ричарда Колла было 500 бойцов. Между тем, семинолы вырезали американские фермы и плантации, поселенцы бежали под защиту фортов или подальше из Флориды. Рабы с уничтоженных плантаций присоединялись к отряду Оцеолы.
Семинолы в засаде
28 декабря 1835 года произошла «резня Дейда». Две роты армии США, в составе которых было 103 человека, под командованием майора Фрэнсиса Л. Дейда попали в засаду, организованную 180 семинолами во главе с вождём Миканопи. Первый же залп, данный индейцами, стоил жизни командиру отряда и половине солдат. Выжить удалось только троим: двум солдатам и проводнику-негру (из числа чёрных семинолов) Луису Пачеко.
Вождь семинолов Халаптер Тастенагги (Главный аллигатор) так описал битву:
«Мы готовились к этому больше года... Как только забрезжил день, мы выбрались из болота на сосновую пустошь. Я насчитал, по указанию Прыгуна, 180 воинов. Подойдя к дороге, каждый выбрал свою позицию на западной стороне... Около девяти часов утра подошёл отряд... Как только солдаты оказались напротив... Прыгун издал вопль, Миканопи выстрелил из первой винтовки, по согласованному сигналу каждый индеец встал и выстрелил, в результате чего более половины белых мужчин упало на землю мёртвыми. Из пушки несколько раз стреляли, но люди, заряжавшие её, были застрелены, как только рассеялся дым... Когда мы возвращались на болото, полагая, что все мертвы, подошёл индеец и сказал, что белые люди строят форт из брёвен. Вернулись Прыгун и я с десятью воинами. Когда мы приблизились, то увидели шестерых мужчин за двумя брёвнами, расположенными одно над другим, с пушкой на небольшом расстоянии... Вскоре мы приблизились, так как ядра пролетели над нами. У них было оружие, но не было пороха, потом мы заглянули в ящики и обнаружили, что они пусты. Стрельба прекратилась, и всё было тихо, когда мы вернулись на болото около полудня. Мы оставили много негров лежать на земле и смотреть на мертвецов. Три воина были убиты и пятеро ранены».
Как рассказал один из выживших, рядовой Рэнсом Кларк: «Индейцы не снимали скальпы и не грабили. Они взяли еду, немного одежды и боеприпасов, но больше ничего. Только когда они отступили, толпа негров пришла добивать раненых и грабить мёртвых». Его воспоминания — единственный рассказ о битве выжившего солдата: остальные были неграмотны и записок не оставили.
Армия США vs семинолы
31 декабря 1835 года состоялась вторая битва — при Уитлакучи. Колонна солдат и ополченцев численностью 750 человек под командованием генерала Дункана Клинча подошли к реке Уитлакучи. Поскольку из плавсредств для переправы у них было только одно каноэ, переправа длилась долго. Часть ополченцев решила переправляться на лошадях, но им пришлось оставить на берегу свои одежду и оружие. Когда 225 «бледнолицых» переправились, семинолы открыли огонь. Американцы соорудили мостик из брёвен, по которому переправились ополченцы, не давшие индейцам расправиться над успевшими переправиться через реку солдатами. Потери американцев составили 4 убитых и 59 раненых.
В 1836 году все фермы и дома на территории Флориды были сожжены, Оцеола убил агента Томпсона, американская пресса бурлила. В феврале майор Итан Хичкок обнаружил останки отряда Дейда. Как ни странно, офицер, обнаруживший страшную картину поражения, винил в трагедии американского отряда не семинолов, а власти США:
«Правительство неправо, и это — главная причина упорного сопротивления индейцев, которые благородно защищали свою страну от наших попыток провести в жизнь мошеннический договор. Местные жители использовали все средства, чтобы избежать войны, но были вынуждены к этому тиранией нашего правительства».
Впрочем, странно ли возмущение американского офицера? В конце концов, книгу «Оцеола, вождь семинолов», полностью оправдывающую индейцев, написал боевой офицер армии США Томас Майн Рид. Неправота «бледнолицых» в данном конфликте была очевидна...
Стоит отметить, что крупных сил для борьбы с семинолами правительство США выделить не могло. Регулярная армия была невелика — 7,5 тысяч человек, причём разбросанных по всей границе страны. Конгресс выделил для ведения войны деньги — 620 тысяч долларов. Назначенный командующим генерал Уинфилд Скотт начал формировать роты добровольцев в Алабаме, Джорджии и Южной Каролине, 1100 солдат и добровольцев собрали в Новом Орлеане и отправили во Флориду морем, но там не было достаточного количества боеприпасов и провизии для такого большого отряда. Отряд под командованием генерала Эдмунда Гейнса добрался в Форт-Брук, но припасов там не оказалось, и американцы отправились в Форт-Кинг. По дороге они похоронили тела погибших солдат отряда Дейда.
Форт-Кинг 1837 год, эскиз лейтенанта Джона Спрэга
В Форт-Кинге Гейнс обнаружил, что припасов нет и здесь. Отправившись обратно, отряд Гейнса заплутал и вышел к реке Уитлакучи там, где Клинч дрался с семинолами месяц назад. Переправиться под огнём отряд не смог, был смертельно ранен лейтенант Джеймс Изард, а Гейнс получил пулю. Солдаты и ополченцы возвели на берегу реки укрепление, которое назвали в честь погибшего лейтенанта Кэмп-Изард. Когда подошла подмога в виде отряда Клинча, люди Гейнса уже сражались в осаде восемь дней, съели всех лошадей, мулов и собак.
Уинфилд Скотт
Между тем, Уинфилд Скотт готовил грандиозную по местным меркам кампанию! Он сформировал три колонны общей численностью 5 тысяч штыков, которые должны были, двигаясь по отдельности, прибыть на место одновременно и окружить семинолов 25 марта. Это был блестящий план, у которого был только один недостаток: он был слишком сложен для неопытной американской армии. Колонны прибывали на место порознь в течение трёх дней, в результате в захваченных деревнях семинолов не оказалось. Пресса восприняла это как очередное поражение, что, в принципе, так и было — поставленных перед войсками целей достигнуть не удалось.
Ричард Колл губернатор территории Флорида
Клинч подал в отставку, армия была вынуждена покинуть Форт-Алабама и Форт-Кинг в мае, а Форт-Дрэйн — в июне. Армия вымирала от болезней: во флоридских болотах летом свирепствует малярия. К концу августа был оставлен ещё один форт — Дефианс. Глядя на всё происходящее, Конгресс выделил ещё 1,5 миллиона долларов на войну и разрешил набрать ещё добровольцев. Губернатор Колл с войсками попытался перейти реку Уитлакучи, но семинолы стреляли из зарослей в любого, кто приближался к берегу. Пароход со стройматериалами затонул, продовольствие закончилось, и Колл тоже вернулся несолоно хлебавши.
Вторая семинольская война была вязкой, как патока: войска топтались по Флориде годами, солдаты вымирали от болезней и погибали в засадах. Часть вождей семинолов устала и сдалась, но Оцеола со своим отрядом напал на плохо охраняемый лагерь военнопленных и освободил соплеменников. Племя по частям отправляли на Запад, при этом власти США были вынуждены согласиться с тем, что чёрные семинолы уходят на Запад свободными, вместе со всеми остальными. В октябре 1837 года во время переговоров генерал Джесуп обманом схватил Оцеолу и вождя Коа Хаджо. Джесуп потом всю жизнь будет оправдываться за этот поступок, который современники будут оценивать однозначно — предательство. Оцеола умер в тюрьме, но сопротивление семинолов с его смертью не закончилось.
Американские солдаты с проводником-семинолом
25 декабря 1837 года при озере Окичоби армии США удалось одержать первую победу над семинолами. Против 1100 солдат сражалось всего 400 индейцев, армия потеряла 26 человек убитыми и 112 ранеными, тяжесть потерь была в том, что погибли в основном офицеры, которых в США было немного. Семинолы потеряли 11 бойцов погибшими и 14 ранеными, но были вынуждены бежать с поля боя.
Захария Тейлор, ещё один генерал и будущий президент США
У реки Локсахачи Джесуп настиг неприятеля, но воевать уже никто не хотел. Вожди предложили переговоры, генерал согласился, но послал гонца в Вашингтон за разрешением. Оба отряда стояли и ждали ответа, между солдатами и индейцами начались... Братания! Но из Вашингтона пришёл отказ и приказ продолжить кампанию. Джесуп вызвал вождей семинолов в свой лагерь, но они, наученные горьким опытом, отказались. Американский командующий послал солдат на перехват отходившего отряда индейцев и захватил его после непродолжительного сопротивления — воевать устали даже семинолы. Джесуп подал в отставку с должности командующего, на его место был назначен Захария Тейлор.
Американские ополченцы с пленными семинолами
К 1839 году от вязкой семинольской войны устали уже вашингтонские ястребы. В США постепенно стало крепнуть мнение, что семинолы заслужили право остаться во Флориде. Новый президент Мартин Ван Бюрен направил на переговоры генерала Александра Маккомба. 19 мая 1839 года соглашение было достигнуто — семинолы получили резервацию на севере Флориды. Вот только война на этом не закончилась: за годы среди индейцев появилось множество воинов, не способных к мирной жизни, да и не желающих её.
В мае 1840 года от войны устал очередной американский командующий — Захария Тейлор. Он попросил перевода, и на его место пришёл Уокер Армистед. Он начал отряжать отдельные роты на поиски отрядов семинолов во флоридских болотах. Дабы поиски шли быстрее, с Кубы привезли ищеек с кинологами, натасканных на поиск беглых негров. С моря побережье полуострова блокировал «москитный флот» из десятков шхун и катеров, которые перехватывали корабли английских торговцев, которые везли семинолам оружие и порох.
В 1841 году Армистеда сменил полковник Уильям Уорт. Положение нового командующего было незавидным: Конгресс резал расходы, а война с семинолами была жутко дорогой: 93 300 долларов в месяц, не считая солдатского жалования! Он отправлял отряды на поиски затаившихся по болотам банд семинолов, время от времени в плен попадал очередной вождь, но война категорически не хотела заканчиваться! В начале 1842 года полковник Уорт получил разрешение... оставить семинолов в покое! Он мог назначить любой день и объявить о своей победе. В августе Конгресс принял Закон о вооружённой оккупации: любому поселенцу, готовому самостоятельно защищаться от индейцев, бесплатно предоставлялся участок земли. Во время Гражданской войны этот опыт приведёт к появлению «Закона о гомстедах».
Уорт объявил об окончании войны 14 августа 1842 года. Оставшиеся семинолы ушли в резервацию. На своей земле. Война с племенем стоила США по разным оценкам от 30 до 40 миллионов долларов — фантастическая сумма! Причина не только в доблести семинолов, но и в том, что на многолетней войне выросли десятки, если не сотни американских коррупционеров. При стоимости каноэ в 10-15 долларов, ВМС США покупали их по 226 долларов за штуку. Армия США за годы войны потеряла погибшими 1466 человек, по большей части от малярии.
А в 1855 году началась Третья семинольская война. Она длилась три года, тысячи семинолов выселили на Индейскую территорию. Но около 500 человек отыскать и вывезти так и не смогли! Но самое интересное ждало племя впереди.
Хукипи - вождь семинолов и ветеран Вьетнамской войны
В начале 1944 года у семинолки Агнессы Билли родился сын. Отцом мальчика был ирландец, курсант училища морской авиации в Пенсаколе, он отправился на фронт до рождения сына. Мать назвала мальчика Хукипи — тот, кого забрали. Мальчик вырос, стал рейнджером, прошёл вьетнамскую войну. Вернувшись домой, занялся строительством «чики» — традиционных семинольских домов. Голливуд сделал индейскую тему популярной, так что бизнес шёл в гору. В резервации семинолов процветал наркотрафик, но Хукипи удалось при помощи револьвера и винтовки разобраться с наркокурьерами, что придало смельчаку большой авторитет — его выбрали верховным вождём.
Майер Лански — не семинол, но благодетель племени
Вождь обязан заботиться о племени, но на всех семинолов доходов от строительства чики не хватало. Тогда вождь пошёл к известному человеку, которого звали Майер Лански. Этот пенсионер был главой еврейской и итальянской мафии. Хукипи сделал мистеру Лански предложение, от которого глаза старого мафиози загорелись: открыть в резервации казино. Казино во Флориде было несбыточной мечтой самого мистера Лански — у него ничего не вышло: местные чиновники и католическая церковь сумели сломать об колено даже мафию! Но Хукипи сказал Майеру Лански то, от чего в мозгу у мафиози запрыгали семи- и восьмизначные цифры возможной прибыли.
Хукипи открыл казино. На следующий день, как и предсказывал Лански, его пришла закрывать полиция. Но Хукипи подал на неё в суд. «Мы не часть США!» — заявил он в суде. И суд признал, что он прав! Дело в том, что, в отличие от остальных индейских племён, семинолы не сдались. Официально, имеется в виду. Нет договора, который подписали бы все вожди племени. Уорту было дано право объявить об окончании войны, но договора-то не было! Власти США не смогли предъявить суду бумажки, на которой была бы зафиксирована сдача семинолов. «Мы до сих пор официально в состоянии войны с вами», — заявил Хукипи.
Казино в резервации? Отличный бизнес!
И суд был вынужден признать правоту вождя (ну и юристов мистера Лански, само собой). На территории резервации закипело строительство казино. 47 процентов прибыли шло Майеру Лански, а 53 — племени семинолов. Впоследствии Хукипи нашёл ещё массу способов доить власти штата Флорида на деньги, в результате сегодня каждый взрослый семинол получает в год 128 тысяч долларов плюс бесплатное образование и здравоохранение. Коммунизм для отдельно взятого племени Хукипи построил. Так что никогда не сдаваться — выгодная стратегия!
Свежие комментарии