О неправомерных преследованиях белорусских журналистов - Юрия Павловца, Сергея Шиптенко и Дмитрия Алимкина …
Считаю, что Александр Григорьевич Лукашенко - личность легендарная. Уже исторически легендарная личность. В самые тяжелые для нашей Родины 90-е годы, он сделал то, что еще недооценено. Кстати, делал мужественно и не покладая сил, практически в одиночку, против всех на Западе и против тогдашней российской политической номенклатуры. Его высказывания и действия против «беловежского сговора», патриотический и антизападный ориентир Белоруссии, особенно в первые сроки его президентства, и многие иные конкретные меры имели и имеют большое значение для русской цивилизации. Он многое сделал в геополитическом плане, преподал пример сопротивления Русского мира всему «цивилизованному сообществу» в период с 1994 года и примерно по 2005 (условно) год.
Думаю, что у русских патриотов глубокое уважение к Батьке осталось и будет всегда хотя бы в счёт, так сказать, предыдущих периодов. Усилия Лукашенко в создании Союзного государства, в борьбе с «пятой колонной», по обеспечению общественного и хозяйственного порядка в его стране и многое иное - не прошли даром. Белоруссия 90-х приняла на себя часть удара Запада, который мог бы быть направлен в более концентрированном виде против России. США и Европа вынуждены были «отвлекаться» на Белоруссию, непокорного Лукашенко, оттягивая от России часть своих тлетворных сил. Об этом, чтобы там ни произошло дальше, мы не должны забывать.
Конечно, в последнее время (лет 5 - 10, а то и больше) обнаруживаются отступления А.Г. Лукашенко от принятых им ранее политических принципов. Например, излишняя его «дипломатичность» с Папой Римским, странное отношение в Белоруссии к 1812 году, непризнание Осетии и Абхазии, двусмысленность по «самостийности» Украины, многие иные моменты, о некоторых из которых - ниже.
Не оправдывая его по этим «пунктам», тем не менее, нужно учитывать отдельные моменты. Терпение любого человека не беспредельно. И когда постоянно, 20 лет кряду, плюют от имени центральных «россиянских» СМИ России, а иногда и от имени официальной России, в душу лично Лукашенко и в адрес государственного строя его страны, то любой может давать сбои. Ну, чуть не хватило стойкости, выдержанности, последовательности Президенту Белоруссии. Хотя и в этом не готов судить окончательно, понимая, что ему (Батьке) приходится сталкиваться с трудностями, о которых мы можем и не догадываться.
Я думаю, что опереться Лукашенко ни в России, ни внутри Белоруссии особо не на кого. А ему в этих условиях нужно думать, кроме всего прочего, и о сохранении своей власти в Белоруссии, чтобы одним махом не полетело всё, что создано и сохранено им в 1994 - 2005 годах. Отсюда и противоречивые и иногда нелогичные его заявления и действия последних лет, имеющие целью снизить вероятность и амплитуду массированного удара Запада по Белоруссии.
Критикуя положение дел в Белоруссии, нужно понимать, что дела в самой России в целом - не лучше. Только спектр проблем и «спорных вопросов» совсем иной. Белоруссия же по многим показателям может до сих пор приводиться в качестве положительного опыта для России. Но, согласитесь, это не означает, что негативные тенденции в самой современной Белоруссии не должны замечаться, не могут быть подвергнуты жесткой и, вместе с тем, справедливой критике. Причем, чем более понятной и однозначной критике - тем лучше.
Тем более, и это важно, когда критика ведется не со стороны западнических и либеральных адептов, желающих растворить Белоруссию и белорусов в «цивилизованном Западе», а с патриотических, державных позиций. Кому-то в Белоруссии, возможно, выгодно нарочито не различать либеральных критиканов, стремящихся к устранению самой Белоруссии и всего русского в ней, и мнение русских (они же - белорусские) патриотов, искренне желающих крепости и процветания Белоруссии. Кто-то может «нашептывать» Батьке, мешая всё в одну кучу.
Личности отдаленно соразмерной по масштабу Лукашенко, к сожалению, в Белоруссии до сих пор нет. И, очевидно, не появится в ближайшее время. А потому, критика отдельных аспектов современной внешней и внутренней политики Белоруссии, отказа от принципов следования интересам русской цивилизации осуществляется с патриотических позиций еще и через эту призму. Что будет с Белоруссией, когда (рано или поздно это произойдет) сменится Президент Белоруссии? Ведь при некоторых тенденциях сегодняшней политики в Белоруссии есть все основания полагать, что одним махом могут быть перечеркнуты все достижения времен руководства Лукашенко.
А дальше речь пойдет об одном печальном сюжете, который не прибавляет ни стабильности в российско-белорусские отношения, ни авторитета Батьке, ни справедливости по отношению к человеческим судьбам конкретных людей.
