Японские учёные поделились плодами своей многолетней работы: наконец-таки им удалось создать настоящую человеческую кожу. Правда, создали они её для роботов в надежде, что таким образом механические создания будут больше походить на людей и перестанут вызывать неосознанную тревогу.
Биотехнологи фактически вырастили в питательном растворе кожу, похожую на человеческую, на поверхности роботизированного пальца. Годы работы – и для чего? Чтобы роботы не пугали людей? Но изначально, на заре робототехники, эти механизмы создавались для того, чтобы помогать людям в решении сложных задач в опасных условиях, а не заменить человека.
А что мы видим в наши дни? С одной стороны, учёные утверждают, что человекоподобные роботы больше подходят для мира, "построенного для двух ног". Поэтому и ставят эти механические создания на "две ноги", но при чём тут почти "человеческая кожа"? Зачем антропоморфные механизмы пытаются сделать неотличимыми от людей? И чего нам ждать дальше от высоколобых учёных? Царьград решил узнать, что думают об этом специалисты.
Если это изобретение пойдёт во благо человеку – пусть будет
По мнению главного научного сотрудника Института философии РАН Владимира Буданова, сложно сказать, куда это всё пойдёт дальше.
Конечно, такая кожа вполне могла бы быть полезной для человека, – отметил Буданов. – Допустим, кто-то получил тяжёлые ожоги и требуется пересадка кожи. То есть это изобретение могло бы быть полезным в медицине восстановления. Вот протезы титановые, к примеру, делают. Их вживляют, и люди ходят потом десятки лет.
Сложно сказать, приведут ли разработки, подобные тому, что сделали японские учёные, к расчеловечиванию. Ведь если это сделано для помощи – тут совсем другой разговор, размышляет собеседник Царьграда.
Скажем, когда человек потерял руку, к культе можно прицепить руку механическую, которая может реагировать на все нервные импульсы, которые передавались живой руке. И человек этой рукой пользуется. Плохо это или хорошо? Остался ли человек человеком, если ему фактически вживили механизм? Сложный вопрос, и состоит он в том, как изобретение используется – во благо или во вред. Наверняка есть и то и другое.
Главное, чтобы идею "Терминатора" в жизнь не претворяли, не облачали его в эту "человеческую кожу". А то ведь и Франкенштейна можно создать, которого от человека отличить будет невозможно. Но можно и помогать инвалидам, пострадавшим людям, временно заменяя утраченную кожу, пока своя не зарастёт. Поэтому важно, чтобы можно было такую "кожу" намочить, чтобы она дышала.
Если говорить о клонировании, то это чревато многими опасностями, – уверен Владимир Буданов. – Человека клонировать запрещено. Но, с другой стороны, из стволовых клеток можно вырастить какой-то орган человека, ту же печень или селезёнку. И это, по сути, не клонирование.
Что касается клонирования животных, то тут есть своя сложность: такие животные живут мало – там теломеры отрезаны, поэтому они быстро стареют. А для чего клонировать человека? Это же изуверство.
А ЧТО ЕСЛИ... НЕТ, ДАЖЕ ДУМАТЬ СТРАШНО. ФОТО: ИВАНКО ИГОРЬ/АГН "МОСКВА".
Конечно, нередко прогресс идёт на пользу человеку. Однако, у всего есть свои границы: можно что-то подправить, а можно и поломать природу человеческую, заключил Владимир Буданов.
Дело не в робототехнике, а в подмене понятий
Другой собеседник Царьграда, общественный и политический деятель, основатель студии Интеллект-центра "РОБОТЕХ" Михаил Бутримов настроен более скептически. По его словам, тут вопрос не столько в робототехнике, сколько в подмене понятий. Ведь робототехника – вещь совершенно прикладная.
Это не цель, а инструмент для упрощения трудовой деятельности, для изучения планет. Луноход – это тоже робот, который дистанционно управляется, – напомнил Бутримов. – А что касается того, что подаётся под видом робототехники, это, скорее, практическое воплощение цифрового прогресса в сочетании с технологией трансгуманизма, якобы для того, чтобы избавить человека от боли. Но как вы будете это делать, не забравшись человеку в мозг и не вживив туда цифровое устройство? Никак.
Потому и слышатся нам тревожные нотки в японском исследовании, не сомневается эксперт. Ведь речь идёт к тому же не о том, чтобы сделать возможность создания прочной кожи для человека, пострадавшего в чрезвычайной ситуации – в пожаре или автокатастрофе. Нам предлагают обтянуть кожей робота. Но зачем? Чтобы подменить живое существо чем-то роботизированным, которым проще управлять.
Этот робот не будет требовать еды, воды, социальных пособий, он откажется от отпуска и так далее. Не вдаваясь в конспирологию, приводя только факты, мы понимаем, что есть о чём волноваться. Если ходячей железяки мы практически наверняка испугаемся, то робот-гуманоид – это уже что-то, вызывающее интерес. Наука движется вперёд, и вряд ли мы с ходу запретим такие эксперименты.
Но там, где у нас под благовидным предлогом что-то делается, никто не запретит использовать это в дальнейшем для чего-то другого, – уверен Бутримов. – Конечно, можно развернуть разговор и вспомнить про концепцию развития Москвы, "Умный город – 2030", где говорится о вживлении цифровых медицинских устройств, с чего я и начал комментарий. Но не будем пугать читателей.
Вопрос критики научного прогресса всегда стоял остро, продолжил собеседник Царьграда. Поскольку есть определённые нормы морали, нравственности, через которые нельзя переступать в поиске развития общества. В противном случае мы придём к обесцениванию человека, личности, сущности.
Но борьба всё равно возможна. И, опять же, специальная военная операция России чуть притормозила движение в том направлении, куда нашу страну втягивали и интегрировали. Мы подписали с партнёрами по всему миру кучу бумаг по цифровизации общества и иным подобным действиям, вплоть до тотального контроля. А теперь исполнение договорённостей можно затормозить. Да и нашим оппонентам сейчас не до того.
С такими тенденциями бороться ещё можно, но делать это крайне сложно, – отметил эксперт. – Во всё это вкладываются транснациональные компании, крупные промышленные монстры. Но Голем из мифологии – это попытка создать некое существо, которое будет приносить удвоенный, утроенный капитал.
Да, мы смогли это затормозить, но это не значит, что уже купированы все риски. Нам следует озаботиться вопросом защиты от идей трансгуманизма. Поскольку если в ближайшие 20–30 лет ничего не предпринять, потом будет слишком поздно, заключил Михаил Бутримов.
Свежие комментарии