Тема цифровой валюты Центрального банка (ЦВЦБ) зазвучала в российских СМИ ещё несколько лет назад. Но отношение к ней со стороны отечественной аудитории было достаточно отстранённым. Мы её воспринимали как наблюдатели, полагая, что, во-первых, реально такие цифровые валюты могут появиться в мире не очень скоро; во-вторых, если они и появятся, то не у нас, а "у них".
Валентин Катасонов
Но вот неожиданно 13 октября 2020 года Банк России всех огорошил документом под названием "Цифровой рубль". Документ этот, с моей точки зрения, достаточно странный. В нём нет чётких параметров проекта цифрового рубля. Излагаются и поясняются различные варианты. Документ имеет подзаголовок "Доклад для общественных консультаций". В конце доклада (стр. 43-44) имеется список вопросов для обсуждения. Всем желающим предлагается до конца года присылать в Банк России свои ответы по поставленным вопросам, а также иные предложения по проекту.
Пролистав документ по диагонали, мысленно задал вопрос: чем обусловлено появление доклада? Версий несколько:
1) дань моде и престижу (мол, другие Центробанки уже начали разработку цифровых валют, а мы чем хуже?);
2) жизненная необходимость;
3) "дымовая завеса" (цифровой рубль должен отвлечь общественное внимание от чего-то другого, более важного).
Конечно, хотелось бы, чтобы инициатива Банка России диктовалась жизненной необходимостью. Но из документа не просматривается, что цифровой рубль нам позарез нужен для спасения России или для достижения каких-то стратегических целей, провозглашённых руководством страны.
В отличие, скажем, от Китая и США, которые начали разработку соответственно цифрового юаня и цифрового доллара. Там жизненная необходимость и стратегия просматриваются. Китай начал разработку цифрового юаня еще в 2014 году, правда, делал это втайне. Секреты проекта были раскрыты лишь в декабре прошлого года. Из доступных мне источников я понял, что с помощью цифрового юаня Пекин рассчитывает убить двух зайцев.
Во-первых, с помощью цифрового юаня окончательно вытеснить наличный юань, что является важным условием достройки "цифрового концлагеря" (партийно-государственное руководство Китая называет это созданием системы цифрового контроля и социального рейтингования граждан Поднебесной).
Во-вторых, превращение юаня в действительно международную валюту, способную потеснить или даже заместить доллар США. Нынешний юань получил в Международном валютном фонде в октябре 2015 года статус резервной валюты. Но это лишь почётное звание юаня. Реального усиления позиций юаня как международной валюты (расчётов и платежей, инвестиционной, резервной) за последние пять лет не произошло. Пекин рассчитывает, что цифровой юань обеспечит прорыв на этом направлении. Ставка делается на то, что цифровой юань будет неподконтролен Вашингтону. При нынешнем положении дел США контролируют мировую валютную систему потому, что контролируют систему SWIFT. Через неё проходит большая часть международных платежей и расчётов в разных валютах. Цифровой юань сможет обходиться без SWIFT, что, по мнению Пекина, резко повысит спрос на эту валюту.
Просматриваются цели и по цифровому доллару. С моей точки зрения, его появление стало реакцией на попытку создания частной криптовалюты libra американской IT-корпорацией Facebook, а также на обнародованные в декабре 2019 года планы Народного банка Китая по созданию цифрового юаня. Цифровой доллар – защитная реакция "хозяев денег" (главных акционеров ФРС США), призванная упредить превращение Facebook или какой-либо иной американской IT-корпорации в новый центр денежной эмиссии. Учитывая, что у таких корпораций очень обширная сеть пользователей по всему миру (социальные сети и различные сервисы в рамках интернета и сетей мобильной связи), они мгновенно могут с помощью своих криптовалют захватить весь мир. А ФРС и входящие в неё традиционные банки будут отправлены на свалку истории. Как мне представляется, цифровой доллар – некий компромиссный вариант, совместный проект "хозяев денег" и корпораций Силиконовой долины.
Не исключается, что в более отдалённой перспективе IT-корпорации выкинут банкиров из совместного проекта, а цифровой доллар превратится просто в "цифру", с помощью которой Силиконовая долина по указанию глубинного государства будет управлять миром.
Также понятна реакция ФРС США на оглашённые Пекином планы введения цифрового юаня. Оказывается, такое введение не за горами. Финальная фаза тестирования системы цифровой валюты запланирована на февраль 2022 года, когда в Китае будет проходить зимняя Олимпиада. Не исключено, что в том же или следующем году цифровой юань будет легализован на территории всего Китая, а дальше может начаться действительно масштабная международная экспансия цифрового юаня. В феврале этого года ФРС США уже громогласно заявила, что начинает разработку цифрового доллара. Даты запуска американской цифровой валюты в Вашингтоне не называют. Но очевидно, что Америке надо опередить Китай.
Итак, с Китаем и США более или менее понятно. Их Центробанки, может быть, в лоб не заявляют об истинных целях введения цифровых валют, но эти цели читаются между строк соответствующих документов. Цели некоторых других Центробанков также понятны. Например, Центробанк Швеции ещё в 2017 году заявил, что приступает к разработке цифровой кроны и одной из главных целей проекта является вытеснение цифровой валютой наличной кроны. ЦБ Швеции стремится сделать свою страну первой в мире, где не будет кеша.
https://vk.com/video-75679763_456258190
А вот в докладе Банка России "Цифровой рубль" не очень просматриваются ни жизненная необходимость, ни стратегические цели развития страны. Так, может быть, вся эта шумиха – не более чем дань моде, желание Банка России быть в мировом тренде? Не исключаю. Но думаю, что Банк России мог получить команду извне. Нет, не от президента Российской Федерации или Федерального Собрания. Скорее всего, от "хозяев денег". Но им-то, "хозяевам денег", зачем цифровой рубль? И почему они не спустили Банку России чёткое, однозначное ТЗ (техническое задание) на разработку цифрового рубля?
А по той причине, что для "хозяев денег" Банк России, помимо всего, выполняет функцию "песочницы", в которой проводятся эксперименты и отрабатываются новые цифровые идеи. Поэтому и документ ЦБ РФ от 13 октября имеет такую нестандартную форму.
Правда, за играми в этих "песочницах" следит не ФРС США, а Банк международных расчётов (БМР) в Базеле. Ещё в 2018 году БМР начал вести мониторинг деятельности Центробанков в сфере национальных цифровых валют. Проведённый тогда опрос 66 Центробанков показал, что в 2017 году 2/3 опрошенных ЦБ уже проявляли интерес к теме и проводили некоторые изыскания в этой области. В августе этого года были обнародованы данные нового опроса БМР, охватывающего Центробанки стран, на которые приходилось 90% мирового ВВП. Опрос отражал ситуацию на начало 2020 года. Оказалось, что в тему национальных цифровых валют были погружены уже 4/5 опрошенных ЦБ. Степень погружения была разной: от изучения вопроса до тестовых испытаний новой валюты. Заявления об интересе к ЦВЦБ или о разработке концепций (проектов) национальных цифровых валют сделали уже десятки Центробанков. В последнем опросе участвовал также Банк России, он был тогда отмечен как Центробанк, "изучающий вопрос".
И что удивительно: в списке БМР очень много Центробанков развивающихся стран. Эксперты полагают, что они рассматриваются в качестве "испытательных полигонов" для Центробанков стран "золотого миллиарда" – ФРС США, ЕЦБ, Банка Англии, Банка Японии и др.
На середину этого года, по данным БМР, уже по крайней мере шесть Центробанков осуществляли практические работы по созданию цифровых валют (разработка необходимых технологий, пилотные проекты и др.). Из "песочниц" развивающихся стран особого внимания заслуживает Эквадор. Говорят, что ЦВЦБ ещё только предстоит создать. А ведь в Эквадоре, согласно данным БМР, такая валюта была введена ещё в 2014 году. Однако попытка оказалась неудачной. Доверия к национальной цифровой валюте (эквадорский сукре) так и не возникло. Население предпочитало пользоваться американским долларом (как наличным, так и безналичным). Через три года проект цифровой валюты в Эквадоре был закрыт.
https://vk.com/video-75679763_456256729
Так что ещё неизвестно, будет ли цифровой рубль в России. Может быть, вся история закончится разговорами. Или произойдёт то, что произошло в Эквадоре. То есть цифровой рубль будет всё-таки создан, но окажется не востребованным.
Если внимательно присматриваться ко всем инициативам Центробанка РФ, то "до ума доводилось" примерно одно из десяти начинаний. Так что вероятность создания цифрового рубля (не экспериментального, а в масштабах всей страны) я оцениваю в 10%. Не больше.
Потому что за последний месяц своё отношение к проекту озвучили многие российские банки. Отношение сугубо негативное. Поскольку цифровой рубль может серьёзно пошатнуть позиции коммерческих банков, даже сделать их излишними для той денежно-кредитной системы, где будет использоваться цифровой рубль. Поскольку базовый вариант цифрового рубля предполагает, что его эмиссию будет осуществлять Центробанк, который откроет у себя счета для десятков миллионов граждан и миллионов юридических лиц. Коммерческие банки в этом случае окажутся пятым колесом в телеге.
Я помню, что в 2016 году в России затевалась большая дискуссия по поводу цифрового рубля. Но в конце концов вопрос был отложен в долгий ящик, поскольку на ЦБ, коммерческие банки, бизнес "наехали" другие, действительно жизненно важные проблемы. Эта история может повториться и сейчас.
Не исключаю также, что дискуссия о цифровом рубле служит "дымовой завесой", прикрывающей что-то другое, более важное в мире денег. Обратите внимание, Набиуллина сказала, что цифровой рубль может появиться через три-семь лет. По нынешним стандартам, это бесконечно далеко во времени. Выражаясь словами Ходжи Насреддина, за это время "либо шах помрёт, либо ишак сдохнет". Некоторые банкиры раскрывают истинную суть проекта цифрового рубля. Например, Герман Греф выдал страшную тайну Банка России: цифровой рубль должен постепенно превратиться в безналичный. Так, может, не стоит Центробанку огород городить? А сразу заявить, что планирует с помощью цифрового рубля ликвидировать наличные деньги. В России ведь также строится цифровой концлагерь, а кеш – дыры в стенах такого концлагеря.
Свежие комментарии