На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 279 подписчиков

Свежие комментарии

Средняя Азия как будущий китайский протекторат

Средняя Азия как будущий китайский протекторатЕсть мнение, что Средняя Азия становится менее открытой для американского влияния, в частности, для программ по «распространению демократии». Это мнение не российских обозревателей, а американских экспертов. Тем не менее, США едва ли не предполагают «отступать». Стратеги рекомендуют Белому дому сделать приоритетным сотрудничество с Казахстаном и Узбекистаном и использовать действия Пекина и Москвы в Средней Азии для реализации интересов США.


Владимир Филиппов на радио «Спутник» поведал о том, что Соединённые Штаты теряют влияние в Центральной Азии. «По крайней мере, об этом говорят американские же аналитики», — замечает автор.

По мнению последних, в регионе происходит геополитический сдвиг: связи с Западом ослабляются, зато растёт влияние Китая и России.

Откуда взялось это мнение? Минутный поиск в «Google» вывел нас на сайт Московского центра Карнеги.

Eugene Rumer, Richard Sokolsky, Paul Stronski — три автора материалов под названием «Политика США в Центральной Азии 3.0», датированных 18 марта.

По мнению экспертов, нестабильная ситуация и геополитические изменения создают в государствах Центральной Азии предпосылки для усиления соперничества между Россией и Китаем за влияние в регионе. Одновременно среднеазиатские государства становятся менее открытыми «для американского влияния и программ по распространению демократии». Аналитики предлагают Вашингтону адаптировать политику под сложившиеся условия так, чтобы цели Вашингтона были скоординированы с его ограниченными ресурсами и интересами. Постановка амбициозных и нереалистичных задач приведёт только к взаимному раздражению.

Соавторы выделили ряд оснований для пересмотра политики США в регионе.

1. По мере сокращения военного присутствия США в Афганистане значение для Вашингтона Средней Азии как «ворот» в эту страну будет уменьшаться.

2. Если первые 25 лет независимости государства Средней Азии ориентировались на Запад, а США помогали пяти местным странам укреплять независимость, то теперь Вашингтон полностью выполнил партнёрские обещания.

3. В настоящее время страны Центральной Азии движутся в ином направлении. Крупный геополитический сдвиг в регионе приведёт к ослаблению связей с евроатлантическим сообществом и усилению влияния Китая. В обозримом будущем главными партнёрами здешних стран будут Пекин и Москва.

4. Описанные изменения вызовут сокращение присутствия и влияния Америки в регионе.

5. В новых условиях решение важных для Вашингтона задач потребует значительных изменений в политике.

Авторы дали рекомендации Белому дому. По их мнению, Вашингтон должен определиться с приоритетами: «Сделать приоритетным сотрудничество с Казахстаном и Узбекистаном». Кроме того, Белый дом должен признать наличие в регионе некоторых общих целей с Москвой и Пекином. Эксперты призывают Вашингтон «найти способ использовать действия Пекина и Москвы для реализации американских интересов».

Говорится в материалах не только о демократии, но и социально-экономическом положении: «Требования перемен должны исходить от самих граждан стран Центральной Азии, а реформаторская программа США должна быть нацелена в первую очередь на улучшение социально-экономического положения, а не распространение демократии».

Эксперты предлагают не ставить «сотрудничество в сфере безопасности в зависимость от ситуации с правами человека».

Предлагается также избегать милитаризации политики и эффективнее «использовать имеющиеся рычаги влияния».

Двумя днями ранее, добавим, в Москве прошла научно-практическая конференция, участники которой искали новые возможности экономического и гуманитарного сотрудничества России с Центральной Азией. Форум, прошедший 16 марта, организовали Узбекская национально-культурная автономия Москвы, Российский государственный гуманитарный университет и Международный благотворительной проект-фестиваль «Культ плова». Форум подробно осветило информационное агентство «Фергана».

По словам участвовавших в мероприятии экспертов, Центральная Азия возвращается в сферу приоритетов внешней политики России. И всё же Москва больше сосредоточена на военно-политическом сотрудничестве со странами региона. Как отметил модератор форума, профессор Российского государственного гуманитарного университета, доктор исторических наук Велихан Мирзеханов, существующая модель сотрудничества России со странами Средней Азии с её исключительной политической доминантой исчерпала себя. При этом экономическое и гуманитарное взаимодействие пробуксовывает: Россию недаром упрекают в том, что она не оправдывает инвестиционных ожиданий. Да, Россия оказывает экономическое воздействие на страны ЦА, однако оно заключается в большей степени лишь в финансовых поступлениях от трудовой миграции в Россию и экспорте из этой страны некоторых жизненно необходимых товаров (вроде ГСМ).

Казалось бы, идут миграционные процессы, миллионы людей курсируют между странами, однако ближе друг к другу не становятся. И, вероятно, не станут — до тех пор, пока на государственном уровне не будут создаваться площадки для гуманитарного взаимодействия, считает заместитель председателя Совета Ассамблеи народов России Игорь Круговых:

«США, Китай, Япония, другие государства регулярно проводят какие-то конференции, форумы со странами Центральной Азии. Россия же никогда никакие форумы в формате «Россия — Центральная Азия» не проводит. А ведь этот регион жизненно необходим для России. Тот характер отношений, который сложился сегодня с центральноазиатскими народами, какой-то исковерканный. Нас — тех, кто понимает, что такое нормальные человеческие отношения, — всё меньше. Молодёжь воспитывается в диких, жёстких условиях».


