На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 367 подписчиков

Свежие комментарии

  • Leon Dan
    Националист по определению не обязан никого другого любить.Почему казахские ...
  • Сергей Иванов
    Видно мало грузины им всыпали.К чему могут прив...
  • Анатолий Суббота
    А цены зависят от доллараЭлита готовит нев...

ATACMS – больно, но не смертельно

ATACMS – больно, но не смертельно

Подытожим события прошедшей декады. Сразу можем поздравить наше министерство выражения озабоченностей, выражение озабоченностей сыграло свою роль и ракеты ATACMS были поставлены Соединенными Штатами Украине. Но – втихую и в режиме полного молчания, так что по факту об этом все узнали тогда, когда ракеты прилетели на аэродром в Бердянске.

Практически с самого начала СО Зеленский просил для ВСУ дальнобойное оружие. В том числе и ракеты, которыми можно было бы поражать объекты далеко в тылу, в том числе и аэродромы.

Почему американцы, от которых напрямую зависит выделение того или иного вида вооружения, столько тянули, сказать сложно. Возможно, не хотели выпадов в свой адрес и втягивания НАТО в войну с Россией, возможно, действительно было жалко. Потому отказывали долго и под разными предлогами.

Однако Зеленский вцепился в ракеты, как бультерьер. И грыз тему, пока за океаном не плюнули и не выделили искомые ATACMS. Но – первой серии, самые простые. И под «честное слово», что ВСУ не будет работать этими ракетами по территории России. А оно украинцам и не сильно-то нужно на самом деле.

Ведь Крым, Бердянск, Луганск, Донецк, Мариуполь – для Зеленского и компании это все еще Украина! Несмотря на все военно-политические расклады, это все еще Украина, и не только для Зеленского, но и для всей Европы, снабжающей ВСУ «подарками», и для США.

Так что долбить ATACMS по Крыму – это допустимо с их точки зрения. Это территория Украины со всеми вытекающими последствиями, то есть, с вариантами прилета ATACMS по нероссийской для Украины территории.

Так что все-таки Штаты, наблюдая, как откровенно проваливается разрекламированное контрнаступление ВСУ, решились немного помочь и отправили пробную партию ракет ATACMS, взяв, видимо, не одно «честное слово Зеленского» относительно неприменения по территории России.

Решение, понятное дело, на освещалось массово и широко, потому что опасались многих вещей, в том числе и заявленных превентивных ударов по ввозимым ракетам. Это нормально, ракеты все-таки приличных денег стоят. Но маскировка и противодействие разведке сработали как надо и ATACMS спокойно зашли на территорию Украины.

17 октября состоялся дебют. ВСУ впервые применили ATACMS по российскому военному объекту, каковым являлся военный аэродром под Бердянском.


К сожалению, российское Минобороны не уделило ни одной буквы этому происшествию, потому сведения пришлось черпать из сети Телеграмм. А там сами понимаете, разлет фантазии просто феерический. Даже украинские каналы спустя пару-тройку дней уменьшили количество сгоревших вертолетов до разумного, особенно после того, как выяснили, сколько вертолетов реально в полку.

Огневой налет каким-то неустановленным количеством ракет, из которых вроде бы было сбито три. Остальные наделали дел в бензохранилище, складе РАВ и на площадках с вертолетами.

И это почти нормально. Почему нормально – будет чуть ниже, для начала пройдемся по самой ракете.

ATACMS. Детище компании «Локхид-Мартин». Твердотопливная тактическая баллистическая ракета класса «земля – земля», с дальностью применения до 300 км, в экспортном (нашем) варианте - до 165 км.


Всего существует семь модификаций этой ракеты, четыре в настоящее время на вооружении, три в стадии разработки. Из четырех «рабочих» модификаций одна MGM-168A ATACMS Block 1A несёт монолитную осколочно-фугасную боевую часть, остальные кассетные с различными суббоеприпасами.

Базовой считается модификация MGM-140A ATACMS Block 1, с инерциальной системой управления и кассетной головной частью, содержащей 950 боевых элементов типа M74. Надо отметить, что данный суббоеприпас осколочного типа не предназначен для поражения бронированной техники.


История ракет ATACMS началась в далеком уже 1980 году, когда США поменяли военную доктрину. Холодная война уходила в прошлое и победители понемногу стали отказываться от доктрины превентивного ядерного удара по странам Варшавского договора, как единственному способу воздействия. И решили, что НАТО будут полезны обычные баллистические ракеты для точечной работы по важнейшим тыловым объектам противника.

Естественно, в духе времени, ракеты ATACMS могли нести и ядерное, и химическое, и биологическое оружие. ATACMS должны были заменить устаревшие «Лансы» в рамках нового единого тактического ракетного комплекса.

На вооружение армии США ATACMS встали в январе 1991 года. И в том же году ракеты прошли боевое испытание во время операции «Буря в пустыне» против Ирака. Результаты были более чем обнадеживающие, что повлекло использование в ходе операции «Свобода Ирака» в 2003 году: тогда нести свободу Ираку несли более 450 выпущенных ракет.


Даже самая простая из модификаций ATACMS представляет собой очень эффективное оружие и вот почему. В распоряжении ВСУ уже есть дальнобойные ракеты франко-британской разработки и производства крылатые Storm Shadow/SCALP EG. Дальность этих крылатых ракет и мощность боевой части примерно такие же, как у ATACMS в экспортном варианте, с дальностью полета до 300 км.

Но по сравнению с крылатой ракетой баллистическая ATACMS имеет ряд преимуществ:

- скорость полета ATACMS почти втрое больше, чем у крылатых ракет;
- много вариантов применения, связанные с наличием разнообразных БЧ у ATACMS, которые могут оснащаться в том числе кассетными боеголовками с различными суббоеприпасами;
- ATACMS является более высокомобильной и малозаметной системой, так как пуск осуществляется с установок HIMARS и MRLS. Подвижные мобильные комплексы обладают способностью незаметно выходить на позицию пуска и быстро покидать ее. Storm Shadow/SCALP EG запускаются с самолётов, которые легко обнаруживаются РЛС и во время полета уязвимы в воздухе для систем ПВО-ПРО и истребительной авиации;
- ракеты ATACMS требуют мало времени на программирование и подготовку к стрельбе. Это позволяет работать по подвижным целям, в то время как в крылатые ракеты типа Storm Shadow координаты цели нужно заложить ещё на земле до вылета самолёта-носителя и перенацелить ракету в воздухе практически невозможно. По крайней мере, это касается носителей ВВС ВСУ типа Су-24.

Итого: ATACMS более эффективное оружие, к тому же его сложнее перехватывать. По своим характеристикам ATACMS находится между российскими оперативно-тактическими ракетными комплексами «Точка-У» и «Искандер-М». Естественно, ближе к «Искандеру». Но есть нюансы.

ПУ «Искандера» - четырехосная машина, крупная и довольно редкая.


То есть – легко отслеживаемая. На ней еще могут быть смонтированы ПУ С-400, ПКР «Бал» и так далее. То есть, это шасси для дорогостоящей и высокоэффективной техники. Которую, к сожалению, легко обнаруживать и контролировать при помощи средств разведки.

ATACMS запускается с РСЗО HIMARS или M270.


Для этого вместо кассеты с шестью снарядами РСЗО в пусковую заряжают один большой (в M270 - два) контейнер с ракетой ATACMS. И визуально отличить обычный HIMARS от ПУ заряженного ATACMS практически невозможно, поскольку внешняя стенка транспортно-пускового контейнера имитирует наличие шести маленьких направляющих. Более того, HIMARS сверху вообще смотрится как армейский грузовик, каких в любой армии блока НАТО десятки тысяч. Это существенно затрудняет разведку противника.

Это мы поговорили о грустном, теперь просто необходимо добавить оптимизма. ATACMS имеет и слабые места, которым сможет воспользоваться и наша сторона.

Во-первых, первое применение ATACMS стало «примеркой». Теперь операторы РЛС имеют в своем распоряжении радарную картинку ATACMS. Теперь ракеты, выпущенные в нашу сторону, будут намного более оперативно обнаруживаться радарными постами и определяться именно как ракеты ATACMS и никак иначе.

Максимальная скорость ATACMS немногим больше трех Махов (1100 м/с). Однако на спуске, в зависимости от траектории и используемых аэродинамических маневров, в плотном нижнем слое атмосферы скорость может падать вплоть до околозвуковой. Это вообще характерно для всех баллистических ракет такого класса.

Значит, у нас есть целая когорта ЗРК, способных сбить ATACMS: С-400, С-300ПМУ2, С-300В4 и «Бук-М3».


В идеальных условиях полигона, скорее всего, эти ЗРК не оставят никаких шансов ATACMS. Но боевые действия отличаются от учений самым коренным образом.

И здесь основная нагрузка ляжет на плечи операторов обзорных РЛС типа «Небо-М», способных засечь старт ракеты и отследить ее направление, одновременно рассчитав все параметры ракеты и приблизительную точку встречи.

Весьма неплохо могут с этим помочь и космические средства разведки и наблюдения, но тут у нас не все так гладко, как хотелось бы. Однако, современные средства радиолокационной разведки, имеющиеся на вооружении российской армии, вполне соответствуют всем требованиям современности, а значит, смогут обеспечить надлежащее целеуказание зенитным ракетным комплексам.

Уже посчитано, что ATACMS будут лететь к целям на территории того же Крыма 3-5 минут. Комплекс С-400, развернутый на позиции, будет готов к пуску в течении 3 минут. Находящийся в режиме ожидания – 30 секунд.

То есть, если средства обнаружения засекут старт ракеты и передадут информацию о координатах месте старта и примерном азимуте движения, то эта информация позволяет ЗРК своевременно развернуться на нужный угол и искать летящие ракеты в более узком секторе, что значительно облегчит работу расчетам. И одновременно возрастет вероятность обнаружения цели на дальней границе зоны пуска.

Да, естественно, расчет ЗРК не будет иметь достаточно много времени на отработку цели. Он должен быть полностью развернут, ракеты пройти полную подготовку к пуску и так далее.

Здесь еще есть одна неприятность. Поражающие элементы типа «шрапнель» могут не уничтожить ракету ATACMS, здесь более действенны будут стержневые поражающие элементы. «Шрапнель» предназначена для кинетического поражения легкобронированной или вообще не бронированной авиационной техники, а вот у прочной, рассчитанной на значительные перегрузки, «толстошкурой» баллистической ракеты есть все шансы уцелеть и прорваться.

Кроме того, суббоеприпасы могут покинуть ракету на большой высоте, до момента перехвата. Рассчитывать на РЭБ тоже не стоит, особенно в случае с ракетой, оснащенной инерциальной системой ориентирования. Более современные, которые идут по сигналам спутников, да, можно сбить с маршрута помехами, а вот наш случай явно не из этих.

То есть, вся надежда на расчеты зенитных ракетных комплексов, способных отследить и перехватить ATACMS своими ракетами. Права на ошибку практически не будет, но эффективность комплексов ПВО будет значительно выше, чем у авиации ПВО и систем РЭБ.

И, если первая атака ВСУ ракетами ATACMS была эффективной, но не неожиданной, то вот с последующими все будет несколько не так. Примерно, как с Storm Shadow, которые сперва нанесли определенный урон, а потом стали перехватываться легко и непринужденно.

Вообще в споре ЗРК и крылатых ракет однозначно побеждает ЗРК, да и самолет с ракетами «воздух-воздух» тоже не отстает. С баллистическими ракетами сложнее, а со сверхзвуковыми еще более сложно. Но корректируемые бомбы и крылатые ракеты наши системы ПВО сбивать научились.

Примерно так же все будет обстоять и с ATACMS. Необходимо небольшое время для того, чтобы собрать информацию и проанализировать поведение ATACMS в полете. Изучить траекторию, засечь скорости на различных участках, отследить, как ракета маневрирует – это все не сложно. Далее делается анализ радиолокационной картинки, чтобы расчеты РЛС и ЗРК могли отличать ATACMS от любого другого подобного объекта, вносится в память бортового оборудования систем слежения и ПВО, чтобы в следующий раз аппаратура, сравнив полученный сигнал с эталоном, могла уже самостоятельно сделать вывод о том, что летит ATACMS.

И все, грозные ATACMS, на которые делался такой расчет Зеленским, уже не будет таким грозным, как хотелось бы там, на той стороне. Его будут сбивать так же успешно, как сбивают теперь Storm Shadow.

Да, современная война – это не только нанесение прямого урона, но и работа с информацией. И чем лучше будет отработана полученная даже путем потерь, информация, чем более правильные выводы будут сделаны (если будут), тем меньше шансов будет у противника. Это, можно сказать, уже один из законов войны.


ATACMS не так страшен, если четко знать, как с ним бороться. Нашим системам ПВО это вполне по силам.
Автор:
Роман Скоморохов
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх