США не собирается делиться ресурсами спутника Земли ни с кем
Соединенные Штаты приложат максимальные усилия, чтобы американские астронавты вернулись на Луну раньше, чем там высадятся китайские тайконавты.
Об этом заявил руководитель Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) Билл Нельсон.Во вторник, 9 ноября, он провел брифинг для журналистов, на котором рассказал, почему были сдвинуты сроки реализации лунной программы «Артемида». Этот проект по освоению единственного естественного спутника Земли, анонсированный Дональдом Трампом весной 2019 года, предполагает три этапа: сначала непилотируемый полёт вокруг Луны, затем облёт на корабле с экипажем и только потом высадка на поверхность.
Изначально высадку планировали осуществить в 2024 году. Но эта задача, по словам Нельсона, оказалась невыполнимой с технической точки зрения. Поскольку возникли сложности с лунным модулем — он не был готов из-за судебного разбирательства, в ходе которого компания Blue Origin Джеффа Безоса пыталась оспорить контракт на его постройку стоимостью 2,9 млрд. долларов, выданный компании Илона Маска SpaceX.
Плюс еще вмешалась пандемия коронавируса.
По новому графику, озвученному главой NASA, пилотируемый полет космического корабля к Луне планируется не раньше мая 2024 году. А возвращение на нее американских астронавтов будет возможно не раньше 2025 года.
При этом у США есть серьезные опасения, что Китай здесь может их опередить.
Нельсон, в частности, отметил, что космическая программа Поднебесной становится «все более способной к высадке» человека на Луну «значительно раньше, чем изначально ожидалось». Он даже назвал Китай не просто конкурентом в лунной гонке, а «очень агрессивным конкурентом». И пообещал действовать «напористо, насколько возможно», чтобы американцы смогли «первыми вернуться на Луну после более чем полувека».
Напомним, официально американские астронавты уже потоптали лунную поверхность в июле 1969 года в рамках космической миссии корабля «Аполлон — 11». Первый шаг на Луне, как считается, сделал командир экипажа Нейл Армстронг. При этом он якобы произнес, что «этот маленький шаг одного человека означает гигантский скачок для человечества». За ним шел пилот лунного модуля Эдвин Олдрин. Они взяли образцы лунного грунта, установили научные приборы — сейсмометр и лазерный отражатель, а затем укрепили на лунной поверхности национальный флаг США. Прогулка Олдрина длилась около полутора часов, Армстронга — более двух с половиной. В общей же сложности, с учетом времени проведенного в лунном модуле, где астронавты спали и завтракали, они пробыли на Луне 21 час 36 минут.
Впрочем, факт высадки американцев на спутник Земли многие до сих пор подвергают сомнению, поскольку с тех пор они так и не смогли повторить достижения корабля «Аполлон — 11».
Почему, действительно, при современных высоких технологиях это стало для них проблемой? Опять же, если астронавты США уже побывали на Луне, отчего их так беспокоят сегодняшние успехи Китая — тайконавты, в любом случае, будут вторыми…
Эти и другие вопросы «СП» адресовала завотделом исследований Луны и планет Государственного астрономического института им. Штернберга МГУ Владиславу Шевченко:
— Опасения американцев относительно китайских успехов, действительно, оправданы. На мой взгляд, Китай сегодня первый. Его лунные эксперименты беспрецедентны.
Начнем с того, что уже более года по обратной стороне Луны путешествует китайский луноход. До этого никому не удавалось просто осуществить там посадку. А китайцы не только запустили и посадили луноход, но и смогли наладить сложную систему, чтобы он успешно функционировал.
Как известно, с Земли обратную сторону нашего спутника мы видеть не можем, поэтому они предварительно запустили спутник-ретранслятор, который находится в такой точке орбиты, что способен одновременно видеть луноход, посадочную станцию, а также пункт космической связи, на которую передает всю информацию.
Конечно, этот комплекс был не таким массивным, как скажем, комплекс «Аполлона», поскольку станция автоматическая, но вся технология, она повторяла уже пилотируемый полет.
Поэтому у американцев, действительно, появился сильный конкурент.
«СП»: — Но если они уже слетали на Луну 50 лет назад, то почему не могут повторить свой успех сейчас?
— У них как-то все не очень гладко. То никак не могли определиться, какой ракетно-космической компании отдать приоритет — остановились на компании Илона Маска. Потом появились сообщения, что конгресс еще не решил, выделять ли ту сумму, которая заложена в проект лунной программы. А сумма там немаленькая.
К тому же, следует учесть, что все те работающие технологии, которые создавали «Аполлон», они уже либо устарели, либо эти процессы производственные и технологические вообще прекратились. То есть, все нужно как бы создавать заново, изобретать сначала.
Уже нельзя сделать просто копию того, что полвека назад летало, и все пойдет, все заработает.
Опять же, люди, которые тогда осуществили успешную посадку, или физически ушли из жизни, или в силу возраста отошли от дел. А молодым, которые пришли, нужно во все это войти, обучиться и т. д.
Кстати, это касается не только американской «Артемиды», но и нашей автоматической станции «Луна-25», запуск которой мы уже столько раз откладывали.
Преимущество Китая именно в том, что он заново изобретает, производит, формирует и специалистов, и технологии. Иначе как бы они обеспечили посадку своего лунохода на обратную сторону Луны, чего ни наша космическая индустрия, ни американская до сих пор сделать не могут.
«СП»: — Дональд Трамп, будучи президентом, подписал интересный указ, закрепляющий право американцев на добычу космических ресурсов. А чем так в этом смысле их привлекает Луна?
— Могу сказать, что «лунная гонка» снова началась. Но началась сугубо на новом качестве. Если гонка 60−70 гг. строилась на том, чтобы показать передовые технологии, плюс политические всякие вещи примешивались. Сейчас речь идет о материальном — о космических ресурсах.
Дело в том, что запасы ископаемых минералов, которые необходимы для развития высоких технологий, на Земле истощаются. Речь идет о цветных и редкоземельных металлах — никеле, кобальте, широкой группы платиноидов, на которых базируются все современные технологии. Простой пример: основной составляющей сенсорных экранов айпадов является такой металл как индий.
По оценкам специалистов, запасов индия и остальных в лучшем случае хватит на сорок лет. А это значит, в достаточно недалеком будущем развитие технологий может попросту остановиться. Что будет с прогрессом — понятно.
Инвестиционная компания Goldman Sachs даже как-то разослала партнерам информационное письмо, в котором указала, что в настоящее время платину дешевле получать и доставлять с Луны, чем рыть глубокие и сложные шахты на Земле.
«СП»: — А это так?
— На Луне рыть, действительно, ничего не надо. И горнорудных работ никаких вести не нужно.
Собственно, сам лунный грунт такими редкоземельными металлами не обладает. Но у Луны нет атмосферы, она полностью открыта космическому пространству, и на ее поверхность в большом количестве падают приходящие из внешнего Космоса астероиды.
А примерно четверть из этих астероидов относится к так называемому металлическому типу — их еще называют железо-никелевые астероиды. Так вот они в себе содержат громадную часть редкоземельных металлов.
Раньше мы предполагали, что астероид с огромной скоростью падает на Луну, происходит взрыв, подобный ядерному взрыву, и все вещество падающего тела раскаляется, испаряется и пропадает. Оказалось, что и здесь есть тонкость — примерно четверть падающих астероидов является медленными. То есть, их скорость падения не превышает 12 км/сек, а при такой скорости падения они просто механически разрушаются. Получается раздробленное астероидное вещество — т.е. его не нужно копать, рыть и т. д.
Есть уже разработки лунных бульдозеров. Они смогут сгребать верхний слой, грузить в транспортный модуль, а он будет доставлять его на Землю уже в таком, раздробленном виде. Ну, а извлечь то, что нужно, земные технологии позволяют довольно просто.
Собственно говоря, основной целью проекта «Артемида» является как раз освоение лунных участков с характерными ударными кратерами, где, как предполагается, они уже могут найти космические ресурсы. Причем, программа эта стала теперь международной. К ней присоединились еще восемь стран, и участвуют они именно с той точки зрения, что освоение Луны сулит огромные прибыли.
Так, вложиться сейчас в проект, чтобы потом участвовать в получении космических ресурсов, захотели ОАЭ, Люксембург. Думаю, банкиры, нефтяные шейхи хорошо соображают, во что можно вкладывать финансовые средства, и стоит ли это делать.
Кроме того, там участвуют такие страны как Великобритания, Франция, Германия, имеющие свою космическую отрасль. То есть, понятно, в чем нынешние тенденции космического соревнования, и почему ведущие страны так рвутся осваивать Луну.
Свежие комментарии