Дело белорусских журналистов Юрия Павловца, Сергея Шиптенко и Дмитрия Алимкина, по последней информации, передано в суд. Думается, что название одного из материалов, в котором излагается суть обвинений против журналистов, «Павловец и Шиптенко сидят в СИЗО за стремление улучшить белорусско-российские отношения» - уже о многом говорит.
О некоторых процессуальных, да и политических моментах этого дела можно узнать из статьид.и.н Александра Юрьевича Бендина. «Следствие по «делу пророссийских публицистов» в Белоруссии отказывается принимать любые доводы защиты, способные доказать невиновность арестованных», - сразу оговаривает основную проблему А.Ю. Бендин... Стремление официальной экспертизы выявить «признаки экстремизма» в безобидных и ответственных мнениях журналистов, разжигание ею (экспертизой) страстей на ровном месте - как эта ситуация знакома и по «практике» действий известных политических сил и в России! Только совсем недавно представлял«технологию» преследований в России главного редактора газеты «Московские ворота» И.В. Кулебякина. Эта же «технология», к сожалению, работает и в Белоруссии.
Я просмотрел внимательно некоторые публикации, за которые привлекается к суду Сергей Шиптенко (под некоторыми материалами, наверное, его творческий псевдоним - Артур Григорьев) и пришел к некоторым выводам.
Со стороны журналиста звучит серьезная озабоченность, если Белоруссия будет двигаться путем «этнического национализма» (белорусского), то рискует повторить путь Украины. В этом утверждении, на мой взгляд, предупреждение и самому Александру Григорьевичу. Разве он (Шиптенко) не прав?
Белорусский национализм (ну, как и украинский), будучи разновидностью западного национализма, базирующегося на принципах исключительности отдельной нации за счет других наций и этнических групп - крайне опасен для государства. Он вбивает клин в единство русского народа. Такой «национализм» - прямая угроза существованию Белоруссии, как государства, да и власти самого Президента. Разве ситуация на «их» Украине ни о чем не говорит?
Не умнее ли в Белоруссии крепить триединство русского народа? Кстати, о единстве народа России и Белоруссии неоднократно говорил А.Г. Лукашенко. Стоит ли белорусской элите, на что обращает внимание Сергей Шиптенко, базироваться на порочных посылах этнического, западнического, нац-демского национализма?
В происходящем в Белоруссии официальном насаждении национализма нельзя не усматривать воздействие Запада. А разве не с этим воздействием постоянно, особенно накануне очередных президентских выборов, борется сам Батька и вся государственная машина государства Белоруссия? Разве не видно, что автор публикаций, которого судят, говорит об этом же, работает в этом смысле на укрепление государства, против экстремистов и майданщиков всех мастей? Может, его уместнее поблагодарить за это, а не судить?
Разве он не прав, что белорусский язык поддерживался административными мерами в советское время? Разве не прав, что сегодня не очень популярный среди населения белорусский язык рекламируется и насаждается искусственными методами. Например, действительно, сомнительно выглядит затея с заменой вывесок и названий улиц с русского на белорусский язык. Зачем? Какой в этом смысл, если в стране два государственных языка - белорусский и русский?
А меры по насаждению белорусского языка в сфере образования? Разве они не напоминают ситуацию с недавно принятым и подписанным Порошенко украинским законом «Об образовании», предусматривающим, что с 2020 года система образования в этой стране станет полностью украиноязычной, что приведет к исчезновению русскоязычных школ и классов, а также школ для иных национальностей? И белорусских, кстати, тоже.
И разве не прав автор публикаций, когда дипломатично говорит об «идеологически предвзятом конструировании истории и культуры Белоруссии» с целью исключить «русские корни и русские влияния»? Сергей Шиптенко говорит и об американских грантах, на которые открываются соответствующие музеи. Так, поблагодарить же нужно автора публикаций за то, что предупреждает - «бесплатный сыр - в мышеловке». Не о том ли часто говорил и говорит Президент Белоруссии?
Обращает внимание автор и на неправомерное возвеличивание некоторых польских исторических персонажей в белорусской истории и культуре. А разве даже новейшая история Белоруссии не подтверждает, что почти все западные мутные потоки, направленные против Белоруссии, исходят именно из Польши? Не стоит ли и в этом вопросе вместо осуждения вновь поблагодарить Шиптенко?
А возвеличивание Великого Княжества Литовского (ВКЛ) как белорусского государства, о чем говорит Шиптенко, к чему это может привести на деле? К подготовке условий для вхождения Белоруссии в новую Речь Посполитую? Разве не так?
Кстати, а представление Белоруссии в качестве «начледницы» ВКЛ и Речи Посполитой, не формирует ли у современных белорусов прозападную раболепскую психологию? Прав автор, когда говорит, что Польша взяла на себя, как и всегда до этого, роль «смотрящего» за «восточными партнерами» ЕС и вообще «цивилизованного Запада». Так кто является наследником «Речи Посполитой»? Роль второго «смотрящего» пыталась взять на себя и Литва, мечтающая (беспочвенно, конечно) о воссоздании «ВКЛ». Но отказ Януковича на евросаммите в Вильнюсе в конце 2013 года подписать договор Украины об евроассоциации, отстранил ее из претендентов на эту роль. Как известно, тут же соответствующие силы приступили к организации киевского «майдана».
Пусть и не надеется Белоруссия, что сможет стать «наследницей» чего-либо, кроме русского дела.
Какая роль уготована Белоруссии при следовании этим «идеологическим» путем? Обоснование «европейских корней» белорусов через Польшу - удар не только этнического, но и религиозного свойства. А прибавить к прививаемой раболепской психологии идеи радикального белорусского национализма - вообще гремучая смесь получается.
Критикуется в статьях Шиптенко миграционная политика Минска, благодаря которой, в Польшу и через Польшу идет отток белорусской высококвалифицированной рабочей силы. Неужели сложно увидеть в этом искреннюю озабоченность автора экономическими и демографическими проблемами своей страны?
Ну, «закон о тунеядцах» еще критикует Сергей Шиптенко. Но, через призму неопределенности общественно-политического строя страны. Белоруссия в угоду МВФ все дальше уходит от социализма, а борьба с тунеядцами - в духе СССР. О несоответствии «социалистического» и «капиталистического» труда в Белоруссии справедливо говорит автор. Действительно, с этими вопросами как-то нужно определяться. Он не прав? А, если, хотя бы на половину прав, то о каком уголовном преследовании за «разжигание национальной, расовой и религиозной розни» может идти речь?
Тоже самое относится к другим критическим высказываниям Сергея Шиптенко. Так, на смену коммунистическим ленинским «прочтениям» и «клятвам» октябрят и пионеров приходят какие-то языческие мифы о «первопроходцах» октябрятах-пионерах. Все это, действительно, с точки зрения здравого смысла, похоже на какую-то фантасмагорию. Критикуется в целом идеологическая эклектичность. Это - справедливая и конструктивная критика. За нее в тюрьму? Оригинально.
Ну, в каких-то моментах, действительно, может быть, Сергей Шиптенко критикует более жестко, чем хотелось бы властям Белоруссии. А что, во власти находятся столь ранимые персоны, что падают в обморок от критических замечаний? А при желании, конечно, всегда можно найти то, за что «притянуть» к «ответственности», наказать, сломать человеческую судьбу.
Подобные выводы, думается, можно было бы сделать и по материалам «коллег по несчастью» Сергея Шиптенко - Юрия Павловца и Дмитрия Алимкина. Просто их статьи я просмотрел менее внимательно, но суть - та же.
В любом случае, нужно ясно различать критику действий государственных органов власти от призывов к нарушению государственного единства страны и «разжигания розни». Надо бы быть внимательнее к белорусским националистам и ко всем либерал-демократам. Правительству Белоруссии следовало бы обратить пристальное внимание на русофобию, которая присуща радикальным белорусским националистам, так как подлинная опасность экстремизма, то есть, разжигание межэтнической розни, исходит из этой оппозиционной среды. Вместо этого мы видим, что пристальное внимание Министерства информации и правоохранительной системы страны уделяется сторонникам российско-белорусского единства, противостоящим врагам Белоруссии.
Даже если с точки зрения белорусских государственных деятелей, Сергей Шиптенко, Юрий Павловец и Дмитрий Алимкин не во всем правы в своем критическом подходе к реалиям белорусской политики, разве можно на этом основании обвинять их в экстремизме и возбуждать уголовное преследование? А ведь сроки лишения свободы по инкриминируемой журналистам уголовной статье огромные, до 12 лет заключения. Разве не видно из текста их статей, что там нет никаких призывов к «разжиганию национальной, расовой и религиозной розни»? Разве не видно, что выводы официальной «экспертизы», увидевшей в этих статьях «признаки экстремизма» не являются объективными?
Какое там «разжигание розни»? Скорее, наоборот, стояние на принципах, о которых немного в иной форме заявлял ранее сам А.Г. Лукашенко. Ну, подход немного более жесткий, нелицеприятный, однако конструктивный по своей сути, работающий на российско-белорусское сближение, на интеграцию. И что же? За это судить?
... Некоторые знающие люди высказывают мысль, что судебная практика Белоруссии отличается тем, что крайне неохотно выносит оправдательные приговоры. Очень хочется надеяться, что в данном случае произойдет исключение, что, в конечном итоге, будет вынесен оправдательный приговор.
Очень хочется надеяться, что у органов государственной власти, судебной системы Белоруссии хватит взвешенности и здравого смысла не осуждать белорусских журналистов. Ну и, конечно, надежда на мудрость А.Г. Лукашенко.
Андрей Сошенко, секретарь МОО «Русское Собрание»
Свежие комментарии