Штурмовая группа на мототранспорте
В российских войсках широко применяются различные виды мототранспорта. Мотоциклы и квадроциклы, отличающиеся высокой скоростью и проходимостью, используются как на поле боя, так и в тылу. Они помогают повысить мобильность подразделений в бою и решают вопросы снабжения.
Техника в строю
Российская армия начала осваивать современную мототехнику достаточно давно, задолго до начала Спецоперации по защите Донбасса. В первую очередь, внимание уделялось современным мотовездеходам-квадроциклам. Интерес к ним был связан с рядом характерных преимуществ.
Квадроциклы неоднократно использовались в ходе армейских учений прошлых лет. С их помощью повышалась мобильность разведывательных и иных подразделений. Также на вездеходах перемещались расчёты противотанковых ракетных комплексов, носимо-возимых миномётов и т.д. Положительный опыт таких учений был успешно применён на практике.
По известным данным, мотовездеходы появились в зоне проведения Спецоперации не позднее лета-осени 2022 г. Как и на прошлых учениях, они используются разведчиками, штурмовыми подразделениями и расчётами разных вооружений.
В последние месяцы начали поступать сообщения об использовании мототранспорта иных классов. В частях появились мотоциклы, приспособленные к работе на бездорожье. Как и мотовездеходы, они применяются в качестве многоцелевого лёгкого скоростного транспорта.
Мотоциклисты выходят на позицию
В войсках появился новый интересный вид транспорта — внедорожные электросамокаты. Несмотря на свою специфику, они тоже хорошо показали себя в определённых ситуациях. По некоторым характеристикам самокаты уступают мотоциклам и квадроциклам. Однако при правильном использовании можно полностью раскрыть их преимущества и минимизировать недостатки.
Министерство обороны и неофициальные ресурсы регулярно показывают работу подразделений, оснащенных мототехникой. В этих материалах освещаются вопросы её применения в боевых действиях и логистике.
Интересно, как военная техника попадает в войска. Часть необходимых образцов централизованно закупается оборонным ведомством. Остальную технику приобретают волонтёрские организации на добровольные пожертвования. Такой «смешанный» способ поставок позволяет увеличить скорость и объемы поставки техники в армию, быстрее удовлетворить потребности военных и создать некоторый запас.
На четырёх колёсах
В армии используются квадроциклы разных моделей со схожим внешним видом и характеристиками. Эти вездеходы могут быстро передвигаться по бездорожью и пересечённой местности, а также перевозить одного-двух бойцов и небольшой груз. Иногда к технике прикрепляют грузовые прицепы. В целом, такой транспорт подходит для решения широкого спектра задач.
Мотовездеходы активно применяются на переднем крае. На них разведчики быстро и относительно безопасно выходят на позиции для наблюдения и сбора данных. Схожим образом технику используют расчеты автоматических гранатометов, ПТРК и легких ударных БПЛА. Вездеходная техника ускоряет и уход с позиции.
Квадроциклы нашли свое место в мотострелковых и штурмовых подразделениях. На них бойцы быстрее и с меньшими рисками преодолевают нейтральную полосу и выходят к своей цели. При этом вездеходы несут дополнительное вооружение и боекомплект, необходимые для решения поставленной задачи.
Мотоциклист доставил ранец с грузом
Квадроциклы, сами или с прицепами, играют заметную роль в логистике. Они доставляют в подразделения на передовой всё необходимое: от продуктов питания до боеприпасов. На обратном пути вездеходы могут эвакуировать раненых.
В бой на мотоцикле
В войсках также используют ещё один вид лёгкой мобильной техники, а именно кроссовые мотоциклы. Как и вездеходы, они бывают разных моделей, но со схожими характеристиками. Главное требование к ним — повышенная проходимость для работы в условиях бездорожья.
Мотоциклы широко используются в качестве индивидуального транспорта для бойцов мотострелковых и штурмовых подразделений. Благодаря своей скорости и проходимости они позволяют быстро достичь нужной точки для ведения боя.
Однако у мотоциклов есть свои особенности. В отличие от квадроциклов, они имеют меньшие размеры и грузоподъёмность. Боец, управляющий мотоциклом, может взять с собой только личное оружие и ограниченное количество боеприпасов. Перевозка более тяжёлого вооружения, например, ПТРК или АГС, фактически исключается.
Мотоциклы имеют ограниченный потенциал и в логистике. Они пригодны только для отдельных транспортных миссий и могут перевозить ограниченный круг грузов.
Достоинства и недостатки
Российская армия успешно использует мототранспорт в ходе специальной военной операции. Мотоциклы и вездеходы применяются для различных задач и получают высокие оценки. За время использования они продемонстрировали все свои преимущества. Однако, как и любая техника, мототранспорт имеет свои недостатки, которые необходимо учитывать при планировании операций.
Квадроцикл с прицепом
Основное преимущество мототранспорта перед другими классами техники, такими как бронемашины, — высокая скорость и манёвренность как на шоссе, так и на местности. Благодаря этому мототехника может быстрее преодолевать заданный маршрут и уклоняться от обстрела.
Также важны малые габариты мототехники. Квадроцикл или мотоцикл имеет больше шансов незамеченным пройти по маршруту, что особенно ценно при работе на переднем крае или в ближнем тылу.
В армию попадают вездеходы и мотоциклы с гражданского рынка. Коммерческая техника обычно имеет приемлемую стоимость, а также проста в эксплуатации. Кроме того, на рынке широко представлены необходимые запчасти, благодаря чему облегчается обслуживание и ремонт.
В некоторых ситуациях скорость и манёвренность становятся своего рода защитой. Бойцы на мототранспорте имеют шанс уйти из-под артиллерийского обстрела либо уклониться от FPV-беспилотника. При этом ходовые характеристики в некоторой мере компенсируют отсутствие конструктивной защиты.
Отмечается еще одна любопытная особенность мототехники, повышающая её живучесть. При движении по некоторым местностям мотоциклы и квадроциклы поднимают пыль. Это демаскирует их, но затрудняет наблюдение. Также пылевая завеса исключает эффективное применение FPV-дронов. Попав в облако пыли, БПЛА теряет возможность наблюдения и наведения.
Мотоциклы и квадроциклы способны перевозить не только людей, но и грузы. Благодаря этому они могут быть транспортом для логистики или носителем вооружений. Подобная платформа резко повышает манёвренность и боевые качества миномета, ПТРК или АГС.
Недостатки мототранспорта тоже хорошо известны и понятны. В первую очередь, это отсутствие бронирование и невозможность его установки. Бойцу-мотоциклисту приходится рассчитывать только на собственное снаряжение, а также на навыки вождения, которые помогут уйти из-под обстрела.
Мотоциклы и вездеходы приходится применять на достаточно сложных ландшафтах, и это предъявляет особые требования к умениям и навыкам водителя. Не исключаются различные аварии и инциденты с негативными последствиями для бойцов и техники. Кроме того, они могут помешать выполнению боевой задачи.
Практический результат
Хорошо известно, что развитой армии требуются не только боевые бронированные машины, но и техника других классов. Учения прошлых лет показали потенциал мототехники, которая может использоваться непосредственно в боях или для решения вспомогательных задач.
С недавнего времени подобные решения и соответствующую технику начали массово внедрять в строевых частях российской армии. Уже накоплен положительный опыт ее применения в рамках Спецоперации, а также неоднократно демонстрировались реальные эпизоды такого рода.
Внедрение мототранспорта будет продолжаться. Примут и дополнительные меры. Так, в конце июля министр обороны Андрей Белоусов во время посещения одного из полигонов Ленинградского военного округа рассказал о будущем запуске курсов подготовки водителей для мотоциклов, квадроциклов и багги.
Эти планы Минобороны говорят о положительном опыте применения мототехники и о намерении ведомства развивать это направление. Мотоциклы и мотовездеходы получили шанс стать полноценным компонентом парка техники сухопутных войск.
Свежие комментарии