
БМП Freccia одной и строевых частей итальянской армии
По заказу министерства обороны Италии в настоящее время ведётся разработка проекта модернизации серийной боевой машины пехоты VBM Freccia. Армия хочет продлить ресурс имеющихся в строю машин, а также повысить некоторые их технические и боевые характеристики. Однако требования к подобной технике постоянно меняются, и теперь одновременно разрабатываются сразу два проекта подобного обновления с разными особенностями и задачами.
Планы обновления
Напомним, что проект Veicolo Blindato Medio Freccia («Средняя бронированная машина «Стрела») разрабатывался по заказу министерства обороны Италии в середине девяностых годов. Его созданием занимались компании Iveco Defence Vehicles и OTO Melara. Их союз получил неофициальное название Consorzio Iveco-OTO Melara или CIO. В 1996 г. компании построили опытные бронемашины, но их испытания и доводка серьёзно затянулись.
Первый заказ на серийное производство новой техники появился только в 2006 г. Он предусматривал поставку 249 бронемашин в нескольких модификациях. Эту технику изготовили и передали заказчику в 2007-17 гг. Затем появился новый заказ, по которому к настоящему времени построили более 70 машин.
Итальянская армия считает, что базовый вариант «Фреччиа» уже морально устарел. В 2021 г. она заказала компаниям-разработчикам проект промежуточной модернизации. В рамках программы VBM Freccia Plus требовалось заменить некоторые узлы и компоненты, чтобы повысить основные технические и эксплуатационные характеристики машины.

Оператор-наводчик за работой
На разработку Freccia Plus было отведено несколько лет. Не позднее конца 2027 г. консорциум CIO должен построить, испытать и передать заказчику две опытные машины. После этого армия проведёт собственные испытания, по итогам которых будет принято окончательное решение о серийном производстве.
В проекте VBM Plus наблюдается явный прогресс, и Минобороны Италии с оптимизмом смотрит в будущее. В декабре 2024 г. оно выдало первый заказ на серийное производство подобной техники. Пока речь идёт о 76 машинах. Их сборка начнётся через несколько лет, после завершения испытаний опытной техники. Поставка первых партий машин ожидается на рубеже десятилетий.
Второй вариант
Недавно стало известно, что Минобороны Италии и консорциум CIO внесли изменения в свои планы. Как сообщает интернет-издание European Defence Review, в дополнение к существующему проекту VBM Plus разрабатывается новый вариант модернизации существующей бронемашины.
Поводом для появления нового проекта стали особенности вооружённых конфликтов последних лет. На поле боя появились новые угрозы для бронетехники, которые требуют совершенствовать и усиливать её защиту. Также выросли требования к вооружению, его системам управления и т.д. Все эти факторы предлагается учесть при создании нового проекта VBM 30 NG (Next-Generation).

Десантное отделение
В настоящее время второй проект модернизации бронемашины VBM находится на стадии разработки, на которую отводится около двух лет. Как и в случае с Freccia Plus, до конца 2027 г. планируется построить опытный образец и провести его испытания. После этого Минобороны Италии примет решение о дальнейшей судьбе проекта.
Ожидается, что перспективная бронемашина VBM 30 NG будет превосходить Freccia Plus по всем основным параметрам. В связи с этим именно её могут запустить в серийное производство в рамках контракта 2024 г. Дальнейшие заказы также могут касаться именно модификации «нового поколения».
Версия с плюсом
Заказчик и разработчик уже поделились ключевыми подробностями двух новых проектов. В обоих случаях речь идёт о модернизации базовой бронемашины путём замены некоторых её агрегатов и компонентов. Цель этих изменений — улучшение технических, боевых и эксплуатационных характеристик.
В рамках проекта VBM Freccia Plus предлагается сохранить существующий бронекорпус с противопульной и противоснарядной защитой. При этом предусматриваются некоторые его доработки, связанные с установкой новых систем и агрегатов. Уровень защиты по итогам такой доработки не изменится.
Согласно планам, утверждённым в 2021 г., после всех изменений боевая масса бронемашины должна вырасти с нынешних 26 т до 31 т. Позднее эта планка была поднята до 33 т. В связи с этим планируется заменить двигатель. Вместо дизеля Iveco 8262 6V Commonrail мощностью 550 л.с. будет установлен новый двигатель мощностью 720 л.с. Также заменяется трансмиссия и усиливается подвеска.

Проектный облик машины VBM 30 NG
Обновление силовой установки, трансмиссии и ходовой части позволит компенсировать рост массы. Также удастся сохранить на прежнем уровне подвижность и проходимость.
Штатное боевое отделение предлагается заменить новым боевым модулем Hitfist OWS от компании OTO Melara. Его основным вооружением станет перспективная 30-мм пушка X-Gun, разрабатываемая компанией Leonardo. Также на башне поместят пусковую установку для управляемых ракет Spike LR. Для Freccia Plus и OWS создается новая система управления огнём, отвечающая требованиям итальянской армии.
Предлагается обновить и прочее оборудование бронемашины. Freccia Plus получает современные средства связи и приборы навигации. Также внедряется «система управления полем боя» SICCONA C2D/N EVO. Такая модернизация должна положительно повлиять на ситуационную осведомленность и групповые возможности всех машин семейства VBM. Также упростится взаимодействие с другой техникой, имеющей схожее оснащение.
Новое поколение
Согласно последним сообщениям, проект VBM 30 NG в целом основывается на уже известном Freccia Plus. В то же время, он предусматривает дополнительные меры разного рода. В частности, одной из главных целей этого проекта является повышение уровня защиты в соответствии с недавно появившимися угрозами.

Основное нововведение проекта VBM 30 NG — усовершенствованный корпус. Планируется увеличить толщину бронелистов и упростит обводы корпуса. Это приведет к росту баллистической и противоминной защиты, а также упростит производство. Кормовая часть корпуса, вмещающая десант, получит новое V-образное днище.
Разработчики проекта не называют точные показатели нового бронекорпуса, но отмечают, что он будет на уровень выше существующего. Возможно, они имеют в виду стандарт НАТО в сфере бронезащиты STANAG 4569. Это позволяет представить, с какими угрозами будет справляться бронемашина «нового поколения».
Доработкам, связанным с живучестью и безопасностью, подвергнутся обитаемые отсеки. Экипаж машины и десант получит энергопоглощающие кресла, закреплённые на бортах и крыше корпуса. Такие меры позволят дополнительно уменьшить негативное влияние подрыва.
Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть для VBM 30 NG будут практически без изменений заимствованы из проекта VBM Plus. При боевой массе на уровне 33-35 т, это позволит сохранить ходовые и маневренные характеристики на уровне базовой машины.
Любопытно, что в рамках нового проекта планируют проработать пути дальнейшей модернизации конструкции. Так, в CIO изучат возможность перевода бронемашины VBM Freccia на электрическую или гибридную тягу. Впрочем, полноценная перестройка силовой установки является делом отдалённого будущего.

Из предыдущего проекта модернизации будет взят боевой модуль OWS. Дистанционно управляемая башня с 30-мм автоматической пушкой, пулемётом и ракетами соответствует требованиям заказчика, и пока нет планов по её замене.
То же касается и бортовых систем связи, управления и т.д. В обозримом будущем предполагается использовать электронику, разработанную для проекта «Фреччиа Плюс». В дальнейшем возможно создание новых систем и приборов аналогичного назначения.
Планы на будущее
Таким образом, Минобороны Италии задумало крупную модернизацию имеющегося парка бронемашин сухопутных войск, а военная промышленность начала выполнение соответствующего заказа. К настоящему времени консорциум CIO выполнил часть работ по первому проекту VBM Plus и даже начал разработку нового VBM 30 NG.
На выполнение текущих проектов требуется ещё год-два, после чего компании-разработчики должны будут представить на испытания три опытные бронемашины. Затем эта техника покажет свой потенциал, и военному ведомству предстоит принять решение, а также уточнить планы на будущее. Какой из вариантов VBM Freccia станут доводить до серии, станет известно позже.
Свежие комментарии