Воспитание чувства цивилизационного единства Круговых считает одной из основных задач.

Интересное предложение высказал аспирант кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ Каныбек Кудаяров. По его словам, Россия могла бы стать кузницей кадров для религиозных организаций Киргизии и других стран. Сегодня в университетах РФ по программам образовательного обмена учатся сотни студентов из Средней Азии. Почему бы такие программы не ввести в исламских вузах Москвы, Нижнего Новгорода, Казани? Многие молодые люди, уезжающие на учёбу в исламские университеты Турции, Саудовской Аравии, Ирана, Пакистана, могли бы получить духовное образование в России. И будет гарантия, что они не попадут под влияние радикалов.

Профессор Мирзеханов полагает, что на уровне экспертного сообщества Центральная Азия сейчас воспринимается как важный партнёр с точки зрения интересов России. «Да, в 1990-е годы не было какой-либо чёткой политики в отношении Центральной Азии, и усилиями, в первую очередь, учёных удалось донести до властей, до МИДа, президентской администрации, насколько важен этот регион», — отметил эксперт.

И недаром в последней Концепции внешней политики России задекларировано, что постсоветское пространство является ключевым стратегическим приоритетом. Конкурентоспособность самой России в мире возможна лишь в сотрудничестве, поскольку «в мире всё интегрируются». «Даже самые развитые экономики вступают в союзы, интеграционные объединения, — напомнил Мирзеханов. — Без этого трудно будет и странам Центральной Азии, и России. Создание единого экономического пространства, подкрепленного культурными, образовательными связями, неизбежно».

И понимание этого пришло ещё до событий на Украине. «Я думаю, что это понимание начало формироваться и раньше, — отметил эксперт. — В отношении Центральной Азии роль сыграли другие факторы. Дело в том, что долгое время у тех, кто осуществлял внешнюю политику России, было мнение, что постсоветские государства никуда от неё не денутся. А мир очень большой, и каждый найдёт, с кем сотрудничать. Как я сказал, быть конкурентным на мировой арене можно только в рамках больших интеграционных объединений с группой стран. И совершенно неразумно отказываться от стратегического партнёрства со странами, с которыми у нас есть общая история, сложились многовековые контакты». Однако «нельзя ограничиваться сотрудничеством в политической сфере и думать, что политической поддержки достаточно для продвижения своих интересов на международной арене». Куда больше зависит от масштабов экономического сотрудничества и гуманитарных проектов, в том числе в сфере образования.

Также эксперт напомнил, что «российских инвестиций в регион явно недостаточно», и предложил «интегрировать экономики, искать новые варианты продолжения сотрудничества».

Однако, заметим, Средней Азией интересуется не только Россия, но и Китай. И последний как раз известен своими инвестициями и экономическими проектами. Если для США страны Средней Азии после сворачивания афганской кампании неизбежно теряют геополитический вес, то у Пекина интерес только растёт.

Эксперт по странам региона Аркадий Дубнов сказал «Ридусу»: «США рассматривали страны ЦА почти исключительно как тыловой плацдарм для осуществления боевых операций сил IFOR. Для этого они держали авиабазу в киргизском аэропорту Манас. Когда в конце 2014 года мандат IFOR истёк, американцы забыли про этот регион, словно про мимолётный курортный роман». В ЦА у США практически нет экономических интересов. Другое дело — Пекин.

«В отличие от прямолинейных американцев, китайцы прибирают ЦА к рукам тихой сапой, вовлекая эти страны в свой проект Экономического пояса «Шёлкового пути», — считает эксперт. — Китай инвестирует туда колоссальные деньги, не оглядываясь ни на США, ни на Россию».

В итоге спустя одно-два десятилетия страны ЦА де-факто окажутся под китайским протекторатом.

* * *


Пока Россия переживает кризис, вызванный целым рядом факторов, начиная от непродуманной промышленной политики государства и заканчивая низкими ценами на нефть, сильной девальвацией рубля и санкциями Запада, снятия которых в ближайшие годы ожидать не приходится, Пекин действительно «прибирает к рукам» Среднюю Азию. Уже сегодня китайские политики и инвесторы осуществляют продуманную экспансию в регионе, планируя на десятки лет вперёд.

Вне всякого сомнения, Соединённые Штаты смирятся с укреплением Поднебесной в Центральной Азии и с развитием глобального китайского проекта Экономического пояса «Шёлкового пути». Мешать китайцам американцы не станут: ведь китайская экспансия неизбежно означает региональное отступление России. Вероятно также сохранение ограниченного американского сотрудничества с некоторыми странами — например, с Казахстаном и Узбекистаном.

Россия же, как и прежде, останется для региона поставщиком ГСМ, а также территорией для миграции малоквалифицированной рабочей силы.

Обозревал и комментировал Олег Чувакин 
— специально для topwar.ru

 

 
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх