На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Карабухин
    ..Легче прикинуться идиотом-дурачком, чтоб только не нести ответственность за совершённые преступления перед человече...Asia Times: Решен...
  • Вячеслав Денисов
    Т.е, наши славные енаралы даже пулемётами армию не смогли обеспечить!!! И теперь, некоторых из них, наконец-то аресто...Северокорейский п...
  • Дмитрий Бакланов
    Чушь какая-то.последний год подсолнечное масло дешевеет.Вслед за сливочны...

Боевые корабли. Крейсера. Дикие собаки динго


Эти корабли порой причисляют к улучшенной серии крейсеров типа «Линдер». Но на самом деле это не соответствует действительности, все, чем отличались корабли от предшественников – это принципом размещения энергетической установки. В остальном – это «Линдеры», как они были.

Однако, три корабля, о которых пойдет речь, несколько отличались от остальных. Легкие крейсера типа «Перт» (иногда из называли тип «Сидней») служили в австралийском военном флоте.

Первоначально, при закладке, как обычно для британских легких крейсеров, кораблям дали имена греческих мифологических персонажей: «Амфион», «Аполлон» и «Фаэтон». Но после постройки и передачи КВМФ Австралии корабли были переименованы в честь австралийских городов и получили имена «Перт», «Сидней» и «Хобарт».

Итак, это «Линдеры». Пять предыдущих кораблей были построены в соответствии с проектом, а три наших героя получили некоторые изменения.

Боевые корабли. Крейсера. Дикие собаки динго

Вообще при работах по проектированию крейсеров типа «Перт» перед конструкторами стояли те же задачи, что и при проектировании типа «Линдер» - создать лёгкий крейсер с 152-мм артиллерией, с повышенной дальностью хода и мореходностью.

Изначально в рамках проекта предполагалось 2 и 3 башни заменить на трехствольные, доведя количество стволов главного калибра до 10. Но расчеты показали, что водоизмещение возрастет до 7 550 тонн, а скорость уменьшится почти на узел. И от такой модификации пришлось отказаться, главным образом, из-за различных договоров по ограничению водоизмещений.

Зато была значительно перекомпонована силовая установка. Был применен вариант с четырьмя котлами и четырьмя турбинами эшелонного расположения. Из-за такого расположения пришлось добавить еще одну дымовую трубу и сделать корпус немного шире (17,7 м). Кроме того, общая длина котельных и машинных отделений тоже увеличилась, а значит, увеличилась и длина бронепояса, который должен был их защищать, с 25,6 до 43 м.

Так что водоизмещение все равно выросло, но в условиях начавшейся войны всем уже было на это наплевать.

У крейсеров отсутствовала противоторпедная защита как таковая, но ее роль выполняло двойное, а в районе артиллерийских погребов – тройное дно. Донные отсеки использовались для хранения воды и ГСМ, так что вполне могли играть роль защиты дня от подводных взрывов.


В итоге водоизмещение выросло до 7 250 тонн.

Бронирование
Основой бронезащиты был бронепояс длиной 43 метра толщиной 76,2 мм из бронеплит с 25,4-мм подкладкой из стали. Он защищал собой котельные и машинные отделения, высота пояса достигала верхней палубы, а в районе машинных отделений до главной палубы. Бронепояс завершали траверсы толщиной 25,4 мм, сверху пояс накрывала бронепалуба толщиной 31,7 мм. Переборки между машинными и котельными отделениями были из брони толщиной 6,3 мм.

Артиллерийские погреба главного калибра имели следующее бронирование по коробчатому принципу: борт – 89 мм, верх – 51 мм, спереди и сзади – 76 мм. Погреба для универсальных орудий бронировались листами толщиной 25,4 мм.

Посты управления артиллерийским огнем, радиорубка, башни главного калибра, барбеты и податочные трубы имели броню 25,4 мм.

Рулевые механизмы защищались 37-мм палубной бронёй и 31-мм скосами с 25-мм траверсами.

Мостик и директор главного калибра защищались бронёй толщиной 12,7 мм.

Это бронирование считалось недостаточным с одной стороны, с другой – у Британии имелись тяжелые крейсера, имевшие более слабое бронирование. Недостаток брони у «Линдеров» компенсировался хорошими ходовыми качествами и продвинутым делением на отсеки, что должно было спасти корабли от затопления в случае повреждения корпуса.

Энергетическая установка и ходовые качества
Вот здесь начинались отличия. Именно на крейсерах типа «Перт» было применено эшелонное расположение силовой установки. Чередование машинных и котельных отделений позволяло избежать одновременного выхода из строя всех машин или всех котлов при затоплении смежных отсеков.

Это не нововведение, так компоновали силовые установки во многих флотах мира.

В отличие от «Линдеров», «Перты» получили в свою силовую установку всего четыре котла вместо шести, но эти котлы были более мощные и производили больше пара. Котлы располагались в двух отделениях, дым выводился в две трубы


В носовом котельном отделении котлы располагались побортно, а в кормовом – друг за другом, что позволило без проблем оборудовать коридоры гребных валов. Масса силовой установки уменьшилась на 110 тонн.

Скорость хода немного уменьшилась по сравнению с «Линдерами», 31,7 узла против 32,5 узлов, зато дальность плавания значительно выросла, 6 000 миль против 5 300. Это сыграло роль облегчение силовой установки, что вкупе с модернизированными паровыми турбинами и увеличением запаса топлива позволило достичь таких результатов.

Экипаж и обитаемость
Численность экипажа по довоенной норме составляла 570 человек. Офицеры обитали традиционно на корме, старшие в одноместных, младшие – в двухместных каютах. Матросы жили в кубриках и спали в гамаках. Жилые помещения отапливались при необходимости паром, имелась принудительная вентиляция. Крейсер был оборудован душевыми, прачечными и помещениями для сушки одежды.

По мере модернизации систем ПВО в сторону их усиления, росло и количество членов экипажа. Считалось, что крейсер типа «Перт» мог безболезненно нести на борту экипаж в 650 человек. Однако «Хобарт» к концу войны имел экипаж в 900 человек.

Вооружение
Главный калибр

Главный калибр крейсеров состоял из из восьми 152-мм орудий Mark XXIII, расположенных попарно в четырёх орудийных башнях Mark XXI.


Орудие Mark XXIII выстреливало снаряд весом 50,8 кг с начальной скоростью 841 м/с на дальность до 23 км.

Боевая скорострельность орудия составляла 8 выстрелов в минуту.

Вспомогательная/зенитная артиллерия


Универсальная артиллерия была представлена классическими 102-мм орудиями Mk V. Четыре таких орудия монтировались на одиночных станках без щитов в районе дымовых труб побортно.


Полуавтоматическая система перезарядки орудий позволяла выпускать в минуту до 20 снарядов весом 15 кг с начальной скоростью 811 м/с на дальность до 18 км. Боезапас орудий – 200 снарядов на ствол.

Зенитное вооружение малого калибра состояло из трёх счетверённых установок 12,7-мм пулемётов Vickers Mark III.


Установки были боеспособны на дальностях от 800 до 1500 метров. Кроме этих пулеметов были еще 7,69-мм ручные «Льюисы», которые можно было использовать с легких треног либо вооружать ими абордажные партии.

Минно-торпедное вооружение

Торпедное вооружение крейсеров опять же классически состояло из двух четырёхтрубных 533-мм торпедных аппаратов.


Боекомплект составлял 8 торпед, перезарядка в море не предусматривалась.

Минное вооружение кораблей состояло из 15 глубинных бомб, шесть хранились на стеллаже в корме, а девять в кормовом артиллерийском погребе.

В качестве противоминного средства использовались параван-охранители от «Виккерса» Mk.IV.

Авиационное вооружение


Крейсера типа «Перт» несли на борту поплавковые бипланы Hawker «Osprey». Старт с корабля осуществлялся с помощью поворотной пороховой катапульты, поднимали самолеты электрическим краном. Кстати, краны можно было использовать и для подъема катеров и шлюпок.

Модернизации
В Британии крейсера модернизировались единожды. Перед передачей в ВМС Австралии в 1938 году. Тогда на крейсерах «Перт» и «Хобарт» были заменены одиночные установки 102-мм орудий на спаренные Mk. XIX, а на «Хобарте» установили более мощную катапульту.

Далее в 1941 году на «Перте» установили четыре одноствольных 20-мм «Эрликона», два на 2-й и 3-й башнях и два на надстройке вместо пулеметов.

Боевое применение
«Перт»


Боевая служба «Перта» началась в конце 1939 года с патрульных операций в Атлантике. В октябре крейсер привлекли к участию в операции по поиску немецкого тяжелого крейсера «Дойчланд». Радисты крейсера «Перт» засекли сигналы радиостанции «Дойчланда», но немецкий рейдер не был обнаружен.

В 1940 году «Перт» в основном сопровождал австралийские конвои с войсками на Ближний Восток и патрулировал побережье Австралии. Исключением стал поиск в ноябре немецкого рейдера «Корморан», но поиск не дал результатов.

В декабре 1940 года крейсер перевели в Средиземноморье с базированием в Александрии. «Перт» принял участие в проведении мальтийских конвоев. 16 января 1941 года в порту Мальты крейсер попал под атаку немецкой авиации.

Две полутонные бомбы упали между крейсером и авианосцем «Илластриес», одна между «Пертом» и причалом. Взрывной волной корабль приподняло над водой, согнуло валы винтов правого борта и вызвало трещины в нефтяных танках. Водой затопило погреба орудий 'X' и 'Y', частично повреждены подшипники башен.

Стоявший неподалеку транспорт с боеприпасами «Эссекс» загорелся и матросам «Перта» пришлось бороться с огнем, чтобы не вызвать взрыва боеприпасов на «Эссексе». Моряки «Перта» спасли транспорт, боеприпасы и, возможно, свой корабль.

Во второй половине января крейсер привлекался для патрулирования района острова Крит и Эгейского моря. В конце февраля прикрывал высадку войск на остров Кастелоризо, к югу от Турции. В марте сопровождал конвои из Александрии в Грецию.


"Перт" в Александрии, 1941 год.

29 марта 1941 года крейсер принял участие в бою у острова Матапан. «Перт» вместе с крейсерами «Орион», «Аякс» и «Глочестер» с четырьмя эсминцами принял участие в бою у острова Гавдос. Тогда стороны не понесли потерь. А в целом сражение у мыса Матапан стоило итальянцам трех тяжелых крейсеров и двух эсминцев.

В мае началось немецкое вторжение на Крит. Крейсер отражал атаки Люфтваффе и после израсходования боезапаса отошел в Александрию. Оттуда «Перт» совершил рейс для эвакуации войск с Крита. В результате налета авиации получил бомбу в котельное отделение и ушел в Сирию на ремонт.

После ремонта крейсер принял участие в операции против вишистских французских войск, контролировавших район Хайфы. Артиллеристы уничтожили две батареи французов.

В июле 1941 года «Перт» вернулся в Австралию. В декабре Австралия объявила войну Японии и корабль начал активно действовать, сопровождая конвои из Австралии в Новую Гвинею, на остров Ява и в Батавию в Голландской Ост-Индии.


В Батавии было образовано оперативное соединение ABDA из флагмана голландского крейсера «Де Рюйтер», британского «Эксетер», американского «Хьюстон», голландского «Ява» и самого «Перта», представлявшего Австралию и 9 эсминцев (2 голландских, 3 британских, 4 американских). Соединение должно было искать и уничтожать японские корабли.

В Яванском море соединение ABDA столкнулось с отрядом японских кораблей, прикрывавшим большой конвой из 40 транспортов. Отряд состоял из 2 тяжелых крейсеров, 2 легких и 14 эсминцев.

Так 27 февраля 1942 года произошло сражение в Яванском море.

Руководство союзным соединением в лице адмирала Доормана вчистую проиграло сражение, потеряв 2 крейсера и 5 эсминцев. Японцы потерь не понесли и транспорты с войсками благополучно достигли острова Ява.

«Перт» уцелел в этом бою, получив совершенно незначительные повреждения. Вместе с крейсером «Хьюстон» и одним эсминцем они направились в Батавию за пополнением боекомплекта.


Во второй половине дня 28 февраля 1942 года «Перт» и «Хьюстон» достигли Батавии. Порт готовили к эвакуации и взрывам, так что пополнить запас горючего и боеприпасов не получилось. Крейсера получили приказ следовать через Зондский пролив в Чилачапе, где собирались силы союзников.


Разведка не знала, что в Зондский пролив уже вошли японские корабли с десантом.

«Перт» и «Хьюстон» прямым ходом налетели на эскорт транспортов, состоящий из эсминцев. Крейсера вступили в бой с японскими кораблями. Пока крейсера перестреливались с японскими эсминцами, подошли крейсера «Могами» и «Микума» и с ними еще 12 эсминцев.

По «Хьюстону» и «Перту» было выпущено 87 торпед. Получив 2 торпеды, «Перт» затонул примерно в 23:40, «Хьюстон» смог продержаться на плаву ещё почти час, но затем также затонул. Из экипажа «Хьюстона» погибли 693 человек, на «Перте» - 375 человек. Командиры крейсеров погибли вместе с кораблями.

«Сидней»


На момент начала Второй Мировой войны «Сидней» находился на своей базе в порту Фримантл. Первые боевые задания, в которых принял участие крейсер, стали патрулирование и сопровождение судов в австралийских водах и в Индийском океане.

В мае 1940 года крейсер был отправлен в Средиземное море, где присоединился к британским силам.


10 июня 1940 года Италия объявила войну Великобритании, а 21 июня корабль впервые принял участие в боевой операции: обстрел итальянского порта Бадрия. Порт был обстрелян, а самолет-корректировщик крейсера по ошибке был сбит британской авиацией.


28 июня 1940 года «Сидней» участвовал в преследовании 3 итальянских эсминцев, обнаруженных союзной авиацией. Поняв, что им не уйти от преследования, командир эсминца «Эсперо» принял бой с крейсером, чтобы дать двум другим кораблям уйти.

За время боя «Эсперо» и «Сиднея» два эсминца действительно ушли, а «Эсперо» был потоплен. «Сидней» спас 47 итальянских моряков.


Итальянские моряки с эсминца "Эсперо" на борту "Сиднея"

9 июля 1940 года «Сидней» участвовал в бою у Калабрии, где действовал вместе с остальными крейсерами 7-й эскадры.

18 июля «Сидней» вышел из Александрии вместе с пятью эсминцами в направлении Афин, где они должны были присоединиться к флотилии британских эсминцев в Эгейском море. 19 июля радар крейсера обнаружил два итальянских крейсера, «Джованни делла Банде Нери» и «Бартоломео Коллеони», которые шли в Ливию с военными грузами прямо на палубах.

«Сидней» вступил в бой с итальянскими крейсерами и потопил «Бартоломео Коллеони» и серьезно потрепал «Банде Нере». В истории этот бой остался как бой у мыса Спада.


"Бартоломео Коллеони" в бою у мыса Спада


Триумф "Сиднея" в порту Александрии

До конца года «Сидней» отметился еще потоплением итальянского танкера «Эрмиони». В январе 1941 года крейсер отправился обратно в Австралию.

После ремонта и отдыха экипажа крейсер отправили в Индийский океан, где он так же занялся сопровождением конвоев в Сингапур.

19 ноября 1941 года крейсер встретился с неизвестным торговым судном, которое шло в направлении Австралии. Командир крейсера совершил недопустимую ошибку и приблизился к неизвестному судну, которое представилось голландским транспортом «Straat Malakka», на расстояние 1,3 км.

Почти час неизвестный корабль морочил голову австралийцам, пока «голландец» не поднял флаги Кригсмарине и не открыл по крейсеру огонь.

«Голландским торговцем» оказался знаменитейший вспомогательный крейсер Кригсмарине «Корморан». Рекордсмен по уничтоженному тоннажу.


"Корморан"

Полчаса боя на кинжальной дистанции – и корабли разошлись. «Сидней» получил тяжелейшие повреждения от точного огня 150-мм немецких орудий, но сохранил управляемость и пытался уйти. Но в итоге корабль перевернулся и затонул.


Погибли все 645 членов экипажа, что стало самой значительной потерей австралийского военного флота за всю историю.

«Корморан» тоже не выжил и отправился на дно.

«Хобарт»


Войну крейсер начал в составе Ост-Индской станции 14 октября 1939 года. Совместно с британским крейсером «Бирмингем», «Хобарт» осуществлял патрулирование Суматры и Зондского пролива.

До февраля 1940 года «Хобарт» осуществлял конвоирование транспортов в различные места Голландской Ост-Индии.

В апреле 1940 года крейсер вошел в состав эскортных сил Красного моря. Базировался на Аден, и когда в войну вступила Италия, «Хобарт» отражал атаки итальянской авиации и обстреливал различные итальянские военные объекты. Перебрасывал войска из Адена в Сомали, а затем принимал участие в эвакуации британских войск из порта Берберы в Сомали.


Эвакуация войск из Сомали

Интересный момент: с крейсера было снято одно 47-мм салютное орудие Гочкиса для использования в качестве противотанкового.


С орудием на фронт ушли три матроса-добровольца. Моряки с орудием приняли участие в арьегардных боях, прикрывая отход своих частей от наступавших итальянцев. Долгое время моряки считались погибшими, но в 1941 году были освобождены из итальянского плена.

В составе Сил Красного моря «Хобарт» прослужил до октября 1940 года, затем ушел в Австралию.


"Хобарт" в Брисбене

Первую половину 1941 года крейсер провел в водах Австралии и Новой Зеландии. Затем корабль перебросили в Александрию и «Хобарт» принимал участие в операциях Средиземноморской эскадры. Крейсер обстреливал Тобрук и Бардию и доставлял пополнения частям в Западной пустыне.

«Хобарт» стал участником кампаний на Кипре, Мальте и в Сирии.


Причем, крейсер неоднократно участвовал в боях и подвергался атакам авиации, но никаких повреждений не получил.

После вступления Японии в войну, в декабре 1941 года, «Хобарт» отправился обратно в Австралию.

До мая 1942 года крейсер занимался проводкой различных конвоев и отражением атак авиации.
В мае 1942 года «Хобарт» принял участие в сражении в Коралловом море. Прикрывал авианосцы США, 7 мая крейсер весь день отражал атака торпедоносцев и бомбардировщиков. «Хобарт» избежал повреждений, уклонившись от всех торпед и бомб, сбив при этом три японских самолета.

В июне 1942 года крейсер переведен в состав тактического соединения TF44 для поддержки десантных операций. Прикрывал десанты на Гуадалканал, Тьюледжи, Новой Джорджии, Новой Гвинее, патрулировал в Коралловом море.


20 июля 1943 года «Хобарт» шел в Эспириту-Санто на Вануату, получил торпеду от японской подводной лодки Ro-106. Торпеда попала в левый борт, причинив значительный ущерб.


Погибло 13 офицеров и матросов, корабль дошел до Вануату, где был проведен первоначальный ремонт, который продолжили в Сиднее.


Только в декабре 1944 года ремонт закончился, а корабль вернулся в строй Тихоокеанской эскадры только в феврале 1945 года. А уже в марте крейсер принимал участие в десантных операциях на Филиппинах. Далее были высадки на Борнео, Вивак в Папуа-Новой Гвинее, освобождение Брунея, высадка на Баликпапан.


От австралийский ВМС «Хобарт» принимал участие в подписании капитуляции Японии в Токийском заливе.

После войны, до 1947 года, «Хобарт» был постоянным участником сил поддержки оккупационных войск в Японии. В 1947 году корабль был выведен в резерв. Флот рассматривал переоборудование «Хобарта» в учебный корабль, работы проводились с 1953 по 1956 годы, но переоборудование не было закончено. В феврале 1960 корабль был списан и продан по иронии судьбы японской фирме «Митсуи» на металл.

Если сравнивать крейсера типа «Перт» с аналогами, то при одинаковом вооружении заметно преимущество в мореходности и зенитном вооружении. В плане ПВО лучше были, пожалуй, американцы.


Британские крейсера оказались лучше сбалансированными в классе, однако Великобритания не строила в дальнейшем крейсера, вооруженные восемью орудиями главного калибра. «Линдеры» уступили более хорошо бронированным кораблям с вооружением из 9-12 орудий.

Но это случилось уже во время войны, когда ни о каких договорах по ограничениям речь уже не шла.
Автор:
Роман Скоморохов
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх