На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 367 подписчиков

Свежие комментарии

  • Дмитрий Бакланов
    Рано или поздно война закончится. А после войны по нему можно и газ попродавать. В проигравшую Европу, которой будет ...США хотят тайно д...
  • Владимир 123
    Этого надо было ожидать.Узбекистан «наеха...
  • Svetlana Kuzmina
    Поражает то, что американцы уверены до сих пор, что они умнее всех на свете, хотя на самом деле, их хитрож...сть уже ...США хотят тайно д...

Проекты Турции на Куре и Араксе ущербны для соседних стран Закавказья и Ирана

Правительство Армении приняло на днях решение о восстановлении части прежнего русла реки Аракс, приграничной с Турцией в рамках программы «Улучшение оросительной системы». Пока речь идет примерно о 7 км этого русла, ранее обрушившихся из-за оползней и засухи. Из-за этого течение – прежде максимально полноводное в армянском секторе реки – стало мелководным, и поток перемещается на турецкую территорию.

Восстановленная часть русла позволит не только увеличить объемы орошения примыкающих сельхозугодий в Армении, но и предотвратить возможное изменение турецкой стороной приграничного русла Аракса. Последнее отнюдь не гипотеза: в обширном восточном регионе Турции уже которое десятилетие реализуются гидропроекты, способные изменить географию расположения этих рек. И в целом угрожающие самому существованию трансграничного речного бассейна Кура–Аракс.

Поясним: в течение трех последних десятилетий турецкая «Государственная гидравлическая компания» (DSI) активно перегораживает Куру и её основной приток Аракс. На Куре DSI реализует общерегиональный гидропроект, охватывающий до трети общей территории восточной и северо-восточной Турции. Цель – нарастить выработку электричества и в 13-15 раз увеличить площадь орошаемых сельхозземель в этом обширном регионе, сопредельном с Грузией и Арменией. Только в верхнем течении Куры уже сооружены или почти сооружены пять крупных плотин, способных в короткий срок в буквальном смысле обезводить в ближайшие 5-8 лет Куру по всему её течению. И, соответственно, сократить конечный сток Аракса в Куру, и без того, повторим, сокращающийся из-за аналогичных проектов в турецком секторе этой артерии.

К настоящему времени в этом секторе Аракса построено 7 мало- и среднемощных ГЭС, что, однако, не предел. Ибо планируется к середине 2020-х ввести в действие еще 6-8 таких объектов.

Все упомянутые проекты разрабатываются и реализуются без консультаций с соседними странами. Официальные же запросы последних к Анкаре по этой проблематике либо игнорируются, либо соседей заверяют в экологической безущербности данных проектов/объектов.

В Турции формируется водонаполняемость бассейна Кура–Аракс: этим активно пользуется Анкара

Характерно в этой связи, что Экономический и социальный совет ООН еще в 2010 году в докладе «Основные результаты оценки состояния трансграничных рек, озер и подземных вод на Кавказе» негативно охарактеризовал ситуацию, сложившуюся во взаимоотношениях Турции с соседними странами Закавказья в сфере трансграничных водоресурсов. Было рекомендовано, прежде всего, выработать единые нормативы экологической оценки этих ресурсов, взаимно согласовывать проекты на трансграничных водных объектах. Иначе, как отмечено в докладе, неизбежно ухудшение не только экономических, но и политических взаимоотношений между этими странами – и без того напряженных ввиду внутрирегиональных конфликтов. Но эти рекомендации и поныне не выполняются турецкой стороной.

Между тем те же турецкие проекты ставят под вопрос и полноценную работу ирано-азербайджанских ГЭС в нижнем течении Аракса («Худаферин» и «Гыз Галасы»). Причем эти проекты реализуются в строгом соответствии с конкретным спросом сопредельных районов обеих стран на электроэнергию и водоснабжение. Те же принципы – в ГЭС-проекте Армении и Ирана на нижнем Араксе («Мегри–Карачилар»), но гидроэнергетическая политика Анкары в бассейне Кура–Аракс «прессингует» и этот проект.

По мнению профильных азербайджанских экспертов Садига Гасанова и Ровшана Аббасова, водохранилища на реках Кура и Аракс в Турции представляют большую угрозу для Грузии и Азербайджана даже без учета глобального изменения климата. С учетом же этого изменения сокращение водотока в Куре и в ее главном притоке Араксе приведет к тому, что соленые воды Каспия будут по нарастающей заполнять русла этих рек. Что, по данным экспертов, уже происходит в прикаспийском секторе Куры.

В более широком контексте означенные планы Анкары в бассейне Кура–Аракс обусловлены не только использованием ею, скажем так, водно-политических рычагов воздействия на Ереван, Тбилиси и Баку, но и грандиозным проектом трубопроводного экспорта в страны Ближнего–Среднего Востока вод трансграничных Тигра, Евфрата и их турецких притоков – все эти артерии расположены южнее Аракса и Куры. Реализация проекта планируется к середине 2030-х. А возможный и, скорее всего, неизбежный при этом водный дефицит на юге и юго-востоке Турции планируется частично восполнять, во-первых, водохранилищами (с увеличением их мощности) на Араксе и Куре. Во-вторых, не исключается частичное изменение русла этих рек в пользу южной и юго-восточной Турции, откуда запланированы экспортные водо-трубопроводы, то есть из бассейна Тигра–Евфрата. Но будет ли Анкара согласовывать со странами Закавказья и Ираном возможное изменение русла Аракса и Куры? Сомнительно.

Турецкое правительство еще в середине 1980-х предложило программу «Водовод мира», предусматривающую переброску воды из турецкого сектора бассейна Тигр/Евфрат (ТСБТЕ) в Сирию, Иорданию, Палестину, Израиль, Кувейт, Саудовскую Аравию, ОАЭ, Катар и Северный Кипр (самопровозглашенная Турецкая республика Северного Кипра) по магистральным трубопроводам. С софинансированием этих стран, но с преобладающим финансированием со стороны Турции.

За исключением Сирии программа не вызвала негативной реакции в этих странах, что связано с растущим дефицитом пресной воды и в целом водоресурсов в тех же странах, а также с их стремлением ограничить  с помощью Анкары  преобладающее влияние Ирана и англо-американцев в столь обширном регионе.

Потенциальный ежесуточный объем воды, запланированный для поставок, например, только в Саудовскую Аравию, оценивается в 3,5 млн кубометров; в Кувейт и ОАЭ в целом не меньше 2,5 млн куб. метров. В середине 2010-х было подписано соглашение Турции и Израиля по трубопроводному водоэкспорту не менее 50 млн кубометров в год из ТСБТЕ.

Таким образом, водно-энергетические проекты Турции на Араксе и Куре, реализуемые без учета интересов соседних стран Закавказья и Ирана, нацелены на реализацию геополитических задач Анкары и на Ближнем–Среднем Востоке. Но при этом и наносят серьезный ущерб хозяйственным интересам её соседей, и способствуют росту напряженности межгосударственных отношений в сопредельном регионе.

Леонид Алексеев, по материалам: Ритм Евразии

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх